Загрузить голосовые команды. Лучшие программы для голосового управления компьютером

Для людей с ограниченными возможностями, а также просто для сибаритов, разработчики ОС создали голосовое управление компьютером. Оно позволяет пользователю вводить информацию при помощи голоса. После проговаривания определенных слов устройство начинает распознавание речи - преобразование звукового сигнала в цифровую информацию. После того, как введенная информация будет корректно распознана – программа переходит к заданному алгоритму действия – выполняет функцию, которая прикреплена к той или иной команде.

Все достаточно просто. Не всегда речь распознается корректно, поэтому для решения сложных задач по управлению операционной системой программа голосового управления компьютером интенсивно не используется. Она применяется для выполнения основных функций: открытия и закрытия файлов, локального и сетевого поиска и пр.

История развития голосового управления

  • Первая система распознавания голоса Audrey была создана в 50-х годах ХХ века. Она расшифровывала лишь цифры, проговоренные одним голосом.
  • В 1962 г была создана первая система распознавания слов. Она расшифровывала 15 англоязычных слов.
  • С развитием компьютеров в 1990 г была разработана программа Dragon Dictate. Она распознавала до 100 слов в минуту, но отличалась высокой ценой.
  • В начале 2000-х годов в iPhone появилось приложение для распознавания речи Google Voice Search. В 2010 году была добавлена система поиска в Android.
  • Siri была включена в программное обеспечение Phone 4S в начале октября 2011 г;
  • в 2014 г была представлена Cortana - голосовая помощница для Windows.

Возможности Cortana и голосового ввода на сегодняшний день

«Кортана» - это виртуальный помощник в операционной системе Windows. Сервис помогает пользователю в планировании дел, напоминает о них.
При определенном запросе сервис поможет собрать конкретную информацию, создать четкую структуру и преподнести ее пользователю в максимально возможно обработанном виде.
Интересно, что сразу при включении виртуальный помощник собирает всю информацию о введенных запросах, личных данных, пытаясь максимально адаптироваться под каждого отдельного пользователя.


Голосовое управление компьютером Windows 7 посредством использования виртуального помощника невозможно – он интегрирован только в десятую версию. Но, как ни жаль, разработчики не удосужились выпустить русскоязычную версию.
Главную роль отыгрывает поиск, который в 10-ке можно открыть через «Пуск». Эта функция определяет практически любые запросы. Если вхождение не распознано – можно ввести соответствующую команду во всплывающее окно и программа голосового управления компьютером считает текстовую информацию.

Неприятный момент – сбор всех данных, введенных через клавиатуру, и их отправка в «Майкрософт».

Сторонние программы

Typle

После выполнения установки переходим к следующему шагу – создаем учетную запись. Здесь необходимо придумать ключевую фразу, после чего прозвучит уведомление об активации.


Дальше нужно будет придумать и создать голосовые команды, независимо от их предназначения. Команда «собака» может запускать приложение или выполнять совсем другое действие.




Просто нужно создать голосовую команду и закрепить ее за определенным действием. Подойдет только для выполнения базовых операций – открытия файлов, папок и пр. Функционал ограничен.

Speaker

Здесь функционал более широкий, нежели в Typle.


Голосовое управление компьютером Windows 10 предоставляет пользователю возможность открывать и закрывать файлы, делать снимки состояния экрана, выключать ПК.


Распознавание речи происходит довольно долго, свыше 3-4 секунд. Это обусловлено тем, что сначала речь преобразуется в текст, а команды распознаются компьютером уже с текстовой информации.

Laitis

Это бесплатная программа, которая позволяет как управлять ПК, так и диктовать текст. После установки необходимо зарегистрироваться и дальше можно пользоваться в свое удовольствие.


Интересна функция автозамены при наборе текста. Вы можете сказать «Кавычки» и в тексте появится соответствующий символ.

Возможности управления голосом через Яндекс.строку

Посредством использования этого приложения можно выполнять локальный или сетевой поиск информации и файлов, перезагрузить или выключить компьютер. Присутствует функция открытия программ и сайтов.
Чтобы воспользоваться программой, необходимо сначала скачать и установить ее.

Но при установке стоит убрать галочки напротив пунктов, где производитель софта предлагает установить браузер, поменять его настройки. В противном случае установка займет больше время и в браузере изменится конфигурация.
В конечном итоге строка размещается около кнопки «Пуск». Скажите «Слушай Яндекс» и откроется окно.

Проговорите запрос.

После паузы в браузере откроется строка поиска. Занимательно управлять поиском таким образом.
В целом, голосовое управление компьютером пока не развито, так как рисуется нам в воображении. Но и те функции, что имеются на сегодняшний день, уже впечатляют и существенно помогают перейти на новый уровень пользования ПК.

Отличного Вам дня!

Корпорация Google начинала свою деятельность как поисковик, и на данный момент поиск информации с помощью мобильных устройств так и остается одним из главных направлений развития. С каждым обновлением системы телефона/планшета, Google Play Services и отдельных программ появляется все больше новых функций, призванных облегчить жизнь пользователю.

В этой статье я расскажу о наиболее полезных голосовых командах, контекстном поиске Now on Tap, а также покажу, как настроить телефон для выполнения любых голосовых команд, в том числе с помощью Tasker. Ведь именно об этом мы так мечтали, читая произведения фантастов в детстве.

Традиционно все новейшие разработки от «корпорации добра» внедряются на устройствах линейки Nexus. Так было и с голосовым управлением, и с Google Now, системой подачи информации в виде набора кaрточек. За Google Now, простой поиск Google и голосовой поиск отвечает одно приложение, это Google . Оно входит в комплект стандартных приложений от компании Google и доступно на любом сертифицированном Android-смартфоне.

