Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Среда визуального программирования Delphi, как и Windows, поддерживает графический интерфейс пользователя (GDI – Graphic Delphi Interface). В Delphi существует два способа вывода графической информации: вывод заранее подготовленных изображений; рисование из программы.
3 слайд
Описание слайда:
Первый способ основан на использовании компонентов Image и Shape. Можно воспользоваться готовой картинкой(пиктограммой) или создать их самостоятельно, используя Редактор Изображений Image Editor. Второй способ – это формирование изображений программным способом, используя объект Canvas.
4 слайд
Описание слайда:
Delphi имеет в своём распоряжении специальный объект, который оформлен в виде свойства Canvas. Оно доступно только во время работы приложения, так что управлять им можно только из программы, написав нужный код на языке Object Pascal. Если у объекта есть свойство Canvas, на его поверхности можно рисовать. Наиболее подходящими кандидатами на эту роль являются - сама форма и специальный компонент PaintBox.
5 слайд
Описание слайда:
Oбъект Canvas Свойства: Pen (Перо) –свойство для рисования линий и границ геометрических фигур. Перо следует командам графического курсора и, в свою очередь, имеет свои вложенные свойства: Color – определяет цвет линии (по умолчанию чёрный); Mode – стиль рисования (имеет множество значений, которые здесь не приводятся); Style – стиль линии, который может принимать значения: рsSolid – сплошная (по умолчанию); рsDosh – штриховая; рsDot – пунктирная; рsDoshDot – штрих пунктирная (и др.свойства); Widh – толщина линии (по умолчанию 1 пиксель);
6 слайд
Описание слайда:
Brush (Кисть) – свойство для заполнения фигур, имеющие следующие вложенные свойства: Color – цвет кисти (по умолчанию – белый); Style – орнамент кисти, который может принимать значения: bsClear – сплошная раскраска; bsHorizontal – горизонтальные линии; bsVertical – вертикальные линии; bsFDiagonal – левые диагональные линии; bsBDiagonal – правые диагональные линии; bsCross – клетка; bsDiagCross – косая клетка;
7 слайд
Описание слайда:
Font (Шрифт) – свойство для вывода текста, имеющее следующие вложенные свойства: Color – цвет символов; Height – высота шрифта в пикселях; Name – имя шрифта; Size – размер шрифта; Style –стиль шрифта, который может принимать следующие значения: fsBold – полужирный; fsItalic – курсив; fsUnderline – подчёркнутый; fsStrikeOut – перечёркнутый;
8 слайд
Описание слайда:
PenPos (Позиция пера) – свойство для хранения текущей позиции рисования (определяет положение пера в области рисования в данный момент времени); Pixels –свойство-массив для записи и считывания координат отдельных точек области рисования («холста»).
9 слайд
Описание слайда:
Методы объекта Canvas MoveTo(x,y: integer) –перемещает перо с текущей позиции в точку с заданными координатами х, у без рисования линии; LineTo(х.у: integer) -перемещает перо с текущей позиции в точку с заданными координатами х, у с прочерчиванием линии; Arc(х1, у1, х2, у2, х3, у3, х4, у4: integer) –рисует дугу эллипса, вписанного в прямоугольник с координатами (х1,у1) и (х2,у2). Дуга определяется радиусами эллипса, проходящими через точки (х3,у3) и (х4,у4);
10 слайд
Описание слайда:
Chord(х1, у1, х2, у2, х3, у3, х4, у4: integer) –рисует хорду эллипса по описанию, приведённому для метода Arc; Ellipse(х1, у1, х2, у2: integer) – рисует эллипс, вписанный в прямоугольник с левым верхним углом в точке (х1, у1) и нижним правым углом в точке (х2, у2); FillRect(Rect (х1, у1, х2, у2: integer)) – заполняет прямоугольник цветом, заданным в текущей кисти (Brush). Использует функцию Rect, которая представляет прямоугольник с заданными координатами;
11 слайд
Описание слайда:
FloodFill(х,у: integer; Color: TColor; FillStyle: TFillStyle) – заполнение текущим цветом, заданным в свойстве Brush: при FillStyle=fsBorder – замкнутой области от точки с координатами х, у до границы, определённой цветом Color; при FillStyle=fsSurface – тот участок поверхности, который имеет цвет Color; Pie(х1, у1, х2, у2, х3, у3, х4, у4: integer) –рисует сектор эллипса, вписанного в прямоугольник с координатами (х1, у1) и (х2, у2). Сектор определяется двумя радиусами эллипса, проходящими через точки (х3,у3) и (х4, у4);
12 слайд
Описание слайда:
Polyline (Points: array of TPoint) – рисует ломаную линию, последовательно соединяя точки массива Points; Polygon (Points: array of TPoint) – вычерчивает многоугольники, последовательно соединяя точки массива Рoints. Отличается от метода Polyline тем, что автоматически соединяет конец ломаной с её началом; Rectangle (х1, у1, х2, у2: integer) – рисует прямоугольник с левым верхним углом в точке (х1, у1) и нижним правым углом в точке (х2,y2);
13 слайд
Описание слайда:
Retresh –метод вызывается при необходимости перерисовки изображения; RoundRect (х1, у1, х2, у2, х3, у3: integer) –рисует прямоугольник с закруглёнными углами. Углы рисуются как четверти эллипса с шириной х3 и высотой у3; TextOut (х, у:integer, Text:String) –вывод текста, указанного в параметре Text. Текст вписывается в прямоугольник, верхний левый угол которого имеет координаты х, у.
Перечень компонентов отображения графической информации
Для отображения графической информации в библиотеке Delphi
предусмотрены компоненты, список которых дан в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Компоненты отображения графической информации Пикто- грамма Компонент Страница Описание Image (изображение) Используется
для отображения графики: пиктограмм, битовых матриц и метафайлов. PaintBox (окно для рисования) Используется
для создания на форме некоторой области, в которой можно рисовать. DrawGrid (таблица рисунков) Используется
для отображения в строках и столбцах нетекстовых данных. Chart (диаграммы и графики) Компонент
принадлежит к семейству компонентов TChart, которые используются для создания
диаграмм и графиков. Канва Canvas
не является компонентом, так что, строго
говоря, она не должна бы рассматриваться в рамках данной книги. Но поскольку
многие компоненты, в частности, формы, имеют канву и канва предоставляет
возможность выводить различную графическую информацию, то некоторые начальные
сведения о канве все-таки целесообразно дать. Канва представляет собой область компонента, на которой можно
рисовать или отображать готовые изображения. Она содержит свойства и методы,
существенно упрощающие графику Delphi. Все сложные взаимодействия с системой
спрятаны для пользователя, так что рисовать в Delphi может человек, совершенно
не искушенный в машинной графике. Каждая точка канвы имеет координаты X
и Y
.
