Что такое lpcm звук. DSD или PCM, какой формат на самом деле лучше? Оборудование для проигрывания DSD

Что такое аудио формат DSD


DSD (Direct Stream Digital ) - однобитный аудиоформат, разработанный компаниями Sony и Philips , в котором используется кодирование плотностно-импульсной модуляции , разновидность сигма-дельта-модуляции и применяется для хранения звукозаписей на оптическом носителе SACD (Super Audio CD) .

Изначально SACD предполагался как архивный формат звукозаписывающей компании Sony Music для перевода музыкального архива в цифровой формат.

Аналоговый звуковой сигнал конвертируется в цифровой с помощью дельта-сигма модуляции при частоте дискретизации 2 822,4 кГц (в 64 раза больше, чем у CD Audio при частоте 44,1 кГц ), но с разрешением 1/16 от разрешения в 16 бит . Для снижения уровня шумов в пределах частного диапазона полезного сигнала используется технология «Формирование шума» (перемещение частотного спектра шума дискретизации в верхнюю или нижнюю октавы за пределы слышимого диапазона) реализуется посредствам использования супердискретизации сигнала 64х для уменьшения шума и искажений, вызванных погрешностью квантования аудиосигнала до одного бита.

Избыточное семплирование имеет большое значение при устранении шумов квантования, вносимых квантователем. Поскольку сигнал передискретизирован, соседние отсчеты коррелируют друг с другом. В итоге так называемого «сетевого эффекта» мощность шума в частотном диапазоне, занимаемом полезным сигналом, уменьшается пропорционально повышению частоты дискретизации. Таким образом, отношение сигнал/ шум увеличивается, когда частота дискретизации становится больше. Передискретизация позволяет избежать необходимости предварительного фильтрования и сохраняет гармоники в их первоначальном состоянии. Фазовая характеристика становится более схожей с высокочастотной характеристикой аналоговых систем.

Положительное изменение амплитуды будет представлено всеми «1». Отрицательное - всеми «0». Нулевая точка будет представлена сменой двоичного числа. Поскольку значение амплитуды аналогового сигнала в каждый момент представлено в виде плотности импульсов, этот метод иногда называют плотностно-импульсной модуляцией Pulse Density Modulation (PDM) .

Преимущества формата DSD

  • превосходные частотные и фазовые характеристики
  • помехоустойчивость
  • более простая обработка и коммутация
  • снижение влияния ошибок
  • возможность усовершенствования без ущерба для совместимости носителей
  • oднобитный формат DSD не нуждается в кадровой структуре и не требует многоразрядных шин, что дает несколько важных технических преимуществ:
  • соединение осуществляется одной парой проводников (как в аналоговой технике)
  • нет необходимости создания буфера для хранения многоразрядного слова. Поскольку система одноразрядная, нет также необходимости усложнять её синхронизацией
  • эффекты задержек отсчетов (джиттер) незначительны, поскольку задержка нескольких отсчетов при передискретизации оказывает на аудиосигнал минимальное влияние, так как даже при самой высокой частоте сигнала составляет малую часть периода; в многоразрядных системах задержка на один отсчет будет равняться уже половине периода высокочастотных компонентов сигнала.
  • блоки обработки и микросхемы имеют меньше соединений и могут использовать последовательный интерфейс.
  • DSD способен обеспечить динамический диапазон 120 дБ от 20 Гц до 20 кГц . Значительное повышение уровня шума происходит за границей слышимого диапазона свыше 20 кГц

Применение технологии DSD

Используется в носителях SACD

DSD-диск - оптический диск (DVD-R, DVD+R, DVD-RW или DVD+RW) , содержащий файлы DSD с расширением *.DSF , который может проигрываться на компьютере или другом оборудовании, поддерживающем воспроизведение этих файлов. Содержит аудиофайлы высокого разрешения с частотой дискретизации 2822,4 кГц . Качество аудиозаписи на DSD-диске такое же, как на SACD , с тем отличием, что на первом не может быть записан многоканальный сигнал. Фирмой Sony разработана спецификация под названием DSD Disc Format , которой пользуются некоторые звукозаписывающие фирмы для выпуска DSD-дисков . Этот формат является открытым, и при наличии специального ПО такой диск может быть подготовлен в бытовых условиях и содержать файлы DSD , полученные, например, через Интернет. Фирма Mytek Digital выпускает отличные ЦАП способные напрямую обрабатывать DSD поток, очень популярен их продукт .

С 2010 года в Интернете стали распространяться аудиофайлы DSD , имеющие расширение DSDIFF или DSF . С помощью специального ПО и ЦАПа они могут воспроизводиться на компьютере, либо могут быть преобразованы в ИКМ-файлы для последующего прослушивания.

Сравнение DSD с PCM

Звук SACD сохраняется в формате, называемом Direct Stream Digital (DSD) , который отличается от обычного PCM (Импульсно-кодовая модуляция - ИКМ ) используемого в компакт-дисках или в обычных компьютерных аудио системах.

Рекордер Direct Stream Digital (DSD) использует модуляцию сигма-дельта. Разрешение DSD составляет 1 бит с частотой сэмплирования 2,8224 МГц . Выходной сигнал рекордера DSD чередуется между уровнями положений "включено" и "выключено" и представляет собой двоичный сигнал - bitstream . Долгосрочный средний коэффициент этого сигнала пропорционален исходному сигналу. В DSD используются методы формирования шума для того, чтобы вывести шумы за пределы слышимого диапазона. В принципе, сохранение потока bitstream в DSD позволяет проигрывателю SACD использовать базовую (однобитную) схему ЦАП, которая включает в себя аналоговый фильтр низкого порядка. Формат SACD способен передавать динамический диапазон 120 дБ от 20 Гц до 20 кГц и расширенный частотный диапазон до 100 кГц , хотя большинство имеющихся в настоящее время плееров заявляют верхний предел 80-90 кГц, а 20 кГц является верхним пределом восприятия человеческого слуха.

Процесс создания сигнала DSD концептуально походит на использование 1-битного аналогово- цифрового (A/D) преобразователя дельта-сигма и исключения decimator (прореживателя), который преобразует 1-битный поток bitstream в многобитный PCM . Вместо того, чтобы записывать напрямую 1-битный сигнал, теоретически требуется только низкочастотный фильтр для восстановления исходного аналогового сигнала. На самом деле это сложнее, и аналогия является неполной при таком 1-битном преобразовании сигма-дельта, и в наши дни имеет довольно редкое применение, одна из причин заключается в том, что 1-битный сигнал не может быть должным образом дитерингован: большинство современных преобразователей сигма-дельта являются многобитными.

Из-за характера преобразователей сигма-дельта, прямое сравнение между DSD и PCM не представляется возможным. Однако возможно некоторое приближение, если преобразовать DSD в некоторых аспектах сопоставимый с форматом PCM , который имеет разрядность 20 бит и частотную дискретизацию 96 кГц . Дискретизация PCM - 24 бит обеспечивает (теоретически) дополнительный динамический диапазон 24 дБ .

Ввиду того, что было чрезвычайно трудно осуществить DSP операции (например работу с эквализацией, балансом, панорамированием и другими изменениями в цифровом виде) в 1- битной среде, а также распространенности студийного оборудования, такого как Pro Tools, которое исключительно работает на основе PCM , подавляющее большинство дисков SACD – в особенности рок и современная музыка, которая опирается на многоканальную технику – фактически микшировались в PCM (или микшировалась в аналоге, а записывались на PCM рекордеры), а затем преобразовывалась в DSD для мастеринга в SACD .