Также существует несколько смартфонов с продвинутой функцией голосового управления, активируемoй, даже если экран смартфона выключен. Например, MOTO X содержит отдельный процессор с очень низким энергопотреблением, который только и занимается, что в фоновом режиме слушает все окружающие звуки на предмет ключевой фразы.

Ранее голосовое управление активировалось только при нажатии на значок микрофона при открытой программе поиска (или на виджеты на рабочем столе). Затем появился лаунчер Google Старт , который позволил выполнять голосовые команды прямо с рабочего стола (с помощью фразы «Ok, Google»). Начиная с Android 4.4 та же возможность стала доступна и в других лаунчерах, но только при условии, что лаунчер явно поддерживает такую возможность (почти все популярные лаунчеры поддерживают).

Голосовое управление

Простой поиск информации, конечно же, самая главная функция Google Now. Причем он достаточно интеллектуален, чтобы понимать контекст, а значит, команды можно объединять в цепочки. Например, если сказать: «О’кей, Google, кто президент Никарагуа?», то поиск выдаст ответ «Даниэль Ортега». А если далее спросить «Сколько ему лет?», то ответ будет «Семьдесят лет». Google Now понимает массу команд, приведу десять наиболее полезных.

  • Карты и навигация - «поехали/навигация #названиеулицы #номер дома». Запустит Google Maps в режиме навигатора по указанному адресу. Также можно указывать город, магазин, организацию и так далее.
  • Калькулятор - «тринадцать процентов от пяти тысяч». Выдаст ответ и форму калькулятора в окне поиска. Голосом можно надиктовывать сложение, вычитание, умножениe, деление, корень числа. Также можно переводить меры весов, длин и прочего.
  • Отправка СМС/сообщений - «написать смс Олег текст я за рулем, перезвоню позже». Отправлять сообщения также можно через WhatsApp, Viber и еще несколько популярных мессенджеров. По упрощенной схеме можно диктовать «сообщение #программа #контакт #текст». Например: «сообщение WhatsApp Олег я за рулем». После этого также голосом можно подтвердить отправку командой «отправить».
  • Набор номера - «позвонить маме». Также можно продиктовать произвольный номер, которого нет в записной книге. При команде «позвонить сестре/брату» можно указать номер из контактов (если записано по-другому), тогда в следующий раз набор будет проходить автоматически.
  • Напоминания и будильники - «разбудить меня в субботу в восемь утра» или «напомнить мне выключить плиту через десять минут». Также можно добавлять мероприятия в Google-календарь. События можно привязывать не только ко времени, но и к месту. Если добавить «напомни мне распечатать текст на работе», то при включенной геолокации и указанном адресе работы (места на карте) напоминание на телефоне всплывет автоматически. Обычный встроенный в приложение «Часы» таймер заводится так же легко.
  • Угадай мелодию - «что это за песня». Запустит раcпознавание играющей музыки.
  • Музыка/видео - «слушать (музыку) #группа #песня». Запустит указанную музыку в Play Music или клип на YouTube. Нормально работает с русскими названиями, но так как английские слова и исполнителей определяет, иногда неправильно интерпретируя под русский язык, то срабатывает не всегда.
  • Фото/видео - «сделай фото / записать видео». Запустит камеру в выбранном режиме.
  • Управление настройками - «выключи вайфай», «включи фонарик».
  • Заметки - «заметка для себя тестовый пароль для сервиса один два три четыре». Добавит заметку в Google Keep.

Now on Tap

Описанию этого сервиса было уделено отдельное пристальное внимание на презентации Android 6.0 Marshmallow. И преподносился он как одна из основных особенностей новой прошивки. Но более-менее нормальную функциональность в России мы получили только в декабре. В официальном русском переводе он называется контекст от Now .

Как это работает? «Когда вы запускаете контекст от Now, Google анализирует все, что вы видите на экране, и ищет информацию в соответствии с этими данными» - вот официальное описание со страницы поддержки.

На деле это значит, что вместо того, чтобы выделять и копировать интересующие фразы на экране, затем открывать поиск и вставлять фразу, можно просто нажать и удерживать кнопку «Домой». После этого Google предложит варианты для найденных ключевых фраз. Это могут быть картинки, видео, предложение открыть это место на картах, новости. Может предложить открыть сайт организации или сделать звонок, открыть профиль Facebook или посмотреть Twitter-аккаунт знаменитостей, добавить заметку. При наличии соответствующих приложений на устройстве после тапа на иконке страница откроется сразу внутри приложения. При прослушивании музыки из разных приложений можно одним нажатием вызвать подробную информацию об исполнителях, альбомах, клипах на YouTube и прочем.


Так же как и в десктопной версии поиска, в голосовом поиске есть пасхалки. Приведу только несколько команд, остальные можете узнать по этой ссылке . К сожалению, почти все они срабатывают только на английском языке и с английским интерфейсом или при выбранном в настройках только английском языке.

«Do a barrel roll».
«Make me a sandwich!»
«Sudo make me a sandwich!»
«When am I?»
«Beam me up, Scotty!»
«Up up down down left right left right».
«What does the fox say?»

Tasker

Если после всего прочитанного вам все равно не хватает команд для воплощения своих фантазий, то, имея немного времени, можно настроить Google Now на выполнение практически любых команд. Для этого нам понадобятся прежде всего Tasker и плагин AutoVoice .