Система координат канвы, как и везде в Delphi, имеет началом левый верхний угол
канвы. Координата X
возрастает при перемещении слева направо, а
координата Y
- при перемещении сверху вниз. Координаты измеряются в
пикселях. Пиксель - это наименьший элемент поверхности рисунка, с которым можно
манипулировать. Важнейшее свойство пикселя - его цвет. Канва имеет свойство Pixels
. Это свойство представляет
собой двумерный массив, который отвечает за цвета канвы. Например, Canvas.
Pixels
соответствует цвету пикселя, 10-го слева и 20-го сверху. С
массивом пикселей можно обращаться как с любым свойством: изменять цвет,
задавая пикселю новое значение, или определять его цвет по хранящемуся в нем
значению. Например, Canvas. Pixels : = 0
или Canvas. Pixels
: = clBlack
- это задание пикселю черного цвета. Свойство Pixels
можно использовать для рисования на
канве. Давайте попробуем нарисовать по пикселям график синусоиды на канве
формы. Для этого в обработчик события формы OnPaint
(прорисовка) можно
вставить следующий код: TForm1. FormPaint (Sender: TObject); var
,Y: real; // координаты функции
,PY:
longint; // координаты пикселей
begin
: = clWhite; for
PX: = 0 to
ClientWidth do
{X - аргумент графика,
: = PX*4*Pi/ClientWidth;:
=Sin (X); {PY - координата пикселя,
: =trunc (ClientHeight -
(Y+1) *ClientHeight/2); {Устанавливается черный цвет выбранного
пикселя (О яркости) }
. Pixels : = 0; end
;
Выполните это тестовое приложение и вы увидите результат,
представленный на рис.4.1 а. График синусоиды получился, хотя и не очень
хороший, т.к. разбивается на отдельные точки - пиксели.
Канва - объект класса TCanvas
имеет множество методов,
которые позволяют рисовать графики, линии, фигуры с помощью свойства Pen
- перо. Это свойство является объектом, в свою очередь имеющим ряд свойств.
Одно из них уже известное вам свойство Color
- цвет, которым наносится
рисунок. Второе свойство - Width
(ширина линии). Ширина задается в
пикселях. По умолчанию ширина равна 1. Свойство Style
определяет вид линии. Это свойство
может принимать следующие значения:
У канвы имеется свойство PenPos
типа TPoint
(см
Давайте попробуем нарисовать пером график синуса из предыдущего
примера. В данном случае обработчик события формы OnPaint
может иметь
вид:
procedure
TForm1. FormPaint (Sender: TObject); var
,Y: real;
// координаты функции
,PY: longint; // координаты пикселей
begin
:
=clWhite;. MoveTo (0,ClientHeight div 2); for
PX: =0 to
ClientWidth do
{X - аргумент графика,
соответствующий пикселю с координатой РХ}
: = PX*4*Pi/ClientWidth;: = Sin (X); {PY - координата пикселя,
соответствующая координате Y}
: = trunc (ClientHeight - (Y+1) *ClientHeight/2); {Проводится линия на графике}
. LineTo (PX,PY); Результат работы приложения в этом варианте вы можете видеть на
рис.4.1 б. Как видите, качество графика существенно улучшилось. Перо может рисовать не только прямые линии, но и фигуры. Полный
список методов канвы, использующих перо, см. во встроенной справке Delphi. А
пока в качестве примера приведем только один из них - Ellipse
, который
рисует эллипс или окружность. Он объявлен как
procedure
Ellipse (X1, Y1, Х2, Y2: Integer);
где параметры X1, Х2, Y1, Y2
определяют координаты
прямоугольника, описывающего эллипс или окружность. Например, оператор Ellipse (10, 40, 20, 50);
нарисует окружность с диаметром 10 и с координатами центра (15,
45). Фигуры в общем случае рисуются не пустыми, а закрашенными с
помощью свойства канвы Brush
- кисть. Свойство Brush
является
объектом, имеющим в свою очередь ряд свойств. Свойство Color
определяет
цвет заполнения. Свойство Style
определяет шаблон заполнения
(штриховку). По умолчанию значение Style
равно bsSolid
, что
означает сплошное закрашивание цветом Color
. У пера Pen
имеется еще одно свойство, которое мы пока не
рассматривали. Это свойство - Mode
(режим). По умолчанию значение Mode
= pmCopy
. Это означает, что линии проводятся цветом, заданным в свойстве Color
.
Но возможны и другие режимы, в которых учитывается не только цвет Color
,
но и цвет соответствующих пикселей фона. Наиболее интересным из этих режимов
является режим pmNotXor
- сложение с фоном по инверсному исключающему
ИЛИ. Если задан этот режим, то повторное рисование той же фигуры на том же
месте канвы убирает ранее нарисованное изображение и восстанавливает цвета
пикселей, которые были до первого изображения фигуры. Эту особенность режима pmNotXor
можно использовать для
создания простенькой анимации. Достаточно нарисовать нечто, затем стереть
нарисованное, перерисовать немного измененным - и рисунок будет представляться
ожившим. Попробуйте сделать сами простенькую мультипликацию - движущуюся
окружность. Начните новое приложение и в раздел implementation
вставьте
объявление X,Y: integer;
Тем самым вы введете глобальные переменные X
и Y
-
текущие координаты изображения. В событие формы OnPaint
вставьте операторы Brush. Color: = clWhite;: = clWhite;. Pen. Mode: = pmNotXor;
Первый из этих операторов задает белый цвет кисти Brush
.
Значит ваша окружность будет закрашена внутри белым цветом. Второй оператор
задает белый цвет фона поверхности формы. Третий оператор устанавливает режим пера pmNotXor
, который
позволит вам стирать прежнее изображение прежде, чем нарисовать новое. Даже самая простая мультипликация нуждается в синхронизации. Иначе
скорость движения будет определяться быстродействием компьютера. Поэтому
перенесите на форму компонент Timer
- таймер со страницы System. Этот
компонент описан в разделе 5.7
Можете посмотреть там его подробное описание. А пока задайте его
свойство Interval
равным, например, 30 (это время выдержки в
миллисекундах, но реальное время выдержки будет больше - см. раздел 5.7) и
установите свойство Enabled
равным false
(это означает, что
таймер не будет запускаться автоматически в момент запуска приложения). В обработчик события этого компонента OnTimer
вставьте
операторы
// Стирание прежнего изображения
. Ellipse (Х-5, Y, X+5, Y-1Q);(X); // Рисование нового изображения
. Ellipse (Х-5, Y, X+5, Y-10); // Останов при достижении конца формы
if
(X >=
ClientWidth-20) then
. Enabled: = false;
Первый из этих операторов рисует окружность в том месте, где она
была нарисована ранее, т.е. стирает прежнее изображение. Последний оператор останавливает изображение у края формы. Теперь перенесите на форму кнопку Button
и в обработчик
щелчка на ней поместите операторы
Х: =10;: =100;. Ellipse (X-5, Y, X+5, Y-10);. Enabled: =true;
Первые два оператора задают начальные координаты окружности.