Для решения некоторых подобных проблем, был разработан новый студийный формат, как правило, его называют «DSD -wide », который сохраняет высокую частоту дискретизации стандартного DSD , но использует 8-бит , а не однобитовый digital word length, при этом в значительной мере опирается на принцип «формирования шума ». Он становится почти таким же, как PCM (его иногда пренебрежительно называют "PCM - narrow "), но имеет дополнительные преимущества и более практичен при DSP операциях в студии. Главное отличие в том, что "DSD-Wide " по-прежнему сохраняет частоту дискретизации 2,8224 МГц (64Fs) в то время как самая высокая частота РСМ - 352,8 кГц (8FS) . Затем сигнал "DSD-Wide " преобразуется с понижением в обычный DSD для мастеринга SACD . В результате этой технологии и других улучшений, в настоящее время существует несколько цифровых аудио рабочих станций (DAWs), которые работают или могут работать в области DSD , в частности Pyramix и некоторые системы SADiE .

Другой формат для редактирования DSD это DXD (Digital eXtreme Definition) , формат PCM с 24- битным разрешением дискретизации 352,8 кГц (или как вариант 384 кГц ).

Обратите внимание, что PCM высокого разрешения (DVD-Audio, HD DVD и Blu-ray Disc ) и DSD (SACD) все еще могут технически отличаться на высоких частотах. Фильтры восстановления обычно используются в системах декодирования PCM , таким же образом как и раньше, поэтому обычно используются ограничивающие фильтры пропускной способности в системах кодирования PCM . Любые ошибки или нежелательные объекты привносимые такими фильтрами, как правило, влияют на конечный результат. Явное преимущество DSD , заключается в том, что подобная фильтрация не используется. Динамический диапазон DSD быстро спадает при частотах свыше 20 кГц благодаря использованию системы подавления шумов, а также во всех плеерах SACD используется дополнительный фильтр низких частот 50 кГц для обеспечения безопасности, в ситуациях, когда усилители или колонки не будут выдавать искаженный выходной сигнал, если в сигнале присутствует шум свыше 50 кГц .

Схематичное объяснение DSD


Схема PCM (Pulse Code Modulation) Импульсно-кодовая модуляция - ИКМ


Схема DSD (Direct Stream Digital)



Модуляция Дельта-Сигма

Спектральный DSD vs. PCM

DSD как формат кодирования


DSD как формат кодирования


DSD как формат кодирования


Результат кодирования PCM 1FS


Результат кодирования PCM 2FS


Результат кодирования DSD

Записи DSD

  • Существует много записей, которые были преобразованы из оригинальных записей PCM
  • Лейблы Audiophile имеют большие библиотеки записей DSD, которые используется для SACD
  • Записи DSD все более доступны для скачивания через Интеренет

Показатели скорости загрузки

  • Размеры файлов для 3 минутной песни и время загрузки (при условии скорости подключения к Интернет 5 мб/сек)
Redbook (16/44.1kHz) 32 мб 1 мин.
24/88.2kHz 95 мб. 2.6 мин.
24/96kHz 103 мб. 2.8 мин.
24/176.4kHz 190 мб. 5 мин.
DXD (24/352.8kHz) 380 мб. 10 мин.
DSD 127 мб. 3.4 мин.

Оборудование для проигрывания DSD

  • Cуществует много ЦАПов, в которых используются стандартные готовые чипы, которые либо не понимают DSD , либо конвертируют поток DSD через PCM для преобразования в аналоговый звук
  • Есть производители, которые создают ЦАПы, способные конвертировать DSD в аналог напрямую без обходных путей
  • Уже имеется много программ способных проигрывать как DSD так и PCM файцлы на Mac и PC

Открытый стандарт DSD-over-PCM (DoP)

  • Обеспечивает отправку данных DSD по стандартным интерфейсам PCM (например AES/ EBU, SPDIF, USB и т.д.)
  • Без преобразования в PCM !
  • Поддерживается наибольшим количеством производителей ЦАП и программного обеспечения для воспроизведения

Ссылки на внешние ЦАП

Благодаря DoP (DSD через PCM ) любой стандартный интерфейс PCM может использоваться для DSD , а именно:

AES / EBU

  • Плюсы : длинный кабель, синхронизация
  • Минусы : ограниченная частота дискретизации, требуется второй канал для мастер клока

S / PDIF

  • Плюсы : синхронизация
  • Минусы : короткие кабеля, ограниченная частота дискретизации, требуется второй канал для мастер клока

HDMI

  • Плюсы : синхронизация, DSD
  • Минусы : ограниченная частота дискретизации, ограниченная длина кабеля, дороговизна, нет настройки мастер клока

USB

  • Плюсы : стандартный на всех компьютерах, поддержка стандартных операционных систем, открытость (может поддерживать DSD или любые будущие форматы), нет ограничения по частоте дискретизации, не требуется второй канал для мастер клока
  • Минусы : ограниченная длина кабеля, асинхронность

Firewire

  • очень похож на USB , но все менее и менее популярен среди производителей компьютеров

СТАНДАРТЫ ЗВУКА


Технология DVD позволяет записывать многоканальный звук, как в сжатом виде (Dolby Digital, DTS, MPEG), так и несжатый, в виде линейного и пакетного PCM. Чем больше сжатие звука, тем хуже его качество. Многоканальность звука обозначается как 2.0, 5.1 и т.п. - первая цифра - количество отдельных звуковых каналов, вторая - обозначает наличие низкочастотной (сабвуферной) дорожки. Пятиканальная реализация звука предполагает 2 фронтальных динамика, 2 тыловых, центральный динамик и сабвуфер. При 6 и 7 канальном звуке добавляется центральный тыловой или второй центральный фронтальный или два боковых динамика. Многие неопытные пользователи предпочитают звук Dolby Digital, но они не знают всех его недостатков.

Основные форматы записи звука на DVD-дисках следующие:

Advanced Resolution (linear PCM и packed PCM) = применяется только для записи МУЗЫКИ и только на дисках DVD-AUDIO. Этот формат предоставляет наивысшее качество звука. Максимальные значения разрешения = 24bit/192khz, правда, аппаратура, поддерживающая столь высокое разрешение, встречается редко. Более распространённый формат - 24bit/96khz. Advanced Resolution бывает в следующих форматах: 2.0; 4.0; 5.1
PCM (LPCM) (Pulse Code Modulation uncompressed) = звук с линейной импульсно-кодовой модуляцией, как и на обычном компакт-диске. На DVD программах обычно записывается в стандарте, чуть лучшем, чем на компакт-диске = 16bit/48khz, однако часто встречается 20-битная запись. В очень редких случаях можно встретить 24bit/96khz - буквально на единичных изданиях. Этот стандарт применяется для записи музыкальных программ, т.е. видеоклипов и концертов, и для этих программ он является наилучшим. Нам приходится сталкиваться с непониманием покупателей, которые хотят слушать музыкальные программы в Dolby Digital, но достаточно послушать на хорошей аппаратуре PCM и Dolby, и все преимущества PCM становятся очевидными даже самому тугому на ухо человеку. PCM бывает только в 2.0, или STEREO, но если Вы хотите услышать окружающее звучание, любой ресивер без труда декодирует этот формат в Dolby Surround Pro-Logic, правда, вся живая суть музыки умрёт. Музыку должно и нужно слушать в несжатом стереоформате - вот мнение меломанов. PCM Stereo - правильный выбор для этого.
DTS (Digital Theater System) - система записи окружающего звучания, разработанная специально для систем кинопроката, позднее внедрена в системы домашнего видео. Качество звука, предлагаемого данным методом отличает большая динамика и чистота. Сжатие звука невелико - приблизительно 1:3, разрядность - 20bit, поэтому по качеству DTS может конкурировать с PCM и часто используется при издании концертных записей на DVD. Некоторые кинофильмы также издаются с DTS дорожкой, правда, в основном на языке оригинала. В системе DTS предусмотрено следующее количество каналов 2.0, 4.0, 5.0, 5.1, 6.1 и даже 7.1. Последние два стандарта называются DTS ES и DTS EX и требуют специальных декодеров и дополнительных каналов усиления, хотя эти два стандарта совместимы и с обычными ресиверами с реализацие звука в 5.1.
Dolby Digital - наиболее распространённый и наименее хорошо (или скорее, наиболее отвратительно) звучащий формат звука в DVD-технологии. И это неудивительно, поскольку сжатие в максимальных значениях доходит до 1:11. Правда, величина этого сжатия переменая, зависит от насыщенности звукового потока, и при грамотной кодировке недостатки сжатия могут быть несколько нивелированы. Тем не менее для кинофильмов эти недостатки практически незаметны, а вот в музыкальных программах часто весьма и весьма очевидны,к сожалению. Способ и качество кодировки Dolby Digital можно сравнить с записью в MP-3 формате. И производители музыкальных программ часто идут на поводу у рынка, записывая музыку в популярном народном формате Dolby Digital, и не предлагая никакой альтернативной дорожки в PCM или DTS. Стандарт Dolby Digital предлагает следующие виды многоканального звука: 1.0; 2.0; 2.1; 4.0; 4.1; 5.0; 5.1; 6.1. THX сертификация Dolby Digital предполагает внесение особых изменений во временных задержках сигнала и в его АЧХ. Естественно, используется при записи кинозвука, но не музыки. Пожалуй, единственный музыкальный THX сертифицированый релиз - это концерт Rolling Stones "Live At The Max", да и тот, по сути, является кинофильмом, поскольку был снят для демонстрации в широкоплёночных кинотеатрах IMAX.
Dolby Surround - устаревшая система окружающего звучания, позволяет получить из обычного аналогового (не цифрового) стереосигнала четыре составляющие - правый, левый, центральный и тыловой каналы, а так же возможно подключение сабвуфера. Дополнительные каналы выделяются матричным декодированием противофазного сигнала из двух стереоканалов. Обозначается этот формат как 2.1, 3.1, 4.0 или 4.1
MPEG Multichannel - устаревшая (скорее мертворождённая) система окружающего звучания, предлагавшаяся европейскими производителями дисков. От Dolby Digital практически ничем не отличается, разработана с целью не платить авторских отчислений Dolby Labs. В настоящее время практически не встречается, кроме редких французских изданий.

СТАНДАРТЫ ВИДЕО

Стандарт DVD подразумевает запись изображения с соотношением сторон, принятым в телевещании, т.е. 3:4, или, по другому, 1,33. Однако подавляющее большинство кинофильмов снимается с другим соотношением сторон, а именно 1,77; 1,85; 2,35 и т.п. То есть фильмы снимаются как правило в широкоэкранном виде. Каким образом можно уместить широкий кадр в обычный формат 1,33, предусмотренный стандартом?
То, что происходит с изображением в этом случае, представляет наибольшую трудность в понимании для новичков. Ниже на простых схемах мы вам обьясним, как изменяется изображение и что нужно знать об этом пользователю.

ИЛЛЮСТРАЦИИ ГОТОВЯТСЯ:)))
АНАМОРФНОЕ изображение считается наиболее КАЧЕСТВЕННЫМ, поскольку сохраняет высокое разрешение и позволяет, в зависимости от настройки плейера, смотреть кинофильм как в леттербоксированном виде, так и в анаморфированном. Если у Вас обычный, не широкоэкранный телевизор, то указав в настройках плейера тип телевизора как 3:4 (normal), вы увидите широкий фильм как на картинке 2, а выбрав тип телевизора как 16
:9 (wide), вы увидите изображение как на картинке 3. Если же у Вас широкоэкранный телевизор, то Вы наглядно сможете увидеть все недостатки letterbox, как на нижеприведённой иллюстрации:

ИЛЛЮСТРАЦИИ ГОТОВЯТСЯ:)))
СТЕПЕНЬ АНАМОРФИРОВАННОСТИ киноизображения зависит от исходного кинокадра и бывает от 1,77 до 3,1; Наиболее соответствующим широкоэкранному ТВ-формату является анаморфирование в соотношении 1,85. В более высоких соотношениях сверху и снизу экрана появляются узкие чёрные полоски, но качество изображения всё равно остаётся неизменно высоким. Коллекционеры DVD во всём мире предпочитают анаморфные издания. Наивысшее качество DVD-картинки получается на плейерах с возможностью прогрессивной развёртки, соответствующей стандартам HDTV, т.е. телевидения высокой чёткости.

Введение

Когда речь идёт об аудио высокой чёткости (high definition), проигрываемого с плеера Blu-ray на компьютере, многие склонны думать, что наличие интерфейса HDMI на материнской плате или видеокарте автоматически позволяет воспроизводить на телевизоре и домашнем кинотеатре такие форматы аудио высокой чёткости, как Dolby Digital Plus, DTS-HD High Resolution, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Однако за исключением нескольких интересных возможностей, в большинстве случаев это совершенно не так. Даже относительно новые, оснащённые интерфейсом HDMI high-end материнские платы, видеокарты и звуковые карты могут не справиться с такими немалыми потоками звуковых данных самостоятельно. Всё, в конце концов, сводится к тому, какого типа входящий сигнал они могут принять и какой сигнал выдать.

В данном обзоре мы рассмотрим все форматы HD-аудио, их битрейт (поток) и требования по доставке на средство воспроизведения. Во второй части мы продолжим исследовать, как цифровые аудиопотоки могут (или не могут) обрабатываться в типичных компонентах ПК. После прочтения обеих статей, вы должны будете придти к глубокому пониманию того, почему так много пользователей систем домашних кинотеатров используют множество аналоговых кабелей (три для 5.1-канального звука и четыре для 7.1-канального звука) вместо HDMI для передачи многоканального звука туда, куда нужно. Мы расскажем также о некоторых альтернативных решениях, связанных с преобразованием цифрового сигнала в аналоговый в компьютере, а не в ресивере или предусилителе, часто такая опция является наиболее доступной для получения HD-звука оптимального качества. И, наконец, возможно, вы поймёте, почему стоит ещё немного подождать с покупкой плеера Blu-ray для системы домашнего кинотеатра; это позволит вам воспользоваться некоторыми новыми преимуществами, которые должны появиться до конца 2008 года, но пока ещё не совсем готовы (по крайней мере, не были готовы на момент написания данной статьи).

В первой части мы рассмотрим следующие пункты.

Аудио форматы Blu-ray: Pulse Code Modulation (называемый также PCM, или иногда LPCM от Linear PCM, поддерживаемый большинством аудиоустройств), три типа Dolby (Dolby Digital, Dolby Digital Plus и Dolby TrueHD) и DTS (DTS, DTS-HD High Resolution и DTS-HD Master Audio).
Битрейт (или поток), связанный с каждым форматом, а также количество каналов, частоты дискретизации (сэмплирования), битовые глубины, используемые для кодирования форматов.
Может ли разъём SPDIF обеспечить нужный поток для каждого формата, и с какими типами HDMI-интерфейсов работает каждый формат.