С помощью Таскера можно совершать множество действий: запускать приложения, контролировать звук, запускать скрипты, управлять экраном, проводить манипуляции над файлами, нажимать кнопки на экране, управлять media, делать запросы HTTP Get и Post и реагировать на них, управлять расширенными настройками телефона. И все это можно делать, отдавая голосовые команды. А с помощью множества плагинов функциональность расширяется еще больше.

Для начала работы необходимо включить пункт Google Now Integration внутри AutoVoice. В Таскере необходимо создать отдельный профиль для каждой команды или группы команд. Как обычно, для составления профилей рекомендую в настройках Таскера включать английский. Для тестового профиля составим голосовую команду выключения звука. Для этого создадим новый профиль с параметрами Event → Plugin → AutoVoice Recognized . Заполняем следующие поля:

  • Command Filter - тут вводим необходимую голосовую команду, в нашем примере: «выключи звук». Если нажать на строку Speak Filter, то команду можно надиктовать.
  • Exact Command - если поставить галочку, то будет срабатывать только на точную команду, иначе может сработать на каждое отдельное слово или форму слова.
  • Use Regex - использовать регулярные выражения. Позволяет настроить распознавание нескольких слов в одном профиле. Если в первом поле ввести «(выключи|выключить) (звук|громкость)» без кавычек, то профиль будет срабатывать на команды «выключи звук», «выключи громкость», «выключить звук» и «выключить громкость».

Для действия используем Audio → Ringer Volume и Audio → Notification Volume . Для контроля срабатывания можно добавить всплывающее уведомление через Alert → Flash и в поле Text ввести «Выключил».

Команды «выключи вайфай» работают сразу в Google Now, а «выключи звук» предлагает открыть настройки. И после перехвата команды через Таскер и ее выполнения все равно остается на текущем экране с запросом. Поэтому к действиям дополнительно добавим App → Go Home . Ну а чтобы позабавить друзей, во всех профилях для управления голосом можно первым действием поставить Alert → Say и ввести фразу «слушаюсь, хозяин». Тогда телефон в ответ на команды будет реагировать голосом.


С помощью дополнительных плагинов, например AutoRemote , можно управлять другими устройствами на Android. А если на комп поставить EventGhost , то с помощью многочисленных плагинов можно сделать немало интересного. Одним из самых полезных применений будет настройка умного дома, но это отдельная большая история. У Жуана Диаса (Joao Dias), разработчика всех Auto*-плагинов, есть также дополнение и для компа, что позволяет интегрировать управление мобильными устройствами через голосовой помощник Cortana на десктопе.

Немного хитростей

Таскер - это хардкор. Можно творить потрясающие вещи, но для этого нужно освоить много информации, разбираться в переменных, регулярных выражениях и прочем. Для тех, кто не хочет возиться с Таскером, есть большое количество программ, которые используют возможности голосового управления, но имеют более понятный и доступный интерфейс и просты в обращении. Остановлюсь на трех.

1 Open Mic+ for Google Now

Позволяет изменить ключевую фразу с «Ok, Google» на любую другую. К сожалению, после одного из обновлений сервисов и запроса от Google перестала работать с Google Engine, оставив только PocketSphinx. В связи с этим для ключевой фразы подходят только английские словосочетания, но раньше можно было удивлять присутствующих обращением к телефону «эй, ты» или «слушай команду».

Тем не менее разработчик обещает все поправить в следующих обновлениях. Из других функций можно отметить запуск распознавания по датчику приближения (два взмаха руки) и по встряске телефона. Как и MOTO X, поддерживает распознавание при выключенном экране, но, к сожалению, это очень сильно отражается на батарее, поэтому актуально для телефона на зарядке или автомобильных медиацентров на Android с постоянным питанием. Работает с Bluetooth-гарнитурой, имеет интеграцию с Таскером, может зачитывать текстовые сообщения.

2 Commandr for Google Now

Еще одна программа от разработчика Open Mic+. Интегрируется с Google Now и позволяет использовать расширенный набор команд. В списке поддерживаемых есть следующие: включить/выключить беспроводную точку доступа, приостановить/возобновить музыку, следующая/предыдущая песня, непрочитанные СМС/gmail (озвучит их голосом), громкость <х>, блокировка телефона, сделать снимок, сделать селфи. Также можно включить диктофон, управлять подсветкой, автоповоротом экрана. С рутом можно выключить/перезагрузить телефон, очистить уведомления, включить режим «В самолете». Для поддерживаемых функций можно менять команды на свои. Также имеет интеграцию с Таскером, позволяя включить для каждой задачи срабатывание по названию Task. Есть модуль для Xposed, позволяющий использовать Commandr с Android Wear.

3 Ассистент Дуся

Ну и наконец, детище российских разработчиков - русскоязычный голосовой ассистент Дуся, который объединяет в себе все преимущества описанных приложений и утилит. Как и Tasker, Дуся позволяет создавать свои голосовые функции (они называются «скрипты»), причем в намного более понятной и простой форме (есть справка на русском, видеоуроки) и с более мощными функциями работы именно с речевыми командами. Вдобавок здесь есть и свой онлайн-каталог готовых скриптов, созданных другими пользователями. На момент написания статьи их было около ста.


Так же как и Commandr, Дуся умеет интегрироваться с Google Now, а также имеет множество видов других бесконтактных активаций - встряхиванием, взмахом, гарнитурой, поднесением к уху и в том числе и своей фразой активации на русском. А если хочется использовать интерфейс, то и он есть, очень простой, быстрый и функциональный. Среди функций есть 25 наиболее часто востребованных, есть даже управление умными домами и домашними кинотеатрами.