Третий оператор рисует окружность в ее начальном положении, а четвертый -
запускает таймер. Оттранслируйте приложение, запустите его на выполнение, щелкните
на кнопке. Вы увидите изображение окружности, перемещающееся по форме слева
направо. А дальше уж подключите вашу фантазию и преобразуйте это не слишком
интересное приложение во что-нибудь более увлекательное. На канве можно отображать не только программно создаваемые
изображения, но и изображения, хранящиеся в графических файлах. Только сама
канва не имеет метода загрузки изображения из файла. Поэтому загружать файл
надо в какой-нибудь другой графический объект, способный воспринимать
информацию графических файлов. А затем переписывать изображение из этого объекта
на канву с помощью метода канвы Draw
. Его описание: Draw (X, Y: Integer; Graphic: TGraphic);
Здесь параметры Х
и Y
определяют координаты левого
верхнего угла размещения изображения на канве, a Graphic
- объект,
хранящий информацию. В качестве такого объекта может выступать, например,
объект типа TBitMap
, предназначенный для хранения битовых матриц.
Давайте посмотрим, как все это выглядит на практике. Откройте новое приложение, перенесите на форму компонент OpenPictureDialog
со страницы Dialogs (это компонент диалога открытия графических файлов - см.
раздел 8.2 procedure
TForm1. Button1Click (Sender: TObject); var
:
TBitMap; // Выбор пользователем графического файла
if
OpenPictureDialog1. Execute then
// Создание объекта BitMap типа TBitMap
: =TBitMap. Create; // Перенос изображения на канву формы
. Draw (10, 10, BitMap); // Уничтожение объекта BitMap
. Free; end
;
Этот код создает временный объект типа TBitMap
с именем BitMap
.
Затем вызывается диалог открытия графического файла OpenPictureDialog1
и, если пользователь выбрал файл, то он загружается в BitMap
методом LoadFromFile
.
Затем методом Draw
загруженное изображение копируется на канву в
область, с координатами левого верхнего угла (10,10). После этого временный
объект BitMap
уничтожается. Запустите ваше приложение и щелкните на его кнопке. Вы увидите,
что можете загрузить любой графический файл типа. bmp
и он отобразится
на канве формы (см. рис.4.2 а). Графические файлы вы можете найти в каталоге
Images. В Delphi 5 и 4 он обычно расположен в каталоге. \program files\Common
Files\Borland Shared. В Delphi 3 он расположен в каталоге. \program
files\Borland\Delphi 3, а в Delphi 1 - в каталоге Delphi 16. В каталоге Images
имеется, в частности, подкаталог \Images\Splash\16Color\, в котором хранится
файл, загруженный в примере рис.4.2
Вы создали неплохое приложение для просмотра графических
файлов. Но теперь давайте попробуем увидеть его крупный недостаток. Не закрывая
своего приложения, перейдите в какую-нибудь другую программу, например,
вернитесь в Delphi. Затем, ничего там не делая, опять перейдите в свое
выполняющееся приложение. Если окно программы, в которую вы уходили, целиком
перекрыло окно вашего приложения, то вернувшись в него вы увидите, что картинка
в окне исчезла. Если же окно вашего приложения перекрывалось только частично,
то вернувшись в свое приложение вы, возможно, увидите результат, подобный
представленному на рис.4.2 б. Вы видите, что если окно какого-то другого приложения
перекрывает на время окно вашего приложения, то изображение, нарисованное на
канве формы, портится. Посмотрим, как можно устранить этот недостаток. Если окно было перекрыто и изображение испортилось,
операционная система сообщает приложению, что в окружении что-то изменилось и
что приложение должно предпринять соответствующие действия. Как только
требуется обновление окна, для него генерируется событие OnPaint
. В
обработчике этого события (в нашем случае события формы) нужно перерисовать
изображение. Перерисовка может производиться разными способами в
зависимости от приложения. В нашем примере можно было бы вынести объявление
переменной BitMap
(оператор var
BitMap: TBitMap) за пределы
приведенной выше процедуры, т.е. сделать эту переменную глобальной, разместив
непосредственно в разделе implementation
. Оператор BitMap. Free
можно было бы перенести в обработчик события формы OnDestroy
,
происходящего в момент закрытия приложения. Тогда в течение всего времени
выполнения вашего приложения вы будете иметь копию картинки в компоненте BitMap
и вам достаточно ввести в обработчик события OnPaint
формы всего один
оператор: Draw (10, 10, BitMap);
Сделайте это, и увидите, что изображение на форме не портится
при любых перекрытиях окон. Помимо рассмотренного метода Draw
канва имеет еще
метод копирования CopyRect
: CopyRect (Dest: TRect; Canvas: TCanvas; Source: TRect);
Метод копирует указанную параметром Source
область
изображения в канве источника изображения Canvas
в указанную параметром Dest
область данной канвы. Тип TRect
, характеризующий прямоугольные области Source
и Dest
, уже описывался в разделе 3.2
Например, оператор CopyRect (MyRect2, Bitmap. Canvas, MyRect1);
копирует на канву формы в область MyRect2
изображение из
области MyRect1
канвы компонента Bitmap
. Копирование методом CopyRect
производится в режиме,
установленном свойством CopyMode
. По умолчанию это свойство имеет
значение cmSrcCopy
, что означает просто замену изображения,
содержащегося ранее в области Dest
, на копируемое изображение. Другие
возможные значения CopyMode
позволяют комбинировать изображения, но их
рассмотрение выходит за рамки данной книги. Этими основными сведениями о выводе графической информации на
канву мы ограничимся. В разделе 3.2
Оконного компонента, имеющего свойство Canvas
- канва. Компоненты Image и PaintBox
Компоненты Image
и PaintBox
представляют собой
некоторую ограниченную поверхность с канвой, на которую можно заносить
изображения, как это описано в разделе 4.2
Но помимо этих возможностей у компонента Image
имеются
свойства, позволяющие работать с различными типами графических
файлов.поддерживает три типа файлов - битовые матрицы, пиктограммы и метафайлы.
Все три типа файлов хранят изображения; различие заключается лишь в способе их
хранения внутри файлов и в средствах доступа к ним. Битовая матрица (файл с
расширением. bmp
) отображает цвет каждого пикселя в изображении. При
этом информация хранится таким образом, что любой компьютер может отобразить
изображение с разрешающей способностью и количеством цветов, соответствующими
его конфигурации. Пиктограммы (файлы с расширением. ico
) - это маленькие
битовые матрицы. Они повсеместно используются для обозначения значков
приложений, в быстрых кнопках, в пунктах меню, в различных списках. Способ
хранения изображений в пиктограммах схож с хранением информации в битовых
матрицах, но имеются и различия. В частности, пиктограмму невозможно
масштабировать, она сохраняет тот размер, в котором была создана. Метафайлы (Metafiles) хранят не последовательность битов, из
которых состоит изображение, а информацию о способе создания картинки. Они
хранят последовательности команд рисования, которые и могут быть повторены при
воссоздании изображения. Это делает такие файлы, как правило, более
компактными, чем битовые матрицы. Компонент Image
позволяет отображать информацию,
содержащуюся в графических файлах всех указанных типов. Для этого служит его
свойство Picture
- объект типа TPicture
.