Во второй части мы рассмотрим программные кодеки ПК, чтобы узнать, с какими форматами они работают, а также типы интерфейсов, которые могут поддерживать оснащённые HDMI материнские платы, видеокарты и звуковые карты. А поскольку недавно стали доступны новые чипсеты и интерфейсы (или будут доступны относительно скоро), мы также объясним, как новое и грядущее аппаратное обеспечение может предоставить более простые решения для аудио высокой чёткости для ПК, которое на данный момент находится в плачевном состоянии.


Форматы аудио высокой чёткости (HD-аудио)

На диски Blu-ray могут быть записаны звуковые дорожки к фильмам в одном из следующих форматов.

PCM (Linear PCM, или LPCM);
Dolby Digital;
DTS;
Dolby Digital Plus;
DTS-HD High Resolution;
Dolby TrueHD;
DTS-HD Master Audio.

Прежде чем мы перейдём к детальному рассмотрению вышеперечисленных форматов, заметим, что технологии Dolby возникли в компании Dolby Laboratories известного поставщика профессиональных, полупрофессиональных и потребительских технологий шумоподавления и многоканального пространственного звучания. Формат DTS (называемый также Digital Theater Systems) в свою очередь произошёл от DTS, Inc. - тоже хорошо известного поставщика технологий цифрового звука, конкурирующего с технологиями Dolby Labs.

PCM (Linear PCM или LPCM)

PCM расшифровывается как импульсно-кодовая модуляция (pulse code modulation) и обеспечивает цифровое представление аналогового сигнала, который дискретизируется (оцифровывается) через равные промежутки времени (с заданной в герцах частотой) и представляется в двоичном виде (с заданной точностью - разрядностью в битах). Помимо использования PCM для цифрового звука в компьютере и на аудио компакт-дисках, данный формат применяется также в некоторых цифровых телефонных системах и в ряде форматов цифрового видео. В формате PCM значения амплитуды звука представлены с помощью разного числа битов (разрядности); звуковая дорожка, как правило, оцифровывается с разрядностью от 12 до 24 бит, но чаще всего при студийном кодировании PCM-аудио для записи на диски Blu-ray используются 16 бит.

Звуковая дорожка в формате PCM может быть точной копией студийного оригинала, закодированного на диск без сжатия, если её битовая глубина такая же, как у оригинала. Если битовая глубина уменьшена (как часто случается в целях экономии пространства, выделенного под хранение звукового сопровождения на диске), то это может привести к понижающей дискретизации: например, использовании 16 бит вместо 24 бит. С технической точки зрения, понижающая дискретизация (downsampling) - это не то же самое, что сжатие, хотя точность полученного при этом звука снижается.

Все плееры Blu-ray должны поддерживать формат PCM Audio, чтобы соответствовать спецификации Blu-ray, однако не все диски Blu-ray включают в себя этот формат. Многие сайты с базами данных фильмов предоставляют подробную информацию о дисках Blu-ray, в особенности на сайте Cinema Squid можно найти таблицу ("The Audiophile") характеристик звука различных дисков Blu-ray, где им даётся оценка по шкале от 0 до 100. Типичные характеристики включают в себя используемый аудио-кодек (например, Audio Codec: LPCM 5.1 - единственный представленный PCM-формат), количество каналов, которые обеспечивает на диске данный кодек (для LPCM вы найдёте значения 2.0 для стерео, 5.1, а также редко встречающиеся время от времени 6.1 и 7.1), точность звуковоспроизведения (Audio Fidelity: обычно 48 кГц/24 бит или 48 кГц/16 бит), а также поток (самое высокое значение, которое нам удалось найти, составило 13 824 кбит/с для необычного 96-кГц/24-битного звука; но самый типичный поток 6 912 и 4 608 кбит/с для 48-кГц/24-битного и 48-кГц/16-битного значений, соответственно).

В таблице в конце нашей статьи представлена информация по аудио-форматам Blu-ray: звуковые схемы (количество каналов), поддержка SPDIF и HDMI для формата PCM. Хорошая новость по поводу формата PCM заключается в том, что если ваш компьютер может вывести эти данные через HDMI на ваш ресивер, а последний поддерживает потоки данных в формате PCM, то, вероятно, вы сможете декодировать звук HD-аудио 5.1 или 7.1 на компьютере и вывести его на домашний кинотеатр в PCM без потери качества. Для PCM или LPCM подойдёт любой тип HDMI-интерфейса: от HDMI 1.0 вплоть до HDMI 1.3a.

Dolby Digital

Dolby Digital - это уважаемый и всем хорошо известный формат аудио, называемый ещё AC-3 и используемый в обычных DVD; он также является базовым стандартом для дисков Blu-ray. Здесь формат Dolby Digital работает так же, как на DVD-дисках в звуковых схемах от 1.0 до 5.1, но обеспечивает более высокий максимальный поток 640 кбит/с для Blu-ray и звучит, как формат Dolby Digital Plus, закодированный при таком же битрейте. (Однако как вы увидите из описания Dolby Digital Plus, его максимальный битрейт значительно выше, хотя и редко используется).


Все плееры Blu-ray должны поддерживать передачу Dolby Digital на внешний декодер (bitstream). Когда плееры не могут выдать звуковую дорожку Dolby с высоким потоком, они всегда скатываются к звуку, который называется Dolby Digital core. Дело в том, что в данной версии 5.1 Dolby Digital более высокий поток представлен в виде так называемых расширений, которые ресивер может как правильно декодировать, так и нет. Если расширения будут декодированы некорректно, вы всё ещё получите сжатое аудио (bitstream) в формате Dolby Digital 5.1 с максимальным потоком 640 кбит/с.

Характеристика дорожки Dolby Digital для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

Аудиокодек - Dolby Digital.
Каналы (звуковая схема) могут быть 1.0 (редко, только для старых фильмов), 2.0 (тоже редко, хотя и не для таких старых фильмов) или 5.1 (самый типичный вариант).
Данные о чёткости звука не приводятся, хотя в спецификации Dolby Digital указано, что всегда используются 16 бит и 32 КГц, 44,1 КГц (типичная частота для audio CD) или 48 КГц (типично для DVD и Blu-ray дисков).
Значение потока, как правило, 640 кбит/с (большинство дисков 5.1), но может быть от 192 кбит/с (1.0) до 448 кбит/с (2.0 и некоторые 5.1). 448 кбит/с - это максимальный поток для обычных DVD.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby Digital.

DTS - это ещё один уважаемый и хорошо известный аудио-формат, изначально созданный для обычных DVD. Как и Dolby Digital, это формат сжатого звука, поддерживающий каналы от 1.0 до 5.1, где 5.1 наиболее часто применяется для Blu-ray. DTS поддерживает максимальный поток 1,5 Мбит/с, а плееры Blu-ray более чем подходят для работы с такой скоростью передачи. Все плееры Blu-ray должны поддерживать передачу bitstream (закодированного потока) DTS по цифровому интерфейсу и уметь внутренне декодировать, по крайней мере, два канала; огромное число плееров Blu-ray могут декодировать 5.1.