Заключение

Сегодня функции голосового поиска в смартфонах очень развиты, и, как вы смогли убедиться, разработчики предлагают нам не просто набор команд для поиска информации, а полноценную систему управления смартфоном, которую при определенных усилиях можно интегрировать с домашним компом и даже умным домом. Так что, если вам удобнее управлять всем этим с помощью голоса, у вас есть для этого все необходимое.

Чаще всего при работе за персональным компьютером нам приходится набирать тексты большого объема. Сидя непосредственно перед монитором, мы теряем много времени, хотя могли бы совершать какие-либо дела по дому.

Прошлый век

Разберёмся, что такое голосовое управление компьютером. Проведём некоторую аналогию. Раньше, да и сейчас, очень распространённым способом "освободить руки" от компьютера во время работы являлся найм ещё одного сотрудника - стенографиста или секретаря. Однако мало кто знает, что можно избежать лишних трат путём установки на персональный компьютер ряда программ и утилит, позволяющих осуществлять голосовое управление компьютером на русском языке.

С появлением таких программных продуктов, как "Горыныч" и WebSpeach, вы можете забыть о том, как долгими часами приходилось сидеть и печатать какую-либо работу, например, диплом, приказ или любую другую документацию. С развитием компьютерных технологий появился вариант использования специальной программы распознавания речи.

Встроенные утилиты

Голосовое управление компьютером Windows 8 осуществляется с помощью встроенной утилиты Windows Speech Recognition. К сожалению, в настоящий момент управление компьютером на русском языке невозможно. Компания Microsoft, во всей видимости, старается ориентироваться на наиболее распространённые языки, однако не исключено, что в скором времени будет выпущена поддержка и русского языка.

Если же вы всё-таки хотите попробовать управлять своим железным товарищем с помощью английского языка, следуйте следующей инструкции.

  1. Заходите в панель управления в подпункт "Язык". Вам необходимо установить язык системы - английский. Если он у вас отсутствует, то вам потребуется загрузить соответствующий языковой пакет.
  2. После загрузки и установки языка переходим в начальный экран с "плиткой".
  3. Вводим в поиск Windows Speech Recognition и нажимаем Enter. Так запускается программа распознавания голоса.
  4. При первом запуске вам будет предложено настроить микрофон. Выберите вашу разновидность и произнесите пару слов.
  5. Затем вам будет предложен 20-минутный обучающий курс. Он проводится на английском, поэтому, если вы не понимаете язык, можете смело его пропускать. Интерфейс у программы абсолютно понятный, поэтому разобраться с ним сможет даже ребёнок.
  6. Чтобы включить голосовое управление компьютером, вам будет необходимо произнести ключевую фразу "Start listening". Это означает - "начать прослушивание". Теперь можете запускать необходимую вам программу и начинать надиктовывать текст.

Вообще, возможности этой утилиты неисчерпаемы. Кроме использования базовых команд, вы также можете создавать свои.

Развитие

Было создано множество приложений для распознавания русской и английской речи:

  • "Диктограф 5";
  • "Перпетуум мобиле";
  • Voice_PE;
  • Lucent;
  • VoiceType;
  • Sakrament.

Однако наибольшую популярность набрали:

  • "Горыныч";
  • Web Speech;
  • RealSpeaker;
  • Speechka.

Займёмся их более подробным рассмотрением.

"Горыныч"

Как можно понять из названия, приложение было создано командой русских программистов и получило название в честь русского сказочного персонажа с именем Горыныч. Голосовое управление компьютером в ней осуществляется на русском языке, впрочем, имеется также и поддержка английского. "Горыныч" позволяет управлять персональным компьютером в пользовательском режиме, то есть совершать все возможные действия, которые вы можете производить с помощью мышки и клавиатуры: работа с окнами, приложениями, процессами, запущенными на персональном компьютере. Более того, "Горыныч" распознаёт речь исключительно одного хозяина, но не всегда.

Однако существует один достаточно большой недостаток. Дело в том, что всю базу команд вам необходимо вводить вручную. То есть, перед тем как вы сможете хоть что-то сделать на компьютере голосом, вам необходимо создать целую базу с записанными вашим голосом командами. Даже если вы это сделаете, в случае если вы вдруг охрипнете или поменяется хоть немного тембр голоса, "Горыныч" напрочь откажется вас понимать.

Очередной подводный камень заключается в том, что если вы хотите надиктовывать тексты на компьютер, вам предварительно потребуется создать огромный словарь для "Горыныча" с хорошим словарным запасом, чтобы он смог понять то, что вы диктуете.

Speechka

Обеспечить это могут помочь сторонние приложения, устанавливаемые на персональный компьютер. Одним из них является Speechka. Так же, как и "Горыныч", русский продукт, созданный на основе технологий Google, "Спичка" позволяет пользователю с помощью заданного набора команд осуществлять голосовое управление компьютером. Speechka достаточно неплохо распознаёт любую речь, и для неё нет необходимости записывать звуковые файлы. Достаточно просто с клавиатуры ввести слово и ассоциировать его с каким-либо действием. Проще говоря, это достойный существования продукт, однако находящийся на стадии разработки, поскольку такие функции, как закрытие окон или запуск программ были добавлены сравнительно недавно.

Набор текста

Разобравшись, что такое голосовое управление компьютером, рассмотрим проблему набора текста. Как было уже сказано, не все приложения позволяют его производить. В большинстве случаев для этого необходимо предварительно составить целый словарь, а если вы являетесь пользователем Windows 8, то еще возникает проблема поддержки русской речи. Для того чтобы решить эту проблему, существует сервис голосового набора, созданный Google.

