Основы библиографии. Библиографическая деятельность и библиотечное дело

Целевая установка: Сформировать представление об основных принципах функционирования поисковых систем Интернет,изучить технологии эффективного поиска информационных ресурсов; привить навыки пользования web-сайтом библиотеки университета, полнотекстовыми коллекциями.

После изучения данной темы слушатели смогут:

    объяснить необходимость библиографического учета выходящих изданий;

    назвать систему адресации в Интернете;

    объяснить возможности использования сервисов библиотеки СПБУУиЭ в учебной деятельности

    охарактеризовать подписные полнотекстовые ресурсы библиотеки СПбУУиЭ;

    охарактеризовать надежность и объективность информации в Интернете

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

3.1. Основы библиографии. Библиографическая продукция

3.2. Интернет как источник информации

3.3. Использование web-сайта библиотеки СПбУУиЭ в учебной деятельности

Контрольные вопросы для самопроверки

3.1. Основы библиографии. Библиографическая продукция

Традиционно ориентиром человека в больших объемах информации является библиография. Именно она выступает как своеобразный путеводитель по документированной информации, «спасающий» мышление человека от «информационных перегрузок».

Термин «библиография» появился в Древней Греции в V в. до н.э. Оно состоит из двух слов biblion (книга) и grapho (пишу). В переводе с древнегреческого он означал книгописание, или переписывание книг. До изобретения книгопечатания этим словом обозначалась работа по переписке книг. В те времена единственным способом тиражирования книг был ручной, и людей, которые занимались перепиской, называли библиографами. После крушения античного мира слово «библиография» надолго исчезло из употребления. Вспомнили его вскоре после изобретения книгопечатания и библиографами стали иногда называть типографов. И только в первой половине XVII в. французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово «библиография» в названиях своих работ в смысле «список литературы». Вскоре оно приобрело и более широкий смысл: «книгоописание» (по аналогии со словами «география», «биография» и т.п.).Долгое время теоретики библиографии спорили о том, что же такое библиография. Существовало много разных определений. Однако, со временем в отечественном библиографоведенииза понятием библиографии осталось значение библиографии как области практической деятельности, имеющей свою систему и структуру. Таким образом, библиография - это область научно-практической деятельности по подготовке и распространению информации о документах, необходимой для их идентификации и использования.

Главная особенность библиографии состоит в том, что она организует движение документов не как источников информации, а лишь сведений о них, которыми можно пользоваться отдельно и независимо от самих документов. Организовать движение самих документов возможно, и этим занимается книгораспространение (книжная торговля). Но эта сфера оперирует в основном свежими изданиями, только что вышедшими из типографии, в то время как большое количество уже ранее изданных произведений печати может потеряться в огромном потоке. Кроме того, форма документа дискретна, в силу чего он может находиться лишь в одной точке пространства. Если сам документ невозможно адресовать во все значимые точки пространства, то информацию о нем, его местонахождении, содержании, ценности и значении можно представить благодаря библиографии гораздо проще и менее затратно. Наиболее действенным и признанным средством доведения свернутой информации до потребителя является библиографическая продукция.

Понятие «библиографическая продукция» - обобщающее. Библиографическая продукция – это документально зафиксированная информация о документе, позволяющая его идентифицировать в массе других. Но эта информация существует не абстрактно, сама по себе, она имеет реальное воплощение, имеет структуру. Основной структурной единицей, «атомом» является библиографическая запись. Под понятием «библиографическая продукция» подразумеваются прежде всего библиографические пособия. Таким образом, библиографическое пособиеэто упорядоченное множество библиографических записей.

Классификация библиографических пособий тесно связана с классификацией библиографии, а многие виды библиографических пособий называются так же, как соответствующие виды библиографии. Дифференциация библиографических пособий осуществляется по разным основаниям деления:

1. Дифференциация по географическому охвату.

Дифференциация библиографии по географическому охвату показывает разные виды библиографии в зависимости от того, на какой территории появились или какой территории посвящены документы, которые библиография отражает.