В изначальной спецификации DVD 1997 года не было упоминаний о DTS, поэтому старые DVD-плееры не распознают звуковые дорожки в формате DTS. Все современные DVD-плееры могут внутренне декодировать поток DTS или выводить его на внешний декодер по какому-либо цифровому каналу, однако поток при этом часто снижается до 768 кбит/с. Как и в случае с Dolby Digital, варианты DTS с более высоким потоком построены на DTS core с максимальным потоком 1,5 Мбит/с, так что если расширения декодировать не получится, то базовый звук в формате DTS всё равно будет доступным для обработки или передачи. Если на диске Blu-ray присутствует любая звуковая дорожка DTS, вы можете рассчитывать на базовый уровень звука DTS от плеера Blu-ray.

Характеристика дорожки DTS для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

Аудиокодек - DTS.
Каналы (звуковая схема) могут быть 2.0 (редко, только для старых фильмов), 3.0 (тоже редко, хотя и не для таких старых фильмов) или 5.1 (самый типичный вариант).
Данные о чёткости звука не приводятся, хотя в спецификации DTS указано, что может использоваться 16 бит и 24 бит при частоте 48 кГц (типичная частота для DVD и Blu-ray) или 96 кГц.
Значение потока обычно 1,5 Мбит/с (для большинства 5.1 Blu-ray дисков), но может быть и 768 кбит/с (типичное значение для большинства обычных DVD, которые содержат аудио сопровождение в формате DTS).

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS.

Dolby Digital Plus

Dolby Digital Plus (DD+) - это формат сжатого звука, но он поддерживает более высокий поток и более эффективное сжатие для обеспечения лучшего качества звучания. Помимо 5.1-канального звука, DD+ может поддерживать также схему 7.1, но она встречается редко, большинство студий используют 5.1 каналов для коммерческих записей, которые затем попадают в руки потребителей. Как и в случае других дорожек Dolby, стандарт DD+ кодируется в виде расширения к звуковым данным Dolby Digital 5.1. Кроме того, формат DD+ опционален для плееров Blu-ray и не является обязательным требованием, поэтому некоторые плееры могут поддерживать DD+, а другие нет, хотя в любом случае и те, и другие могут выдавать Dolby Digital core на внешний декодер.


Только на очень немногих фильмах Blu-ray указано наличие звуковой дорожки DD+, и PowerSquid не даёт такого списка. На самом деле, среди фильмов с заявленной поддержкой DD+ нам удалось найти только несколько, записанных на HD-DVD: A View From Space With Heavenly Music, "Сорвавшийся с цепи/Unleashed" и т.д. Характеристика дорожки DD+ для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

Аудиокодек - Dolby Digital Plus.
Каналы (звуковая схема) могут быть 5.1 (наиболее типично) или 7.1 (редко); в спецификации сказано, что могут поддерживаться схемы до 13.1, но пока в коммерческих дисках Blu-ray применяется не более 7.1-каналов.
Данные о чёткости звука: по спецификации DD+ глубина битов может быть либо 16, либо 24 бит при частоте 44,1 кГц, 48 кГц (типично для DVD и Blu-ray дисков) или 96 кГц.
Значение потока может доходить до 6,144 Мбит/с для закодированных данных (что переводится в 13,5 Мбит/с для несжатых данных), но может быть либо 1,5, 4,5, либо 6,144 Мбит/с, в зависимости от того, какой поток студия решит применить к данному типу звуковой дорожки. Диски HD-DVD, поддерживающие DD+, всегда используют поток 1,5 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DD+.

DTS-HD High Resolution

Являясь альтернативой DD+, формат DTS-HD High Resolution (часто называемый просто DTS-HD HR) представляет собой модернизацию простого DTS (как DD+ по отношению к Dolby Digital), обладая более высоким потоком и улучшенными характеристиками сжатия. Как и в случае с Dolby Digital и DD+, DTS-HD HR кодируется в виде расширений к данным DTS core. Точно так же формат DTS-HD HR опционален для плееров Blu-ray, поэтому многие плееры извлекают только поток DTS на 1,5 Мбит/с и игнорируют расширения. Как и в случае с DD+, изучение HD-треков на коммерческих дисках Blu-ray показало, что студии отказались от обоих этих форматов в пользу оригинального core-формата плюс несжатых версий с высоким потоком: Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Очевидно, что они руководствуются поддержкой максимально возможной чёткости на встроенной дорожке 5.1, чтобы оборудование, которое поддерживает несжатый звук, принимало эти потоки, а для другого оборудования предлагать сжатые core-форматы (Dolby Digital и DTS).

Опять же, нам не удалось найти диски Blu-ray с кодированием DTS-HD HR. Хотя некоторые иностранные фильмы HD-DVD от Warner Brothers указывают поддержку данного формата, в обзорах этих дисков говорится, что версии Blu-ray, поддерживающие Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, обеспечивают гораздо более превосходное качество звука по сравнению с аналогами HD-DVD (например, Ghost Rider). Характеристика дорожки DTS-HD HR в фильмах выглядит следующим образом.

Аудиокодек - DTS-HD High Resolution.
Каналы (звуковая схема) могут быть 5.1 (наиболее типично) или 7.1 (редко).
Данные о чёткости звука: по спецификации DTS-HD разрядность может быть 24 бит при частоте 48 кГц (типично для HD DVD) или 96 кГц (могла бы использоваться для Blu-ray, но таких нет).
Значение потока может доходить до 6,144 Мбит/с для закодированных данных (что переводится в 13,5 Мбит/с для несжатых данных), но может быть либо 1,5, 4,5, либо 6,144 Мбит/с, в зависимости от того, какой поток студия решит применить к данному типу звуковой дорожки. Диски HD-DVD, поддерживающие DTS-HD, всегда используют поток 1,5 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS-HD High Resolution. Интересно, что несмотря на полное отсутствие фильмов в формате DTS-HD на дисках Blu-ray, многие плееры (включая модели от Panasonic, Onkyo и Samsung) поддерживают DTS-HD, хотя мы не нашли упоминаний о поддержке этого формата Sony, кроме как через обновление прошивки для PS3.

Dolby TrueHD

Dolby TrueHD является одним из первых двух форматов несжатого звука (сжатого без потерь), доступных только для оптических HD-плееров. Несмотря на то, что кодек Dolby TrueHD является опциональным, данный формат широко поддерживается плеерами и дисками Blu-ray (гораздо больше, чем DD+, который часто отсутствует на дисках Blu-ray). Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами. Стандарт Dolby TrueHD поддерживает разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 кГц (для максимального несжатого потока 63 Мбит/с!), но для Blu-ray на текущий момент доступно максимум 8 каналов с 24 бит и 96 кГц (или, в качестве альтернативы, 6 каналов с 24 бит и 192 кГц) для максимального сжатого потока 18 Мбит/с. Поиск доступных фильмов в формате Dolby TrueHD на дисках Blu-ray показал, что на сегодняшний день можно получить только половину: 6 каналов с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит (что соответствует несжатому потоку 13,5 Мбит/с и сжатому 9 Мбит/с, например, на дисках с концертами группы Dave Matthews and Tim Reynolds, получивших отличные баллы за качество на сайте Cinema Squid).


Характеристика дорожки Dolby TrueHD для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

Аудиокодек - Dolby TrueHD.
Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, очень редко встречаются 6.1 и 7.1.
Данные о чёткости звука часто отсутствуют, но обычно значения следующие: 16 бит при частоте 48 кГц или 24 бит при частоте 48 кГц; для некоторых концертных дисков эти значения составляют 24 бит при частоте 96 кГц.
Значение потока, как правило, отсутствует, но обычно составляет 4 608 кбит/с (4,5 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 48 кГц и 16 бит). Самое высокое значение, которое мы видели на коммерческих концертных дисках Blu-ray, составило 9,0 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 96 кГц и 24 бит. Максимальное значение для Blu-ray составляет 18 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby TrueHD.