Доступное только для браузеров Chrome, приложение Google Web Speech распознаёт 32 ведущих мировых языка, в том числе и русский. Для того чтобы вводить текст голосом, вам потребуется соответствующий браузер, Интернет и микрофон. Разработки продвинулись достаточно далеко, поэтому эта утилита способна воспринимать грамотную русскую речь целыми словами и переводить её в печатный текст.

Еще одна программа для распознания речи и надиктовки её на персональный компьютер - RealSpeaker. Она использует современные технологии распознавания мимики лица. Для её использования подойдёт абсолютно любая веб-камера. Единственное неудобство, которое возникает при работе, это то, что лицо говорящего должно быть точно напротив камеры, на расстоянии не более 40 сантиметров. В этой программе существует словарь русского языка, который пользователь при желании может расширить. В целом эта программа намного удобнее "Горыныча".

Итог

Если вы задумались об управлении компьютером голосом, поверьте, это пока не для России. Адекватные программы распознавания на сегодняшний день существуют только на английском языке, а автоматический голосовой набор текста будет содержать столько ошибок, что будет проще написать текст с нуля, чем исправлять все опечатки. Вы, конечно, можете постараться выучить английский язык и управлять компьютером на нём, однако вам потребуется идеальная дикция и произношение.

Какой гик не мечтает управлять компьютером с дивана одними только жестами и голосовыми командами? Как ни странно, но это уже возможно. А в самом ближайшем будущем каждый второй будет махать руками перед монитором. В статье рассматривается несколько способов и ближайших перспектив.

Управление голосом на Windows

Начнем с бесплатного софта, который позволяет управлять компьютером с помощью русской речи. Можно будет уговорить его открывать программы, выполнять какие-то действия и так далее. И ваши руки будут свободны для более важных дел.

Typle

Данная программа лидер среди программ, позволяющих командовать компьютером на родном русском языке. После установки нужно будет завести пользователя и придумать ему ключевое слово вроде «Ok, Windows», хотя нам советуют слово «Открой». Именно с него мы и начинаем говорить, знакомая реализация в Google Glasses существует.

Потом для пользователя выбираем команды. Можно добавить только запуск каких-либо программ, а при нажатии дополнительно самостоятельно выбрать программу и дописать какой-либо аргумент. Возможно, если что-то дописать к запуску программы, то будет и действия. Но в целом, обычному пользователю поуправлять компьютером полноценно не получится, никаких тебе пауз или следующий трек, только запускать и запускать.

Управление жестами на компьютере

Еще с момента появления PlayStation®Eye Camera и kinect люди захотели такие же функции и на компьютере. Позже Kinect даже стали продавать разработчикам, но для общего пользователя такого продукта не анонсировали. И даже есть новость, что Kinect 2.0 с Xbox One не будет работать на компьютере, но выйдет специальная версия Kinect и для PC. Правда без соответствующего софта пользы от него мало. Так что перейдем к самому софту.

Самым популярным и доступным способом управления жестами является программа Flutter и соответствующее Chrome-расширение. Для этой программы подойдет почти любая веб-камера.

Довольно мало функций, но зато они очень хорошо работают. Мы можем ставить на паузу и продолжать показывая ладонь. Переключать треки или видео налево или направо, в зависимости, куда укажем пальцем. Работает программа в PowerPoint, VLC, Winamp, iTunes, YouTube и нескольких других сервисов, которые мало кто у нас использует.

Для правильной работы желательно быть на расстоянии от вебкамеры, но не как попало. Лежа получается гораздо хуже контролировать, чем ровно сидя. Лично я пользуюсь только на YouTube, когда руки грязные довольно удобно или когда лежишь. Случайных движений еще не было. Но все же бывают погрешности, когда просто сидишь и махаешь руками перед монитором как полный идиот.

Наверняка Flutter скоро получит полную поддержку Chrome, ведь стартап в октябре 2013 года купила Google.

Leap Motion

От софта перейдем к устройствам. Leap Motion внушает доверие своим маленьким видом и количеством потенциальных возможностей. Эта штука определяет руки пользователя, точнее даже каждый палец. Собственный магазин с кучей приложений и игр не дает заскучать. И самое главное, он уже продается и стоит какие-то 5000 рублей. Не так много за такую магию.

Но, на самом деле, здесь много минусов. На хабре было обсуждений и даже мнение одного из пользователей. Руки всегда надо держать запястьем вверх над устройством, думаете легко? Подержите 5 минут.

Насчет приложений тоже большой минус в том, что все бесплатные глючат, вылетают. А игры сборище непонятных лсд-трипов. Да и управлять неудобно, точность играет в обратную сторону и каждое неверное движение рукой приводит к непредвиденным последствием.

Да и сам дравйвер для Leap Motion будет сжирать почти все ваши ресурсы на компьютере. Но если и это вас не останавливает, то купить, как всегда, на оф. сайте . Он даже на русском языке.

DUO 3D

Похожая технология от русских разработчиков тоже существует. Они просто взяли две Eye Camera, написали софт и сделали компанию на кикстартере. К сожалению, провальную. Собрали 62 000$ из 110 000$ планированных. Обидно, тем более, что они не получат даже этих денег, так как надо собрать все, чтобы они поступили.

Сейчас устройств даже в свободной продаже, но мы будем надеяться, что такие разработки наших людей не пропадут просто так.

Myo

Да ладно, кто не слышал о Myo. Браслет, определяющий жесты не с помощью камеры, как конкуренты, а распознаванием движения мышц. Красивый видеоролик и потрясающие возможности подкупили всех и даже меня. Как только браслет будет в свободной продаже, будут известны приложения и все интеграции, появятся обзоры, тогда и я куплю эту чудную вещь.