      Национальная (государственная).

Национальная или государственная библиография (разница между этими терминами несущественна) информационная инфраструктура, которая обеспечивает подготовку, распространение и использование универсальной библиографической информации о документах, выпущенных на территории страны (государства), на основе государственной регистрации этих документов. Национальная (государственная) библиография, стремящаяся к полному охвату всех документов, появившихся в какой-либо стране, является базовым видом библиографии. Она направлена на удовлетворение интересов общества в целом и в первую очередь поддерживается государством.

      Региональная.

Региональная библиография отражает документы, созданные в определенном регионе и/или документы, связанные с этим регионом по содержанию, происхождению или иным признакам.

      Краеведческая.

Краеведческая библиография отражает документы об определенной местности (городе, области, селе и т. д.). Нередко, хотя не обязательно, эти документы являются и созданными в данной местности.

    Дифференциация по времени издания и публикации отражаемых документов.

2.1. Ретроспективная.

Функции ретроспективнойбиблиографии – подытожить развитие документальных потоков за определенное время и предоставить потребителю возможность ретроспективного поиска информации по интересующей его отрасли или теме в уже накопленных документальных массивах.

Текущаябиблиография выполняет функцию информирования о новых появившихся документах. Она дает потребителю возможность следить за новыми документами в интересующей его области или по интересующей его теме. Многие виды из перечисленных выше видов библиографии, выделенных по другим критериям, могут быть одновременно и текущими, но национальная (государственная) библиография всегда является текущей.

Ответ 1. Что касается текущего библиографического учета в Российской Федерации, то он осуществляется в настоящее время специальным государственным учреждением – Российской Книжной Палатой (РКП)(www.bookchamber.ru ). Указом Президента Российской Федерации № 1499 от 30 ноября 1992 г. «О Российской книжной палате» ее функции на современном этапе определены следующим образом: РКП является «центром государственной библиографии, архивного хранения изданий, статистики печати, международной стандартной нумерации произведений печати и научных исследований в области книжного дела». РКП в установленном законом порядке получает из типографий обязательный экземпляр каждого изданного в стране произведения печати для его регистрации, учета и организации библиографической информации. С этой целью выходят библиографические указатели – «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись изоизданий», «Нотная летопись», «Летопись авторефератов диссертаций» и др. Летописи РКП как государственные библиографические указатели Российской Федерации являются официальными изданиями.

    Дифференциация по содержанию отражаемых документов.

      Универсальная.

Для универсальной не важно, каково содержание документа. Она выполняет регистрационную функцию. На ее основе осуществляется государственная статистика печати.

      Отраслевая.

Отраслевая библиография имеет очень большое значение при поиске научной, в т. ч. научно-технической, информации. Отраслевая библиография отражает документы, относящиеся к определенной отрасли знания или к комплексу отраслей знания. Можно выделить три основных комплекса отраслевой библиографии: библиография естественнонаучной, технической, медико-биологической и сельскохозяйственной литературы, библиография общественно-политической литературы, библиография художественной литературы, наук о языке, литературоведения, культуры, искусства и спорта.

      Тематическая.

Тематическая библиография отражает документы по какой-либо теме в пределах определенной отрасли или на стыке разных отраслей знания. Тематические библиографические пособия могут отражать документы по какой-либо актуальной теме в пределах отрасли, но чаще их целью является ознакомление читателей с информацией, рассредоточенной по источникам разных отраслей и представляющей межотраслевой интерес.

      Персональная.