DTS-HD Master Audio

DTS-HD Master Audio (иногда сокращается как DTS-HD MA) представляет собой второй из двух форматов несжатого звука (сжатого без потери качества), доступных только для оптических HD-плееров. Как и в случае с Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio является опциональным кодеком для плееров Blu-ray, но так же, как Dolby TrueHD и DD+, данный формат гораздо более распространён и поддерживается лучше, чем DTS-HD High Resolution. На самом деле, сравнение числа фильмов в форматах Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio на сайте Cinema Squid показало, что число последних (648) превышает число первых (480) в соотношении 4:3. Возможно, причина в том, что DTS-HD поддерживает переменные потоки на диске Blu-ray - до 24,5 Мбит/с с максимальной частотой дискретизации 192 кГц и разрядностью 24 бит в двухканальном стереорежиме и до 8 каналов с 24 бит и частотой дискретизации 96 КГц.


В соответствии с самой спецификацией DTS-HD, данный формат может включать произвольное количество каналов. Хотя если посмотреть на информацию примерно 700 доступных на данный момент дисков Blu-ray с сопровождением в формате DTS-HD MA, то вы увидите, что большинство обладает 6 (5.1) каналами с частотой дискретизации 48 кГц и разрядностью 24 бит. Вы также найдёте достаточное количество 7.1-канальных дорожек и несколько дисков Blu-ray с 6.1 (и даже 5.0) каналами, где максимальная частота дискретизации составляет 96 кГц для многоканального звука. Максимальный поток для доступных дисков Blu-ray составляет 13,5 Мбит/с (например, фильм "Я легенда/I Am Legend", получивший отличные баллы за качество звука от Blu-ray.com, DVDTown.com и Hi-Def Digest).

Характеристика дорожки DTS-HT Master Audio для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

Аудиокодек - DTS-HD Master.
Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, редко встречаются 2.0, 4.0, 5.0 и 6.1, и более высокий процент каналов 7.1 (около 10%), чем у Dolby TrueHD (около 7%).
Значения потока отсутствуют, но обычно составляют 48 кГц и 24 бит для шести каналов, что соответствует 6,75 Мбит/с. Для 8-канальных звуковых дорожек значение удваивается - 96 КГц.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS-HD Master Audio.

Сводная таблица звуковых схем для Blu-ray

Таблица, приведённая ниже, является сводной по форматам PCM/LPCM, Dolby Digital, DTS, Dolby Digital Plus, DTS-HD High Resolution, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. В ней также представлена информация о том, может ли SPDIF-кабель обеспечить тот поток, который требуется после декодирования (при максимальных и обычных значениях), а также версии HDMI, которые необходимы передачи для того или иного формата без декодирования (bitstream).

Хорошая новость заключается в том, что если вам удастся каким-то образом сконфигурировать свой ПК так, чтобы вы могли делать следующее, то вы сможете слушать многоканальный объёмный звук высокого разрешения со своего развлекательного центра, даже если ваш ПК (и другие компоненты) не поддерживают HDMI 1.3a.

Настроить компьютер на декодирование многоканального аудио из формата Dolby или DTS (возможно, Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, если список дорожек, который мы видели на доступных дисках Blu-ray, соответствует действительности) в LPCM.
Направить данные в формате LPCM из компьютера на ресивер или усилитель через HDMI (подойдёт любой тип от 1.0 и выше).

Чтобы это сделать, нужно поработать с программным обеспечением плеера/декодера Blu-ray и его опциями вывода. Одним словом, как только вы сможете создать поток данных в формате LPCM из Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio и вывести его на ресивер или усилитель, вы сможете декодировать и слушать звук с максимальным качеством, на которое способен ресивер, без потерь чёткости воспроизведения и детализации звука. Как видно из таблицы, это намного больше, чем может обеспечить кабель SPDIF.


Некоторые примечания.

В строчке "SPDIF (макс.)" значения "Да/Нет" означают, может или нет SPDIF-разъём обеспечить необходимую полосу пропускания. Единственное значение "Возможно" для формата DTS указывает на то, что старые аудиозаписи DTS, поток которых редко превышает 768 кбит/с (как раз максимальный поток, с которым может справиться SPDIF), могут спокойно использовать разъём SPDIF, но новые фильмы в формате DTS на дисках Blu-ray могут работать некорректно через такое соединение из-за максимального потока 1,5 Мбит/с. Значение "Нет" указывает на то, что SPDIF-разъём не может передавать расширения помимо core-вариантов Dolby или DTS на внешний декодер (bitstream).
Значение "Н/Д" в строчке обычного потока для Dolby Digital Plus и DTS-HD High Resolution означает, что мы не смогли найти никаких коммерческих дисков Blu-ray, которые бы содержали звуковые дорожки в данных форматах.
В строчке "HDMI" указана версия HDMI, которая требуется для поддержки каждого аудиоформата. Главное здесь в том, что "родная" поддержка любого HD-формата звука, подразумевающая передачу расширений DTS или Dolby Digital core для внешнего декодирования (bitstream), подразумевает наличие HDMI 1.3a. Поскольку HDMI 1.3a пока не получил широкой поддержки в компонентах ПК, это важное наблюдение.

Передача многоканального звука на аудио-ресивер

Если у компьютера есть соответствующий программный кодек, он может преобразовывать любой (почти все) из упомянутых форматов Dolby и DTS в сигнал PCM и передавать его в этом формате. Это означает, что ресивер (или предусилитель/препроцессор, который более серьёзные аудиофилы подключают к усилителям) должен выполнить цифро-аналоговое преобразование, а затем усилить сигналы для вывода на колонки. Для этого могут понадобиться от двух колонок для обычного стерео до восьми и более колонок для 7.1-канальных систем. Типичная 7.1-канальная система состоит из центральной колонки, LFE-колонки (канал низкочастотных эффектов, который обеспечивает один или более сабвуферов и добавляет ".1" к обозначениям 5.1 и 7.1), плюс из правой и левой передних и тыловых колонок (5.1), а также правой и левой боковых колонок объёмного звучания (7.1).

Если для вывода аудио с ПК на ресивер используются аналоговые разъёмы, ПК должен сначала декодировать данные в формате Dolby или DTS, а затем преобразовать их из цифрового в аналоговый сигнал, который затем передаётся по трём (5.1) или четырём (7.1) кабелям на ресивер для усиления и вывода на колонки. Эти кабели, как правило, организованы как центральный плюс LFE (два канала), правый и левый передний, правый и левый тыловой, а также правый и левый для объёмного звучания (только для 7.1).

Заключение: если LPCM не будет работать, то мы останемся с Dolby Digital и DTS

Во второй части статьи мы рассмотрим аппаратные и программные компоненты ПК, которые вовлечены в работу со звуковыми потоками высокой чёткости на дисках Blu-ray. Если только у вас нет в распоряжении самого новейшего "железа", то вы, вероятно, не сможете воспользоваться HDMI 1.3a для передачи этих форматов напрямую (bitstream) для внешнего декодирования. Но если ваш ПК может преобразовать один из этих форматов в LPCM, или на диске Blu-ray есть звуковая дорожка в формате LPCM, и вы сможете вывести этот LPCM-поток через HDMI на свой ресивер или предусилитель/препроцессор, то всё у вас будет в порядке. В противном случае, единственным способом вывести многоканальный HD-звук (5.1 и выше) с компьютера на ресивер будет декодирование цифрового аудио в его аналоговый эквивалент в самом компьютере, а затем потребуется использовать три (5.1) или четыре (7.1) аналоговых кабеля, чтобы направить этот звуковой сигнал на ресивер или предусилитель/препроцессор. Подробности читайте в следующей части нашей статьи!