Рис.4.3
Окно Picture Editor Чтобы познакомиться с этим свойством откройте новое
приложение и перенесите на форму компонент Image
. Растяните его или
задайте его свойство Align
равным alClient
, чтобы он занял всю
клиентскую область формы. Нажмите на кнопку с многоточием около свойства Picture
в окне Инспектора Объектов или просто сделайте двойной щелчок на Image
.
Перед вами откроется окно Picture Editor (рис.4.3), позволяющее загрузить в
свойство Picture
какой-нибудь графический файл (кнопка Load), а также
сохранить открытый файл под новым именем или в новом каталоге. Щелкните на
Load, чтобы загрузить графический файл. Перед вами откроется окно открытия
графического файла, представленное на рис.4.4 По мере перемещения курсора в
списке по графическим файлам в правом окне отображаются содержащиеся в них
картинки, а над ними - цифры, характеризующие размер картинки. Вы можете
выбрать требуемый вам графический файл любого типа. Напомним, что поставляемые
с Delphi графические файлы вы можете найти в каталоге Images. В Delphi 5 и 4 он
обычно расположен в каталоге. \program files\Common Files\Borland Shared. В
Delphi 3 он расположен в каталоге. \program files\Borland\Delphi 3, а в Delphi
1 - в каталоге Delphi 16. После загрузки файла щелкните на OK в окне Picture
Editor и в вашем компоненте Image
отобразится выбранная вами картинка.
Можете запустить ваше приложение и полюбоваться ею. Впрочем, вы и так видите
картинку, даже не выполняя приложение.
Когда вы в процессе проектирования загрузили изображение из
файла в компонент Image
, он не просто отображает его, но и сохраняет в
приложении. Это дает вам возможность поставлять ваше приложение без отдельного
графического файла. Впрочем, как мы увидим позднее, в Image
можно
загружать и внешние графические файлы в процессе выполнения приложения. Вернемся к рассмотрению свойств компонента Image
. Если установить свойство AutoSize
в true
, то
размер компонента Image
будет автоматически подгоняться под размер
помещенной в него картинки. Если же свойство AutoSize
установлено в false
,
то изображение может не поместиться в компонент или, наоборот, площадь
компонента может оказаться много больше площади изображения. Другое свойство - Stretch
позволяет подгонять не
компонент под размер рисунка, а рисунок под размер компонента. Установите AutoSize
в false
, растяните или сожмите размер компонента Image
и
установите Stretch
в true
. Вы увидите, что рисунок займет всю
площадь компонента, но поскольку вряд ли реально установить размеры Image
точно пропорциональными размеру рисунка, то изображение исказится.
Устанавливать Stretch
в true
может иметь смысл только для
каких-то узоров, но не для картинок. Свойство Stretch
не действует на
изображения пиктограмм, которые не могут изменять своих размеров. Свойство - Center
, установленное в true
,
центрирует изображение на площади Image
, если размер компонента больше
размера рисунка. Рассмотрим еще одно свойство - Transparent
(прозрачность). Если Transparent
равно true
, то изображение в Image
становится прозрачным. Это можно использовать для наложения изображений друг на
друга. Поместите на форму второй компонент Image
и загрузите в него
другую картинку. Только постарайтесь взять какую-нибудь мало заполненную,
контурную картинку. Можете, например, взять картинку из числа помещаемых обычно
на кнопки, например, стрелку (файл. \program files\common files\borland
shared\images\buttons\arrow1l. bmp). Передвиньте ваши Image
так, чтобы
они перекрывали друг друга, и в верхнем компоненте установите Transparent
равным true
. Вы увидите, что верхняя картинка перестала заслонять
нижнюю. Одно из возможных применений этого свойства - наложение на картинку
надписей, выполненных в виде битовой матрицы. Эти надписи можно сделать с
помощью встроенной в Delphi программы Image Editor. Учтите, что свойство Transparent
действует только на
битовые матрицы. При этом прозрачным (т.е. заменяемым на цвет расположенного
под ним изображения) делается по умолчанию цвет левого нижнего пикселя битовой
матрицы. Мы рассмотрели загрузку изображения из файла в процессе
проектирования. Но свойство Picture
позволяет также легко организовать
обмен с графическими файлами любых типов в процессе выполнения приложения. Чтоб
пояснить технику такого обмена, надо сначала подробнее рассмотреть свойство Picture
. Это свойство является объектом, который имеет в свою очередь
подсвойства, указывающие на хранящийся графический объект. Если в Picture
хранится битовая матрица, на нее указывает свойство Picture. Bitmap
.
Если хранится пиктограмма, на нее указывает свойство Picture. Icon
. На
хранящийся метафайл указывает свойство Picture. Metafile
. Наконец, на
графический объект произвольного типа указывает свойство Picture. Graphic
. Объект Picture
и его свойства Bitmap
, Icon
,
Metafile
и Graphic
имеют методы файлового чтения и записи LoadFromFile
и SaveToFile
:
procedure
LoadFromFile (const
FileName: string
); procedure
SaveToFile (const
FileName: string
);
Для свойств Picture. Bitmap
, Picture. Icon
и Picture.
Metafile
формат файла должен соответствовать классу объекта: битовой
матрице, пиктограмме, метафайлу. При чтении файла в свойство Picture.
Graphiс
файл должен иметь формат метафайла. А для самого объекта Picture
методы чтения и записи автоматически подстраиваются под тип файла. Поясним это
на примере. Давайте построим приложение, аналогичное рассмотренному в разделе
4.2 примеру просмотра графических файлов. Для разнообразия можно организовать
управление им не кнопкой Button
, а меню. Поместите на форму компонент Image
.
Растяните его или задайте его свойство Align
равным alClient
,
чтобы он занял всю клиентскую область формы. Перенесите на форму компонент
диалога открытия графического файла OpenPictureDialog
(см. раздел 8.2
(OpenPictureDialog1. Execute) then
. Picture. LoadFromFile
(. FileName);
Этот оператор вызовет диалог открытия графического файла (см.
рис.4.4) и загрузит в компонент Image1
изображение из выбранного
пользователем файла (см. рис.4.5). Причем файл может быть любого типа: битовая
матрица, пиктограмма или метафайл.
Рис.4.5
Изображение в компоненте Image
битовой матрицы (а) и пиктограммы (6) В этом приложении метод LoadFromFile
применен к Image1.
Picture
. Если будут открываться только файлы битовых матриц, то оператор загрузки
файла можно заменить на Picture. Bitmap. LoadFromFile (. FileName); Для пиктограмм можно было бы использовать оператор. Picture.