Сейчас браслет можно предзаказать за 150$, но боюсь попасть на сырую версию.

Управление компьютером с веб камеры на ноутбуках

Сейчас создатели ноутбуков любят экспериментировать с управлением жестами. Компания PointGrab продвинулась в этой тематике, концепт арт у них довольно оптимистичный.

Продуктами этой компании пользуется Acer. А Lenovo на основе этих наработок сделает свой собственный Motion Control 2.0.

А в сентябре 2013 Intel анонсировала новые ноутбуки с голосовым управлением, управлением жестами, прикосновением, а до этого летом компания приобрела израильский стартап Omek.

Посмотрим, что из этого всего выйдет. У меня в последнее время вечное ощущение того, что будущее вот-вот рядом и так уже пару лет. Мой материал можете дополнить своими знаниями, может есть еще какие-то устройства или способы, которые тоже стоило упомянуть?

Ко мне обратился человек с просьбой написать программу, которая позволила бы управлять компьютерной мышью при помощи голоса. Тогда я и представить себе не мог, что, практически полностью парализованный человек, который даже не может сам повернуть голову, а может лишь разговаривать, способен развить бурную деятельность, помогая себе и другим жить активной жизнью, получать новые знания и навыки, работать и зарабатывать, общаться с другими людьми по всему свету, участвовать в конкурсе социальных проектов.

Позволю себе привести здесь пару ссылок на сайты, автором и/или идейным вдохновителем которых является этот человек – Александр Макарчук из города Борисов, Беларусь:

Для работы на компьютере Александр использовал программу «Vocal Joystick» - разработку студентов Университета штата Вашингтон, выполненную на деньги Национального Научного Фонда (NSF). См. melodi.ee.washington.edu/vj

Не удержался

Кстати, на сайте университета (http://www.washington.edu/) 90% статей именно про деньги. Трудно найти что-нибудь про научную работу. Вот, например, выдержки с первой страницы: «Том, выпускник университета, раньше питался грибами и с трудом платил за квартиру. Теперь он старший менеджер ИТ-компании и кредитует университет», «Большие Данные помогают бездомным», «Компания обязалась заплатить 5 миллионов долларов за новый учебный корпус».

Это одному мне режет глаз?


Программа была сделана в 2005-2009 годах и хорошо работала на Windows XP. В более свежих версиях Windows программа может зависнуть, что неприемлемо для человека, который не может встать со стула и её перезапустить. Поэтому программу нужно было переделать.

Исходных текстов нет, есть только отдельные публикации, приоткрывающие технологии, на которых она основана (MFCC, MLP – читайте об этом во второй части).

По образу и подобию была написана новая программа (месяца за три).

Собственно, посмотреть, как она работает, можно :

Скачать программу и/или посмотреть исходные коды можно .

Никаких особенных действий для установки программы выполнять не надо, просто щёлкаете на ней, да запускаете. Единственное, в некоторых случаях требуется, чтобы она была запущена от имени администратора (например, при работе с виртуальной клавиатурой “Comfort Keys Pro”):

Пожалуй, стоит упомянуть здесь и о других вещах, которые я ранее делал для того, чтобы можно было управлять компьютером без рук.

Если у вас есть возможность поворачивать голову, то хорошей альтернативой eViacam может послужить гироскоп, крепящийся к голове. Вы получите быстрое и точное позиционирование курсора и независимость от освещения.

Если вы можете двигать только зрачками глаз, то можно использовать трекер направления взгляда и программу к нему (могут быть сложности, если вы носите очки).

Часть II. Как это устроено?

Из опубликованных материалов о программе «Vocal Joystick» было известно, что работает она следующим образом:
  1. Нарезка звукового потока на кадры по 25 миллисекунд с перехлёстом по 10 миллисекунд
  2. Получение 13 кепстральных коэффициентов (MFCC) для каждого кадра
  3. Проверка того, что произносится один из 6 запомненных звуков (4 гласных и 2 согласных) при помощи многослойного персептрона (MLP)
  4. Воплощение найденных звуков в движение/щелчки мыши
Первая задача примечательна лишь тем, что для её решения в реальном времени пришлось вводить в программу три дополнительных потока, так как считывание данных с микрофона, обработка звука, проигрывание звука через звуковую карту происходят асинхронно.

Последняя задача просто реализуется при помощи функции SendInput.

Наибольший же интерес, мне кажется, представляют вторая и третья задачи. Итак.

Задача №2. Получение 13 кепстральных коэффициентов

Если кто не в теме – основная проблема узнавания звуков компьютером заключается в следующем: трудно сравнить два звука, так как две непохожие по очертанию звуковые волны могут звучать похоже с точки зрения человеческого восприятия.

И среди тех, кто занимается распознаванием речи, идёт поиск «философского камня» - набора признаков, которые бы однозначно классифицировали звуковую волну.

Из тех признаков, что доступны широкой публике и описаны в учебниках, наибольшее распространение получили так называемые мел-частотные кепстральные коэффициенты (MFCC).

История их такова, что изначально они предназначались совсем для другого, а именно, для подавления эха в сигнале (познавательную статью на эту тему написали уважаемые Оппенгейм и Шафер, да пребудет радость в домах этих благородных мужей. См. A. V. Oppenheim and R.W. Schafer, “From Frequency to Quefrency: A History of the Cepstrum”).