Посмотрело: 5468

2


Таблица форматов многоканального и ВР-звука (дня начинающих)

rutracker.org

Начав разбираться с многоканальным звуком меня поразило количество разнообразных форматов. Форматов звука (кодеков), типов дисков и медиаконтейнеров, в которых МК-звук и спрятан. Но максимум неразберихи внес тот факт, что во многих раздачах материал, рипнутый с одного формата, перекодирован и выложен в другом. А в описании - только общие слова, иногда ещё с перепутанной терминологией. Поди догадайся!
Если с разновидностями Dolby и DTS я разобрался за пару дней, то на всё остальное ушло недели 2, не меньше. Читал разные FAQ, статьи, качал раздачи и сверял, что заявлено в описании и что на самом деле в образах *.ISO и *.nrg. Опробовал разные медиаплееры, настройки (надо отдельную статью писать) и DVD-плееры.
С этим сталкивается каждый, решивший окунуть голову в мир окружающего звука. Чтобы помочь быстрее освоиться среди кучи форматов я и решил написать этот топик, по возможности объединив наиболее распространённые форматы в таблицу, по типу диск-медиаконтейнер-кодек.
Картина примерно следующая: есть несколько форматов звука, закодированных с помощью соответствующих кодеров и хранящихся в файлах определённого формата и расширения.

*.wav - PCM-звук (изначально) (1 канал и больше, обычно 2 или 6) (CD, DVD-audio, DVD-Video и много др.)
*.flac - сжатый lossless PCM-звук (1 канал и больше)
*.mlp - сжатый lossless PCM-звук (1 канал и больше, обычно 6 ) (DVD-audio, Dolby TrueHD)
*.dts - сжатый DTS-кодером (2 - 7 каналов, обычно 5.1) (может быть *.wav)
*.dtshd - lossless DTS-HD Master Audio File
*.ac3 - сжатый Dolby Digital-кодером (2 - 6 каналов, обычно 5.1)
*.dff (???) DSDIFF - PDM-звук (DSD-формат) (SACD)
*.dsf - PDM-звук (DSD-формат) (DSD-disc)
*.(???) - DST, сжатый lossless DSD-звук (SACD)

др.

Но на дисках вместо этих файлов применяются другие, называемые медиаконтейнерами.

В 1 медиаконтейнере могут находиться разные форматы звука, зачастую одновременно.
звук 1-го формата можно поместить в разные типы медиаконтейнеров.

*.aob (DVD-audio)
*.vob (DVD-Video, DVD-audio)
*.wav (PCM-звук или DTS)
*.2CH, *.MCH (SACD)
*.m2ts (Blu-ray BDAV Video File)
*.avi, *.mkv

др.

Формат файла*.wav изначально предназначен для PCM-звука (например с компакт-диска). После появления DTS CD дисков для озвучки кинофильмов, в *.wav начали писать DTS-звук. И *.wav стал контейнером для 2-х форматов звука: несжатого PCM и сжатого DTS.
А уже файлы медиаконтейнеров записаны на соответствующих дисках.
DVD-audio
Звук хранится в папке AUDIO_TS в файлах *.aob в формате PCM или MLP (сжатый PCM) .

Также на диске может присутствовать папка VIDEO_TS с файлами *.vob, запись в которых соответствует DVD-Video.
DVD-Video (audio-DVD)

Звук хранится в папке VIDEO_TS в файлах *.vob вместе с видео. Он может быть одновременно в нескольких форматах: PCM, Dolby Digital, DTS, MPEG-audio (родственник mp3) и др. (например PCM 2.0, DD 5.1, DTS-ES 6.1). Выбор желаемой "аудиодорожки" - через меню плеера.
DVD-audio плееры сначала читают содержимое аудио-части (AUDIO_TS), при желании можно переключиться в просмотр видео-части (если она есть, VIDEO_TS). Обычные бюджетные DVD-плееры не понимают DVD-audio, зато понимают кучу всего другого.
На некоторых звуковых DVD дисках хранятся непосредственно файлы *.wav или некоторые другие.

Прочие варианты дисков, в основном, представляют комбинации этих типов DVD и CD-DA. Они подробно рассмотрены в http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=382402
DTS-CD (DTS Music Disc или 5.1 Music Disc)
Внутрь обычной аудиодорожки (*.cda) CD-DA диска записан закодированный 5.1 (от 2.0 до 6.1) звук. Такой диск читают обычные CD-плееры, но воспроизводят вместо музыки шум. Для прослушивания нужен DTS-декодер. Для кинотеатров DTS-звук тоже на CD-дисках (но не аудио CD-DA), закодирован и записан в другом формате.

Приставка к CD-плееру (например AV-ресивер с поддержкой DTS)
CD\DVD-плеер со встроенным декодером
программа-медиаплеер с поддержкой DTS
плагин для программы-аудиоплеера

Кроме дорожек *.cda и файлов *.wav для DTS существует расширение *.dts . Для некоторых плееров нужно переименовывать *.wav в *.dts, иначе не включат декодер. Современным DVD-плеерам безразлично CD диск или файлы *.wav\*.dts на прочих носителях.
Таблица PCM.

Сверху - высокого разрешения (ВР, HiRes) и CD, претендующих на достоверное звучание.
Ниже - многоканальный (МК, Multichannel).

http://md.dozor-auto.ru/ex/mch/HR_1600.JPG
XRCD
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=848721
HDCD High Definition Compatible Digital
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1119317
SHM CD, Gold CD, SHM SACD
Отличие от обычных - диск сделан из более качественного материала.
Превосходным примером CD-Extra может служить диск JMlab Focal Teach 2008
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1208227
Чтобы аудиоманы (т.е. мы) не скучали и не расслаблялись, а покупали новые диски и проигрыватели, гиганты аудиоиндустрии придумали писать звук в другом, не совместимым с привычным PCM формате. Формат PDM (DSD) стал основой SACD.
Звук проще (дешевле) оцифровать в DSD, нежели в PCM, но пока существуют трудности в его обработке. ЦАПы с передискретизацией также более технологичны, поэтому имеют минимальную себестоимость.
Для редактирования и прослушивания на привычной аппаратуре существуют программы-корверторы (в т.ч. плагины)
Таблица DSD.

http://md.dozor-auto.ru/ex/mch/DSD_1200.JPG
Некоторое отношение к DSD, как пишут в Сети, имеют форматы DXD и DSD-CD (оба PCM).
Из DXD конвертируют DSD, а из него конвертируют DSD-CD (стандартный CD-DA, но с "понтовой" приставкой)
Для lossless сжатия DSD есть формат DST (MPEG-4 audio)

DSD64 и DST64 обозначают формат 1bit 2,8224MHz (передискретизация 44,1кГц в 64 раза)
DSD128 и DST128 обозначают формат 1bit 5,6MHz (в 128 раз)