Персональная библиография отражает документы, посвященные одному лицу – писателю, ученому, общественному деятелю. К этой же группе относятся указатели трудов научных коллективов и организаций. К 20-летию основания Санкт-Петербургского университета управления и экономики был издан библиографический указатель, отражающий итоги научно-исследовательной и образовательной деятельности преподавателей и сотрудников вуза. Указатель содержит сведения об изданиях, находящихся в фонде библиотеки: научных монографиях, учебниках и учебных пособиях, сборниках научных трудов, материалах конференций и др., изданных в университете и сторонних организациях. Материал указателя сгруппирован по видам и характеру документов, снабжен именным указателем (Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт-Петербургской академии управления и экономики 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) [Текст] : сборник биографической информации / С.-Петерб. акад. упр. и экон; сост. В. А. Светлова; авт. предисл. Е. С. Ивлева. - СПб. : Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 452 с.).

Библиографические пособия могут быть самостоятельным изданием, а могут быть составной частью какого-либо небиблиографического издания (книги, журнала, газеты). Однако существуют виды библиографических пособий, которые принципиально не могут быть изданы отдельно (прикнижные и пристатейные библиографические пособия).

Прикнижное библиографическое пособие – пособие, помещаемое в книге, и отражающее документы по ее тематике – используемые, цитируемые или рекомендуемые. Прикнижные библиографические списки имеют типовые названия: литература, список литературы, список используемой литературы, список цитированной литературы, список рекомендованной литературы, библиография и т. п.

Аналогично прикнижному библиографическому пособию можно определить и пристатейное библиографическое пособие, с той только разницей, что оно помещено после статьи (в журнале, сборнике и т. д.). Пристатейное библиографическое пособие – всегда библиографический список, очень часто довольно малого объема, особенно в естественнонаучных и технических изданиях, причем небольшой перечень используемых источников может свидетельствовать не о научной недобросовестности авторов, а о незначительной изученности конкретного вопроса, рассматриваемого в статье.

Автор, пишущий какую-либо работу, всегда опирается на какие-то знания, которые никогда невозможно получить полностью только опытным путем, часть его знаний почерпнута из публикаций, среди которых могут иметься и работы, непосредственно предшествующие его работе. Поэтому отсутствие библиографических сведений в научной статье или даже в книге вызывает недоумение и подозрение о недобросовестности автора, или, в лучшем случае, о его небрежности, равно как и списки, «раздутые» за счет включения изданий, не относящихся к тематике статьи или книги.

Таким образом, библиографическая продукция не только отражает в свернутом виде документопоток по той или иной области или теме, но и в известной мере служит показателем разработанности проблемы. На основании анализа библиографического пособия могут быть выявлены авторы или авторские коллективы, изучающие данную конкретную проблему. Библиографические пособия могут дать представление о деятельности тех или иных учреждений и организаций, характеризовать разработанность данной проблематики в конкретных странах.

Введение

Библиография - один из важнейших компонентов науки и социальных коммуникаций. От уровня её состояния во многом зависит и эффективность когнитивно-коммуникационных процессов. Это заставляет общество постоянно наращивать объемы библиографических ресурсов, совершенствовать их качество, делать эти ресурсы доступными все большему числу пользователей, стремиться к максимальному использованию всех потенциальных возможностей библиографии.

"Бибилиография"- слово древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание". Примерно в 5 веке до н.э. в Греции "библиографами" стали называть людей, которые переписывали книги.

Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объема фондов и профиля работы.

Можно сказать, что библиографическая деятельность является «сквозной функцией» библиотеки, поскольку и при наличии библиографического подразделения она осуществляется на всех основных участках ее работы. Усиление в последние годы этой «сквозной функции» связано с внедрением в библиографические подразделения компьютерной технологии. Это открыло дистанционный доступ как к отечественным, так и к мировым информационным ресурсам. Именно библиографические процессы сближают библиотечную и научно-информационную деятельность по удовлетворению динамически развивающихся информационных потребностей как ученых и специалистов, так и других групп населения.

Требования к библиографической деятельности во всех типах библиотек, особенно в крупных научных, постоянно растут, прежде всего в связи с количественными и качественными изменениями, происходящих в системе документальных коммуникаций.

Необходимость всемерной интенсификации, повышения качества и эффективности библиографической работы библиотеки требует совершенствования ее организации. От правильной постановки библиографической деятельности в немалой степени зависит эффективность и качество работы библиотеки в целом и ее вклад в процессы информатизации общества.