Icon. LoadFromFile (. FileName); а для метафайлов - оператор. Picture. Metafile. LoadFromFile
(. FileName); или. Picture. Graphic. LoadFromFile (. FileName);
Но во всех этих случаях, если формат файла не совпадет с
предполагаемым, возникнет ошибка. Аналогично работает и метод SaveToFile
с тем отличием, что примененный к Picture
или к Picture. Graphic
он сохраняет в файле изображение любого формата. Например, если вы дополните
свое приложение диалогом SavePictureDialog
(см. раздел 8.2
SavePictureDialog1. Execute then
. Picture. SaveToFile
(SavePictureDialog1. FileName);
то пользователь получит возможность сохранить изображение любого
формата в файле с новым именем. Только при этом, чтобы не возникало в
дальнейшем путаницы, расширение сохраняемого файла все-таки должно
соответствовать формату сохраняемого изображения. Абсолютно идентично для изображений любого формата будет работать
программа, если оператор сохранения вы замените на Picture. Graphic. SaveToFile (. FileName);
использующий свойство Picture. Graphic
. А если вам известен
формат хранимого в компоненте Image
изображения, то вы можете применить
метод SaveToFile
к свойствам Picture. Bitmap
, Picture. Icon
и Picture. Metafile
. Для всех рассмотренных объектов Picture
, Picture. Bitmap
,
Picture. Icon
и Picture. Metafile
определены методы присваивания
значений объектов: Assign (Source: TPersistent);
Однако, для BitMap
, Icon
и Metafile
присваивать можно только значения однородных объектов: соответственно битовых
матриц, пиктограмм, метафайлов. При попытке присвоить значения разнородных
объектов генерируется исключение ЕConvertError
. Объект Picture
-
универсальный, ему можно присваивать значения объектов любых из остальных трех
классов. А значение Picture
можно присваивать только тому объекту, тип
которого совпадает с типом объекта, хранящегося в нем. Метод Assign
можно использовать и для обмена изображениями
с буфером Clipboard. Например, оператор Assign (Image1. Picture);
занесет в буфер обмена изображение, хранящееся в Image1
.
Аналогично оператор графика delphi изображение приложение Image1. Picture. Assign (Clipboard);
прочитает в Image1
изображение, находящееся в буфере
обмена. Причем это может быть любое изображение и даже текст. Надо только не забыть при работе с буфером обмена вставить в
оператор uses
вашего модуля ссылку на модуль Clipbrd
.
Автоматически Delphi эту ссылку не вставляет. Возвращаясь к свойствам компонента Image
, можно
отметить один недостаток, присущий нашему тестовому приложению, приведенному на
рис.4.5 При загрузке разных изображений размер окна приложения может оказаться
или слишком маленьким, и тогда вы увидите только часть изображения, или слишком
большим, и тогда изображение будет некрасиво размещено в левом верхнем углу
формы, оставляя много пустого пространства. Этот недостаток можно устранить,
если воспользоваться свойствами Height
(высота) и Width
(ширина)
компонента Image
. При свойстве AutoSize
установленном в true
размеры Image
автоматически устанавливаются равными размерам
загруженного изображения. И этими размерами можно воспользоваться для
соответствующего изменения размеров формы. Например, приведенный ранее код
загрузки изображения из файла можно заменить на следующий: OpenPictureDialog1. Execute then
begin
. Picture. LoadFromFile (. FileName);. ClientHeight:
= Image1. Height+10;. Top: = Form1. ClientRect. Top + (Form1. ClientHeight - Image1. Height) div 2;. ClientWidth:
= Image1. Width+10;. Left: = Form1. ClientRect. Left + (Form1. ClientWidth - Image1. Width) div 2; end
;
В этом коде размеры клиентской области формы устанавливаются
несколько больше размеров компонента Image1
, которые в свою очередь
адаптируются к размеру картинки благодаря свойству AutoSize
. Внесите эти
исправления в свое приложение, выполните его и увидите, что форма стала
автоматически адаптироваться к размерам загруженного изображения Компонент Shape
Компонент Shape
только условно может быть отнесен к
средствам отображения графической информации, поскольку просто представляет
собой различные геометрические фигуры, соответствующим образом заштрихованные.
Основное свойство этого компонента - Shape
(форма), которое может
принимать значения:
Примеры этих форм показаны на рис.4.7
Рис.4.7
Примеры компонента Shape
Другое существенное свойство компонента - Brush
(кисть).
Это свойство является объектом типа TBrush
, имеющим ряд подсвойств, в
частности: цвет (Brush. Color
) и стиль (Brush. Style
) заливки
фигуры. Заливку при некоторых значениях Style
вы можете видеть на
рис.4.7 Третье из специфических свойство компонента Shape
- Pen
(перо), определяющее стиль линий. Это свойство, как и свойство Brush
,
уже рассматривались в разделе 4.2
Компонент Chart
Теперь рассмотрим компонент Chart
. Этот компонент позволяет
строить различные диаграммы и графики, которые выглядят очень эффектно
(рис.4.8). Компонент Chart
имеет множество свойств, методов, событий,
так что если все их рассматривать, то этому пришлось бы посвятить целую главу.
Поэтому ограничимся рассмотрением только основных характеристик Chart
. А
с остальными вы можете ознакомиться во встроенной справке Delphi или просто
опробовать их, экспериментируя с диаграммами.
Компонент Chart
является контейнером объектов Series
типа TChartSeries
- серий данных, характеризующихся различными стилями
отображения. Каждый компонент может включать несколько серий. Если вы хотите
отображать график, то каждая серия будет соответствовать одной кривой на
графике. Если вы хотите отображать диаграммы, то для некоторых видов диаграмм
можно наложить друг на друга несколько различных серий, для других (например,
для круговых диаграмм) это, вероятно, будет выглядеть некрасиво. Однако, и в
этом случае вы можете задать для одного компонента Chart
несколько серий
одинаковых данных с разным типом диаграммы. Тогда, делая в каждый момент
времени активной одну из них, вы можете предоставить пользователю выбор типа диаграммы,
отображающей интересующие его данные. Разместите один или два (если захотите воспроизвести рис.4.8)
компонента Chart
на форме и посмотрите открывшиеся в Инспекторе Объектов
свойства. Приведем пояснения некоторых из них.