На SACD и DVD дисках встречается защита от копирования, создающая трудности при воспроизведении лицензионных дисков.
МК и ВР звук встречаеся и на других носителях, например HD-DVD и Blu-ray (BD-disc).
Предполагается, что диск будут непосредственно смотреть или слушать, а не копировать на жёсткий диск. Скорость считывания не бесконечна, ограничена конкретныви значениями для каждого типа диска, что накладывает ограничения на количество каналов и их качество (в смысле формат звука). Например, для DVD-audio до 6 независимых каналов 24бит\96кГц используя сжатие MLP.

http://md.dozor-auto.ru/ex/mch/ddd_1600.JPG
Нельзя также не упомянуть, что ВР записи могут предлагать на USB-носителях, например "USB Audio Card" (не "звуковуха") и "MasterFlash" (записи *.wav или *.flac).
Большой популярностью в студийной среде пользовался формат PCM 16бит\48кГц (цифровые магнитофоны).
Остались неосвещёнными такие вещи, как
скрытый текст

XRCD2 CD, XRCD24 CD
K2 HD CD
XtractHD CD
DD-ACD (Dolby Digital Audio CD)

Preowned (CD, XRCD, DVD, SACD)
SuperDisc Video

MD (MiniDisc), Hi-MD
DASH
SlotMusic (mp3) и прочее

[свернуть]
Ещё пару слов можно сказать про воспроизведение.
скрытый текст
Если весь процесс воспроизведения происходит на одном устройстве, проблем возникает меньше.
Если на разных, и компоненты приходится стыковать "по цифре" (S\PDIF или HDMI\DVI), нужно обратить внимание на...
S\PDIF сгодится, если передаются данные до ~ 1,5 Мбит\с (от конкретного девайса зависит)

Стерео 16бит\44,1кГц в PCM (2 х 16 х 44,1х10^3 = 1,411Мбит\с)
ядро Dolby Digital (~448\640 кбит\с)
ядро DTS (~768\1509(???) кбит\с)

Некоторые звуковухи могут обеспечить и 2 канала

24бит\96кГц (по оптике)
24бит\192кГц (по коаксиалу), а это уже почти 10 Мбит\с

В среде передачи данных принято измерять скорость в мегабит\с, 1,4Мбит\с означает скорость 1,4х10^6 бит\с.
Объёмы накопителей (дисков, лент) принято измерять в "эМбайтах", 1,4Мбайт означает объём 1,4х2^20 байт.

10^3=1000 и 2^10=1024, в глазах "юзера" разница небольшая, но она имеет значение. И этим пользуются производители жёстких дисков и флешек. Например хард объёмом 2 Тб (имея объём 1,96 терабайта) определяется в ОС всего как 1,78 "Тэ байта". Жёстких стандартов нет, поэтому и скорости передачи иногда указывают в эМбайтах\с или эМбитах\с. И получается, что у некоторых 1,41Мбит\с = 1,35 Мбит\с. А сколько на самом деле?
Ещё один неприятный момент может возникнуть при проигрывании DTS-CD (16\44) через S\PDIF с компа на ресивер (внешний декодер), если звуковуха не поддерживает 44,1 кГц.
Например звуковухи

Встроенная AD1988 внутри 48 кГц, выдаёт S\PDIF только 48 кГц, а
Креатив Аудиджи (sb0570) может выдавать S\PDIF 44,1 кГц, но внутри она, как и предыдущие 48 кГц.
и таких звуковух море!

Нужна звуковуха с аппаратной поддержкой 44,1 кГц, например ESI Juli@ или любая другая на том же контроллере VIA Envy24, даже самой урезанной его версии.
При проигрывании DTS-CD как CD-DA\WAV цифровой поток должен без изменений пройти из файла на цифровой выход и далее поступить в декодер (в ресивере). Если хоть где-то поток изменят - он будет разрушен и негоден для декодирования. Это и происходит, когда внутри звуковухи он "ресемплится" до "удобной" железу частоты. Тот же эффект даёт программная регулировка громкости, микширование и всё остальное непостижимое простым умам, что Винда любит делать.

Например Foobar2000 с драйвером WASAPI (и монопольным доступом к аудио, в обход микшера, на Вин7) - работает

А со стандартным DirectSound - уже не аллё, ни Фубар, ни другие.
Я проверял в конфигурации Вин7х64 Foobar2000 (+WASAPI) -> Juli@ -> S\PDIF коаксиал -> 20 метров экранированного кабеля -> ресивер Ямаха.
Получается, прогнать цифровой аудиотракт DTS "ом - простой и доступный способ узнать, не "ковыряется ли" какая нибудь программа в звуке!!!
Что интересно, пишут S\PDIF коаксиал расчитан на 10 метров, а у меня спокойно шло на 45 м до 48кГц и 20 м на 96кГц. Причём использовал 1 жилу и экран 110-омного балансного кабеля, все соединения "по ГОСТ "у - на скрутках. А какого расстояния можно добиться, использовав, как полагается, 75-омный коаксиал с низким затуханием???
К счастью аудиодорожки в фильмах и DD и DTS обычно 48кГц и проблем не возникает. В меню плеера при поигрывании видео обычно есть пункт прямого вывода звука по цифре.

Если нужно передать больше каналов в высоком разрешении - не обойтись без HDMI.

HDMI первых версий позволяет передать 8-канальный 24бит\192кГц звук в PCM. Если звук в другом формате, его придётся сначала раскодировать на источнике (компе или плеере).
HDMI и DVI последних версий позволяют передавать звук в том формате, в котором он записан на диске, в т.ч. зашифрованный. Раскодировку тогда придётся делать устройству назначения (AV-ресивер, усилитель).

Есть ещё несколько многоканальных интерфейсов (ADAT, TDIF, R-BUS, SDIF, MADI, а также видео SDI), но от бытовой аппаратуры они пока далековаты... зато близки USB и FireWire (iLink).
Сразу вспоминаем про внешние "звуковухи" и блочные ЦАП.
[свернуть]
Простой способ проверки ПЛЕЕР->ДРАЙВЕРЫ->ЗВУКОВУХА описан выше под спойлером.
Изложенный материал не лишён субъективности, не претендует на полноту и точность, ибо собирался из разных, зачастую противоречивых, источников.

Название (англ.): Pulse Code Modulation file

Название (рус.): Аудиофайл PCM

Разработчик: Неизвестен

Описание: PCM также известный как Pulse Code Modulation file представляет собой формат несжатого аудиофайла. Данный формат является результатом оцифровки аналоговых аудио сигналов посредством ИКМ - Pulse Code Modulation. Как правило, аудиофайлы формата PCM применяются для записи звуковой информации на компакт-диски. Нередко файлы PCM используют более распространенное расширение wav. Для воспроизведения файлов PCM можно использовать такие программы как Adobe Audition, MPlayer, Cool Edit Pro либо же QuickTime.

Для открытия (редактирования) файла этого формата можно использовать следующие программы:

Формат 2

Название (англ.): LaserJet Printer Cartridge Metric for printer driver

Название (рус.): Метрика картриджа принтера HP LaserJet

Разработчик: Hewlett-Packard

Описание: PCM также известный как LaserJet Printer Cartridge Metric for printer driver представляет собой формат метрики картриджа принтера HP LaserJet производства компании Hewlett-Packard. Формат был разработан Hewlett-Packard – известной американской компанией-поставщиком аппаратного и программного обеспечения. Обычно файлы метрики картриджа можно найти на прилагающемся к устройству диске. Расширение PCM также могут иметь драйвера для принтера HP. Такие файлы относятся к категории системных. Вручную файлы драйверов PCM открыть нельзя.

Для открытия (редактирования) файла этого формата можно использовать следующие программы.

Поделиться