Но человек устроен так, что он склонен использовать то, что ему лучше знакомо. И тем, кто занимался речевыми сигналами, пришло в голову использовать уже готовое компактное представление сигнала в виде MFCC. Оказалось, что, в общем, работает. (Один мой знакомый, специалист по вентиляционным системам, когда я его спросил, как бы сделать дачную беседку, предложил использовать вентиляционные короба. Просто потому, что их он знал лучше других строительных материалов).

Являются ли MFCC хорошим классификатором для звуков? Я бы не сказал. Один и тот же звук, произнесённый мною в разные микрофоны, попадает в разные области пространства MFCC-коэффициентов, а идеальный классификатор нарисовал бы их рядом. Поэтому, в частности, при смене микрофона вы должны заново обучать программу.

Это всего лишь одна из проекций 13-мерного пространства MFCC в 3-мерное, но и на ней видно, что я имею в виду – красные, фиолетовые и синие точки получены от разных микрофонов: (Plantronix, встроенный массив микрофонов, Jabra), но звук произносился один.

Однако, поскольку ничего лучшего я предложить не могу, также воспользуюсь стандартной методикой – вычислением MFCC-коэффициентов.

Чтобы не ошибиться в реализации, в первых версиях программы в качестве основы был использован код из хорошо известной программы CMU Sphinx, точнее, её реализации на языке C, именующейся pocketsphinx, разработанной в Университете Карнеги-Меллона (мир с ними обоими! (с) Хоттабыч).

Исходные коды pocketsphinx открыты, да вот незадача – если вы их используете, то должны в своей программе (как в исходниках, так и в исполняемом модуле) прописать текст, содержащий, в том числе, следующее:

* This work was supported in part by funding from the Defense Advanced * Research Projects Agency and the National Science Foundation of the * United States of America, and the CMU Sphinx Speech Consortium.
Мне это показалось неприемлемым, и пришлось код переписать. Это сказалось на быстродействии программы (в лучшую сторону, кстати, хотя «читабельность» кода несколько пострадала). Во многом благодаря использованию библиотек “Intel Performance Primitives”, но и сам кое-что оптимизировал, вроде MEL-фильтра. Тем не менее, проверка на тестовых данных показала, что получаемые MFCC-коэффициенты полностью аналогичны тем, что получаются при помощи, например, утилиты sphinx_fe.

В программах sphinxbase вычисление MFCC-коэффициентов производится следующими шагами:

Шаг Функция sphinxbase Суть операции
1 fe_pre_emphasis Из текущего отсчёта вычитается большая часть предыдущего отсчета (например, 0.97 от его значения). Примитивный фильтр, отбрасывающий нижние частоты.
2 fe_hamming_window Окно Хемминга – вносит затухание в начале и конце кадра
3 fe_fft_real Быстрое преобразование Фурье
4 fe_spec2magnitude Из обычного спектра получаем спектр мощности, теряя фазу
5 fe_mel_spec Группируем частоты спектра [например, 256 штук] в 40 кучек, используя MEL-шкалу и весовые коэффициенты
6 fe_mel_cep Берём логарифм и применяем DCT2-преобразование к 40 значениям из предыдущего шага.
Оставляем первые 13 значений результата.
Есть несколько вариантов DCT2 (HTK, legacy, классический), отличающихся константой, на которую мы делим полученные коэффициенты, и особой константой для нулевого коэффициента. Можно выбрать любой вариант, сути это не изменит.

В эти шаги ещё вклиниваются функции, которые позволяют отделить сигнал от шума и от тишины, типа fe_track_snr, fe_vad_hangover, но нам они не нужны, и отвлекаться на них не будем.

Были выполнены следующие замены для шагов по получению MFCC-коэффициентов:

Задача №3. Проверка того, что произносится один из 6 запомненных звуков

В программе-оригинале «Vocal Joystick» для классификации использовался многослойный персептрон (MLP) – нейронная сеть без новомодных наворотов.

Давайте посмотрим, насколько оправдано применение нейронной сети здесь.

Вспомним, что делают нейроны в искусственных нейронных сетях.

Если у нейрона N входов, то нейрон делит N-мерное пространство пополам. Рубит гиперплоскостью наотмашь. При этом в одной половине пространства он срабатывает (выдаёт положительный ответ), а в другой – не срабатывает.

Давайте посмотрим на [практически] самый простой вариант – нейрон с двумя входами. Он, естественно, будет делить пополам двумерное пространство.

Пусть на вход подаются значения X1 и X2, которые нейрон умножает на весовые коэффициенты W1 и W2, и добавляет свободный член C.


Итого, на выходе нейрона (обозначим его за Y) получаем:

Y=X1*W1+X2*W2+C

(опустим пока тонкости про сигмоидальные функции)

Считаем, что нейрон срабатывает, когда Y>0. Прямая, заданная уравнением 0=X1*W1+X2*W2+C как раз и делит пространство на часть, где Y>0, и часть, где Y<0.

Проиллюстрируем сказанное конкретными числами.

Пусть W1=1, W2=1, C=-5;

Теперь посмотрим, как нам организовать нейронную сеть, которая бы срабатывала на некоторой области пространства, условно говоря – пятне, и не срабатывала во всех остальных местах.

Из рисунка видно, что для того, чтобы очертить область в двумерном пространстве, нам потребуется по меньшей мере 3 прямых, то есть 3 связанных с ними нейрона.

Эти три нейрона мы объединим вместе при помощи ещё одного слоя, получив многослойную нейронную сеть (MLP).