Определяет
возможность пользователя прокручивать наблюдаемую часть графика во время
выполнения, нажимая правую кнопку мыши. Возможные значения: pmNone -
прокрутка запрещена, pmHorizontal, pmVertical или pmBoth - разрешена
соответственно прокрутка только в горизонтальном направлении, только в
вертикальном или в обоих направлениях. Позволяет
пользователю изменять во время выполнения масштаб изображения, вырезая
фрагменты диаграммы или графика курсором мыши (на рис.4.8 б внизу показан
момент просмотра фрагмента графика, целиком представленного на рис.4.8 а). Определяет
заголовок диаграммы. Определяет
подпись под диаграммой. По умолчанию отсутствует. Текст подписи определяется
подсвойством Text. Определяет
рамку вокруг диаграммы. Легенда
диаграммы - список обозначений. MarginLeft,
MarginRight, MarginTop, MarginBottom Значения
левого, правого, верхнего и нижнего полей. BottomAxis,
LeftAxis, RightAxis Эти свойства
определяют характеристики соответственно нижней, левой и правой осей. Задание
этих свойств имеет смысл для графиков и некоторых типов диаграмм. LeftWall,
BottomWall, BackWall Эти свойства
определяют характеристики соответственно левой, нижней и задней граней
области трехмерного отображения графика (см. рис.4.8 а, нижний график). Список серий
данных, отображаемых в компоненте. Разрешает или
запрещает трехмерное отображение диаграммы. Характеристики
трехмерного отображения. Масштаб
трехмерности (для рис.4.8 это толщина диаграммы и ширина лент графика). Рядом со многими из перечисленных свойств в Инспекторе
Объектов расположены кнопки с многоточием, которые позволяют вызвать ту или
иную страницу Редактора Диаграмм - многостраничного окна, позволяющего установить
все свойства диаграмм. Вызов Редактора Диаграмм возможен также двойным щелчком
на компоненте Chart
или щелчком на нем правой кнопкой мыши и выбором
команды Edit Chart во всплывшем меню. Если вы хотите попробовать воспроизвести приложение, показанное
на рис.4.8, сделайте двойной щелчок на верхнем компоненте Chart
. Вы
попадете в окно Редактора Диаграмм (рис.4.9) на страницу Chart, которая имеет
несколько закладок. Прежде всего вас будет интересовать на ней закладка Series.
Щелкните на кнопке Add - добавить серию. Вы попадете в окно (рис.4.10), в
котором вы можете выбрать тип диаграммы или графика. В данном случае выберите
Pie - круговую диаграмму. Воспользовавшись закладкой Titles вы можете задать
заголовок диаграммы, закладка Legend позволяет задать параметры отображения
легенды диаграммы (списка обозначений) или вообще убрать ее с экрана, закладка
Panel определяет вид панели, на которой отображается диаграмма, закладка 3D
дает вам возможность изменить внешний вид вашей диаграммы: наклон, сдвиг, толщину
и т.д. Когда вы работаете с Редактором Диаграмм и выбрали тип
диаграммы, в компонентах Chart
на вашей форме отображается ее вид с
занесенными в нее условными данными (см. рис.4.11).
Рис.4.10
Выбор типа диаграммы в Редакторе
Диаграмм Поэтому вы сразу можете наблюдать результат применения
различных опций к вашему приложению, что очень удобно. Страница Series, также имеющая ряд закладок, дает вам
возможность выбрать дополнительные характеристики отображения серии. В
частности, для круговой диаграммы на закладке Format полезно включить опцию
Circled Pie, которая обеспечит при любом размере компонента Chart
отображение диаграммы в виде круга. На закладке Marks кнопки группы Style
определяют, что будет написано на ярлычках, относящихся к отдельным сегментам
диаграммы: Value - значение, Percent - проценты, Label - названия данных и т.д.
В примере рис.4.8 включена кнопка Percent, a на закладке General установлен
шаблон процентов, обеспечивающий отображение только целых значений.
Вы можете, если хотите, добавить на этот компонент Chart
еще одну тождественную серию, нажав на закладке Series страницы Chart кнопку
Clone, а затем для этой новой серии нажать кнопку Change (изменить) и выбрать
другой тип диаграммы, например, Bar. Конечно, два разных типа диаграммы на
одном рисунке будут выглядеть плохо. Но вы можете выключить индикатор этой
новой серии на закладке Series, а потом предоставить пользователю выбрать тот
или иной вид отображения диаграммы (ниже будет показано, как это делается). Выйдите из Редактора Диаграмм, выделите в вашем приложении
нижний компонент Chart
и повторите для него задание свойств с помощью
Редактора Диаграмм. В данном случае вам надо будет задать две серии, если
хотите отображать на графике две кривые, и выбрать тип диаграммы Line.
Поскольку речь идет о графиках, вы можете воспользоваться закладками Axis и
Walls для задания координатных характеристик осей и трехмерных граней графика. На этом проектирование внешнего вида приложения завершается.
Осталось написать код, задающий данные, которые вы хотите отображать. Для
тестового приложения давайте зададим в круговой диаграмме просто некоторые
константные данные, а в графиках - функции синус и косинус. Для задания отображаемых значений надо использовать методы
серий Series
. Остановимся только на трех основных методах. Метод Clear
очищает серию от занесенных ранее данных. Метод Add
: (Const AValue: Double; Const ALabel: String;: TColor)
позволяет добавить в диаграмму новую точку. Параметр AValue
соответствует добавляемому значению, параметр ALabel
- название, которое
будет отображаться на диаграмме и в легенде, AColor
- цвет. Параметр ALabel
- не обязательный, его можно задать пустым: "".
Метод AddXY
:(Const AXValue, AYValue: Double;ALabel:
String; AColor: TColor)
позволяет добавить новую точку в график функции. Параметры AXValue
и AYValue
соответствуют аргументу и функции. Параметры ALabel
и AColor
те же, что и в методе Add
. Таким образом, процедура, обеспечивающая загрузку данных в
нашем примере, может иметь вид: 155;=251;=203;=404; var
: word; begin
Series1 do
begin
;(A1, "Цех 1", clYellow);(A2, "Цех 2",
clBlue);(A3, "Цех 3", clRed);(A4, "Цех 4", clPurple); end
;. Clear;. Clear; for
i: =0 to
100 do
begin
. AddXY (0.02*Pi*i, sin (0.02*Pi*i), "", clRed);.
AddXY (0.02*Pi*i, cos (0.02*Pi*i), "", clBlue); Если вы предусмотрели, например, для данных, отображаемых в
диаграмме, две серии Series1
и Series4
разных видов - Pie
и Bar
, то можете ввести процедуру, изменяющую по требованию пользователя
тип диаграммы. Эту процедуру можно ввести в событие OnClick
какой-нибудь
кнопки, в команду меню или, например, просто в обработку щелчка на компоненте Chart
.
Для того, чтобы загрузить данные в Series4
и сделать эту диаграмму в
первый момент невидимой, можно вставить в конце приведенной ранее процедуры
операторы Assign (Series1);. Active: =false;
Первый из этих операторов переписывает данные, помещенные в Series1
,
в серию Series4
. А второй оператор делает невидимой серию Series4
.
Смена типа диаграммы осуществляет процедура Active: = not
Series1. Active;. Active: = not
Series4. Active;
На рис.4.8 б вы можете видеть результат переключения
пользователя на другой вид диаграммы. Работа с графикой
в Delphi это не только линии и рисунки, но также и и печать текстовых документов. Поэтому в Delphi работе с графикой
нужно уделить немного времени. Работа с графикой в Delphi
предполагает обращение к канве - свойству Canvas компонентов. Canvas Delphi
это холст, который позволяет программисту иметь доступ к каждой своей точке (пикселу), и словно художнику отображать то, что требуется. Конечно, рисовать попиксельно для работы с графикой
в Delphi не приходится, система Delphi предоставляет для мощные средства работы с графикой
, облегчающие задачу программиста. В работе с графикой в Delphi в распоряжении программиста находятся канва (холст, полотно - свойство Canvas
Delphi компонентов), карандаш (свойство Pen
), кисть (свойство Brush) того компонента или объекта, на котором предполагается рисовать. У карандаша Pen
и кисти Brush
можно менять цвет (свойство Color) и стиль (свойство Style). Доступ к шрифтам предоставляет свойство канвы Font
. Эти инструменты позволяют отображать как текст, так и достаточно сложные графики математического и инженерного содержания, а также рисунки. Кроме этого, работа с графикой
позволяет использовать в Delphi такие ресурсы Windows
как графические и видеофайлы. Конечно, не все компоненты в Delphi имеют эти свойства. На вкладке Additional
расположен специализированный компонент TImage
, специально предназначенный для рисования, но также свойство Canvas
имеют, например, такие компоненты как ListBox, ComboBox, StringGrid, а также и сама Форма, которая размещает наши компоненты! Кроме того, для печати документов Delphi обращается к свойству Canvas такого объекта как принтер. Основное свойство такого объекта как Canvas Delphi - Pixels
типа TColor
, то есть это двумерный массив точек (пикселов), задаваемых своим цветом. Рисование на канве происходит в момент присвоения какой-либо точке канвы заданного цвета. Каждому пикселу может быть присвоен любой доступный для Windows цвет. Например, выполнение оператора Image1.Canvas.Pixels:=clRed; Приведёт к рисованию красной точки с координатами . Узнать цвет пиксела можно обратным присвоением: Color:=Image1.Canvas.Pixels; Тип TColor
определён как длинное целое (LongInt). Его четыре байта содержат информацию о долях синего (B), зелёного (G), и красного (R) цветов. В 16-ричной системе это выглядит так: $00BBGGRR
. Доля каждого цвета может меняться от 0 до 255. Поэтому чтобы отобразить максимально красную точку, ей нужно присвоить цвет $000000FF
. Следующая таблица содержит некоторые свойства и методы канвы: Первое, что мы сделаем, это инициализацию переменных при старте программы. Необходимо определить размеры области рисования (создадим для этого глобальную переменную Rect типа TRect) и сделать цвет фона Image
белым: procedure
TForm1.FormCreate(Sender: TObject); Затем нарисуем рамку по сторонам Image: procedure
TForm1.page; Попробуем, что получилось. Всё работает, но рамка пока не выводится. Поэтому добавим процедуру page
в в процедуру FormCreate
. Теперь красиво. Далее напишем простую процедуру стирания, очищения Image. Её нужно будет вызывать перед любым обновлением изображения, иначе предыдущее и последующее изображения будут перекрываться. procedure
TForm1.clearing; Теперь пришла очередь непосредственно процедуры вывода текста. Начнём выводить текст от точки (3, 3) - верхнего левого угла листа, с небольшим отступом в 3 пиксела. Каждую последующую строку будем смещать на высоту строки: procedure
TForm1.prn; Теперь всё готово для вывода текста. Делать это будем по событию OnChange: procedure
TForm1.Memo1Change(Sender: TObject); Ну и напоследок процедура изменения размера шрифта: procedure
TForm1.Edit1Change(Sender: TObject); Можно модифицировать эту программу для вывода текста на печать. Для работы с принтером нужно подключить модуль Printers
: unit
Unit1; Interface
uses
При работе с принтером как с полотном для начала печати вызывается метод BeginDoc
, затем производится вывод документа, завершается печать вызовом метода EndDoc
: Printer.BeginDoc; Ширина и высота полотна принтера доступны через свойства Printer.PageWidth
и Printer.PageHeight
. Закончить печать на одной странице и начать печатать на другой можно с помощью метода Printer.NewPage
. «Отображение графической информации в Delphi»
«Отображение графической информации в Delphi» План темы: 1.С С пппп оооо сссс оооо бббб ыыыы в в в в ыыыы вввв оооо дддд аааа г г г г рррр аааа фффф ииии чччч ееее сссс кккк оооо йййй ииии нннн фффф оооо рррр мммм аааа цццц ииии ииии в в в в D D D D eeee llll pppp hhhh iiii О О тттт оооо бббб рррр аааа жжжж ееее нннн ииии ееее к к к к аааа рррр тттт ииии нннн оооо кккк О О тттт оооо бббб рррр аааа жжжж ееее нннн ииии ееее г г г г ееее оооо мммм ееее тттт рррр ииии чччч ееее сссс кккк ииии хххх фффф ииии гггг уууу рррр П П оооо сссс тттт рррр оооо ееее нннн ииии ееее г г г г рррр аааа фффф ииии кккк оооо вввв и и и и д д д д ииии аааа гггг рррр аааа мммм мммм....
1. Способы вывода графической информации. В Delphi существует несколько способов вывода графической информации: В Вывод заранее приготовленных изображений (компоненты Image, Shape); П Построение графиков и диаграмм (компонент Chart и др.); Ф Формирование изображений программным способом (объект Canvas).
2.Отображение 2.Отображение картинок. Отображение картинок при помощи компонента Image мы рассмотрели в оооо дддд нннн оооо йййй и и и и зззз п п п п рррр ееее дддд ыыыы дддд уууу щщщщ ииии хххх т т т т ееее мммм.... Здесь мы рассмотрим пример осуществления простейшей анимации путем периодического изменения отображаемой картинки в компонентах Image. ПППП ееее рррр ееее йййй тттт ииии н н н н аааа п п п п рррр ииии мммм ееее рррр....
3.Отображение 3.Отображение геометрических фигур. И Из нескольких компонентов Shape можно создавать несложные рисунки. П Программно изменяя положение (.Left,.Top) размер (.Width,.Height) и цвет (Brush.Color) компонентов Shape в рисунке можно осуществить элементы простейшей анимации. Р Р Р Р аааа сссс сссс мммм оооо тттт рррр ееее тттт ьььь п п п п рррр ииии мммм ееее рррр....
4.Построение 4.Построение графиков и диаграмм. Диаграммы предназначены для более наглядного представления массивов численных данных, их визуального отображения и анализа. ПППП рррр ииии мммм ееее рррр.... Для построения диаграмм в Delphi имеется несколько компонентов, один из них компонент Chart (раздел TeeChart Std).