А если нам нужно, чтобы нейронная сеть срабатывала в двух областях пространства, то потребуется ещё минимум три нейрона (4,5,6 на рисунках):

И тут уж без третьего слоя не обойтись:

А третий слой – это уже почти Deep Learning…

Теперь обратимся за помощью к ещё одному примеру. Пусть наша нейронная сеть должна выдавать положительный ответ на красных точках, и отрицательный – на синих точках.

Если бы меня попросили отрезать прямыми красное от синего, то я бы сделал это как-то так:

Но нейронная сеть априори не знает, сколько прямых (нейронов) ей понадобится. Этот параметр надо задать перед обучением сети. И делает это человек на основе… интуиции или проб и ошибок.

Если мы выберем слишком мало нейронов в первом слое (три, например), то можем получить вот такую нарезку, которая будет давать много ошибок (ошибочная область заштрихована):

Но даже если число нейронов достаточно, в результате тренировки сеть может «не сойтись», то есть достигнуть некоторого стабильного состояния, далёкого от оптимального, когда процент ошибок будет высок. Как вот здесь, верхняя перекладина улеглась на два горба и никуда с них не уйдёт. А под ней большая область, порождающая ошибки:

Снова, возможность таких случаев зависит от начальных условий обучения и последовательности обучения, то есть от случайных факторов:

- Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?
- А ты как думаешь, сойдётся ента нейронная сеть или не сойдётся?

Есть ещё один неприятный момент, связанный с нейронными сетями. Их «забывчивость».

Если начать скармливать сети только синие точки, и перестать скармливать красные, то она может спокойно отхватить себе кусок красной области, переместив туда свои границы:

Если у нейронных сетей столько недостатков, и человек может провести границы гораздо эффективнее нейронной сети, зачем же их тогда вообще использовать?

А есть одна маленькая, но очень существенная деталь.

Я очень хорошо могу отделить красное сердечко от синего фона отрезками прямых в двумерном пространстве.

Я неплохо смогу отделить плоскостями статую Венеры от окружающего её трёхмерного пространства.

Но в четырёхмерном пространстве я не смогу ничего, извините. А в 13-мерном - тем более.

А вот для нейронной сети размерность пространства препятствием не является. Я посмеивался над ней в пространствах малой размерности, но стоило выйти за пределы обыденного, как она меня легко уделала.

Тем не менее вопрос пока открыт – насколько оправдано применение нейронной сети в данной конкретной задаче, учитывая перечисленные выше недостатки нейронных сетей.

Забудем на секунду, что наши MFCC-коэффициенты находятся в 13-мерном пространстве, и представим, что они двумерные, то есть точки на плоскости. Как в этом случае можно было бы отделить один звук от другого?

Пусть MFCC-точки звука 1 имеют среднеквадратическое отклонение R1, что [грубо] означает, что точки, не слишком далеко отклоняющиеся от среднего, наиболее характерные точки, находятся внутри круга с радиусом R1. Точно так же точки, которым мы доверяем у звука 2 находятся внутри круга с радиусом R2.

Внимание, вопрос: где провести прямую, которая лучше всего отделяла бы звук 1 от звука 2?

Напрашивается ответ: посередине между границами кругов. Возражения есть? Возражений нет.
Исправление: В программе эта граница делит отрезок, соединяющий центры кругов в соотношении R1:R2, так правильнее.

И, наконец, не забудем, что где-то в пространстве есть точка, которая является представлением полной тишины в MFCC-пространстве. Нет, это не 13 нулей, как могло бы показаться. Это одна точка, у которой не может быть среднеквадратического отклонения. И прямые, которыми мы отрежем её от наших трёх звуков, можно провести прямо по границам окружностей:

На рисунке ниже каждому звуку соответствует кусок пространства своего цвета, и мы можем всегда сказать, к какому звуку относится та или иная точка пространства (или не относится ни к какому):

Ну, хорошо, а теперь вспомним, что пространство 13-мерное, и то, что было хорошо рисовать на бумаге, теперь оказывается тем, что не укладывается в человеческом мозгу.

Так, да не так. К счастью, в пространстве любой размерности остаются такие понятия, как точка, прямая, [гипер]плоскость, [гипер]сфера.

Мы повторяем все те же действия и в 13-мерном пространстве: находим дисперсию, определяем радиусы [гипер]сфер, соединяем их центры прямой, рубим её [гипер]плоскостью в точке, равно отдалённой от границ [гипер]сфер.

Никакая нейронная сеть не сможет более правильно отделить один звук от другого.

Здесь, правда, следует сделать оговорку. Всё это справедливо, если информация о звуке – это облако точек, отклоняющихся от среднего одинаково во всех направлениях, то есть хорошо вписывающееся в гиперсферу. Если бы это облако было фигурой сложной формы, например, 13-мерной изогнутой сосиской, то все приведённые выше рассуждения были бы не верны. И возможно, при правильном обучении, нейронная сеть смогла бы показать здесь свои сильные стороны.

Но я бы не рисковал. А применил бы, например, наборы нормальных распределений (GMM), (что, кстати и сделано в CMU Sphinx). Всегда приятнее, когда ты понимаешь, какой конкретно алгоритм привёл к получению результата. А не как в нейронной сети: Оракул, на основе своего многочасового варения бульона из данных для тренировки, повелевает вам принять решение, что запрашиваемый звук – это звук №3. (Меня особенно напрягает, когда нейронной сети пытаются доверить управление автомобилем. Как потом в нестандартной ситуации понять, из-за чего машина повернула влево, а не вправо? Всемогущий Нейрон повелел?).

Но наборы нормальных распределений – это уже отдельная большая тема, которая выходит за рамки этой статьи.

Надеюсь, что статья была полезной, и/или заставила ваши мозговые извилины поскрипеть.

Поделиться