Графиков и диаграмм. Данные для отображения обычно передаются в Chart программно, пример: Series1.Clear; {очистить серию} for i:=1 to N do Series1.addxy(i, A[i], clGreen); Значение по оси X Значение по оси Y Подпись по оси X Цвет данных на диаграмме РР аааа сссс сссс мммм оооо тттт рррр ееее тттт ьььь п п п п рррр ииии мммм ееее рррр п п п п оооо сссс тттт рррр оооо ееее нннн ииии яяяя гггг рррр аааа фффф ииии кккк аааа ф ф ф ф уууу нннн кккк цццц ииии ииии y y y y = = = = S S S S iiii nnnn ((((xxxx))))
Далее: Лабораторная работа «««« ОООО тттт оооо бббб рррр аааа жжжж ееее нннн ииии ееее к к к к аааа рррр тттт ииии нннн оооо кккк и и и и г г г г ееее оооо мммм ееее тттт рррр ииии чччч ееее сссс кккк ииии хххх фффф ииии гггг уууу рррр, и и и и хххх а а а а нннн ииии мммм аааа цццц ииии яяяя »»»»....Задание: 1) Разработать приложение для осуществления простейшей анимации путем периодического изменения отображаемой картинки в компонентах Image. (Количество картинок не менее трех, картинки подобрать самостоятельно).
Далее: Лабораторная работа «««« ПППП оооо сссс тттт рррр оооо ееее нннн ииии ееее г г г г рррр аааа фффф ииии кккк оооо вввв и и и и д д д д ииии аааа гггг рррр аааа мммм мммм »»»»....Задание: 1)М одифицировать приложение из лабораторной работы 9 (Отображение данных в таблице). Добавить возможность отображения некоторых данных из таблицы на гистограмме или круговой диаграмме. 2) Построить график заданной функции.
Кроме того, отображать и вводить графическую информацию можно на
поверхности любого Отображение графики на канве Canvas.
Для стандартных цветов в Delphi определён набор текстовых констант. Увидеть его можно, открыв в Инспекторе Объектов свойство Color, например, той же Формы.
Процедура TextOut(X, Y: Integer; const
Text: WideString);
Производит вывод строки Text
начиная с (X, Y) - левого верхнего пиксела текста.
Свойство TextWidth(var
Text: String): Integer;
Содержит длину строки Text
в пикселах.
Свойство TextHeight(var
Text: String): Integer;
Содержит высоту строки Text
в пикселах.
Процедура MoveTo(X, Y: Integer);
Производит перемещение позиции к пикселу с адресом (X, Y).
Процедура LineTo(X, Y: Integer);
Производит рисование прямой линии из точки текущей позиции к пикселу с адресом (X, Y). Адрес (X, Y) становится точкой текущей позиции.
Процедура FillRect(const
Rect: TRect);
Заполняет прямоугольник Rect
на холсте, используя текущую кисть. Может использоваться, в том числе, для стирания части изображения на холсте.
Напишем, используя только эти методы канвы, приложение для изображения на канве компонента Image
текста, который вводится в компонент Memo
:
begin
Rect.Left:=0;
Rect.Top:=0;
Rect.Right:=Image1.Width;
Rect.Bottom:=Image1.Height;
Image1.Canvas.Brush.Color:=clWhite;
end
;
begin
with
Image1.Canvas do
begin
MoveTo(0, 0);
LineTo(Image1.Width-1, 0);
LineTo(Image1.Width-1, Image1.Height-1);
LineTo(0, Image1.Height-1);
LineTo(0, 0);
end
;
end
;
begin
Image1.Canvas.FillRect(Rect); //Прямоугольник Rect
заполняется белым цветом, изображение стирается.
end
;
var
i: Integer;
begin
with
Image1.Canvas do
for
i:=1 to
Memo1.Lines.Count do
TextOut(3, 3+(i-1)*TextHeight("A"), Memo1.Lines);
end
;
begin
clearing;
prn;
page;
end
;
begin
Memo1.Font.Size:=UpDown1.Position;
Image1.Canvas.Font.Size:=UpDown1.Position;
Memo1Change(Sender);
end
;
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, StdCtrls, Printers
;
with
Printer.Canvas do
begin
... Печать документа...
end
;
Printer.EndDoc;
План темы:
1. Способы вывода графической
информации в Delphi.
2. Отображение картинок.
3. Отображение геометрических
фигур.
В Delphi существует несколько способов
вывода графической информации:
Вывод заранее приготовленных
изображений (компоненты Image,
Shape);
Построение графиков и диаграмм
(компонент Chart и др.);
Формирование изображений
программным способом (объект
Canvas).2. Отображение картинок.
Отображение картинок при помощи
компонента Image мы рассмотрели в
одной из предыдущих тем.
Здесь мы рассмотрим пример
осуществления простейшей анимации
путем периодического изменения
отображаемой картинки в
компонентах Image.
Перейти на пример.
Отображение простейших
геометрических фигур на форме
обеспечивает компонент Shape.3. Отображение геометрических фигур.
Основные свойства компонента Shape:
Brush
Pen
Shape
Цвет (.Color) и стиль (.Style) для
заполнения фигуры.
Цвет (.Color), стиль (.Style), ширина
(.Width) и способ вывода (.Mode) линий
фигуры.
Вид геометрической фигуры.3. Отображение геометрических фигур.
Из нескольких компонентов Shape
можно создавать несложные рисунки.
Программно изменяя положение
(.Left, .Top) размер (.Width, .Height) и
цвет (Brush.Color) компонентов Shape
в рисунке можно осуществить
элементы простейшей анимации.
Рассмотреть пример.4. Построение графиков и диаграмм.
Диаграммы предназначены для
более наглядного представления
массивов численных данных, их
визуального отображения и анализа.
Пример.
Для построения диаграмм в Delphi
имеется несколько компонентов,
один из них компонент Chart (раздел
TeeChart Std).4. Построение графиков и диаграмм.
Вид компонента Chart после его
установки на форму:4. Построение графиков и диаграмм.
Кроме «Инспектора объектов» доступ к
свойствам компонента Chart можно
получить открыв специальное окно
диалога (правая кнопка на компоненте \
Edit Chart…)
Добавить
серию данных
Изменить тип
диаграммы4. Построение графиков и диаграмм.
Выбор типа диаграммы:4. Построение графиков и диаграмм.
Установка свойств для осей координат
(Axis):4. Построение графиков и диаграмм.
Данные для отображения обычно
передаются в Chart программно,
пример:
Series1.Clear; {очистить серию}
for i:=1 to N do
Series1.addxy(i, A[i], ‘’, clGreen);
Значение по
оси X
Значение по
оси Y
Подпись
по оси X
Цвет данных
на диаграмме
Рассмотреть пример построения
графика функции y = Sin(x)Далее:
Лабораторная работа № 13.1.
«Отображение картинок и геометрических
фигур, их анимация».
Задание:
1) Разработать приложение для осуществления
простейшей анимации путем периодического
изменения отображаемой картинки в
компонентах Image. (Количество картинок не
менее трех, картинки подобрать
самостоятельно).Задание:
2) Придумать и нарисовать рисунок из
компонентов Shape. Программно
изменяя положение, размер или цвет
компонентов Shape в рисунке
осуществить элементы простейшей
анимации.Далее:
Лабораторная работа № 13.2.
«Построение графиков и диаграмм».
Задание:
1) Модифицировать приложение из
лабораторной работы № 9 (Отображение
данных в таблице). Добавить возможность
отображения некоторых данных из таблицы
на гистограмме или круговой диаграмме.
2) Построить график заданной функции.