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ БИБЛИОГРАФИИ.

Как "управляться" с книжным богатствами? - этот вопрос волновал людей издавна. Составлялись сборники и хрестоматии лучших произведений и собрания сочинений. В Древней Руси, например, люди книжного дела еще с Х1 в. стали составлять и переписывать хрестоматии, названные красивым емким словом - "изборники".

Уже в древнем мире библиотеки были столь обширны, что служители не могли запомнить все хранившиеся там папирусные свитки или глиняные таблички - число их достигло многих тысяч. На помощь пришли описи библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. Со временем к библиотечным каталогам добавились разнообразные по назначению, тематике, объему, форме списки, указатели, обзоры книг и статей. Все они обычно назывались библиографиями, а по современной терминологии это - библиографические пособия.

С крушением античного мира погибла и созданная им книжная культура, исчезло слово "библиография". Вспомнили его вскоре после изобретения книгопечатания, совпавшего по времени с наступлением эпохи Возрождения. Библиографами стали называть иногда типографов. И только в первой половине 17 века французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово "библиография" в смысле: "список литературы". Затем оно приобрело и более широкий смысл: "книгоописание". В дальнейшем в ходе длительной исторической практики использование термина "библиография" он приобрел черты ярко выраженной многозначности. Можно выделить пять наиболее существенных и устойчивых его значений:

1) "библиография" как отдельный библиографический труд, Библиографический указатель литературы;

2)"библиография" как совокупность библиографических трудов, выделенных по какому либо признаку или библиография периодической печати;

3) "библиография"как наука, предмет и задачи которой в разное время и разными авторами формулировались по-разному;

4) "библиография" как область практической (или научно-практической) деятельности по подготовке различных источников библиографической информации и библиографическому обслуживанию потребителей информации;

5) "библиография" как наиболее широкое собирательное понятие, в объем которого входят все названные выше и любые другие библиографические явления.

Последние два определения преобладают в современной библиографической науке и практике.

В ходе исторического усложнения библиографической деятельности ее задачи и функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными и в пределах самой библиографической деятельности неизбежно начинается процесс разделения труда. Разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание.

В результате термины "библиография" и "библиографическая деятельность" оказались синонимами. Именно из-за этой тождественности понятий "библиография" и "библиографическая деятельность" второй термин был исключен из ГОСТ 7.0 - 77.

Между тем деятельный смысл гораздо лучше передается термином "библиографическая деятельность".

Ныне действующий ГОСТ 7.0 - 84 охватывает основную терминологию практической библиографической деятельности. Сама библиографическая деятельность определена в нем как "область информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации".

В последние годы наблюдается стремление найти термину "библиография" логически оправданное место в системе библиографической терминологии. В этом значении "библиография" может быть определена как система различных видов деятельности (практической, научно-исследовательской, учебной, управленческой), обеспечивающая функционирование библиографической информации в обществе.

Таким образом, термин "библиография", возглавляя и объединяя систему библиографической терминологии, не совпадает по смыслу ни с одним из элементов этой системы. В частности устраняется тождественность понятий "библиография" и "библиографическая деятельность".

РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИИ БИБЛИОГРАФИИ

1.1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие «библиографическая деятельность» относится к числу наиболее общих понятий библиотековедения. В 70-80-х годах оно получило теоретическое обоснование в свете деятельностного подхода к библиографии и приобрело категориальное значение, хотя в литературе и среди практиков употреблялось и раньше. Появилась необходимость соотнесения его с базовым понятием «библиография». Уточнение понятий надо рассматривать как естественный и непрерывный процесс, обусловленный как развитием библиографической практики, так и развитием науки, обогащающейся новыми возможностями для объяснения новых библиографических явлений.

Многие авторы рассматривают понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» как синонимы. Во многих случаях это возможно и рационально, однако же данные понятия не всегда взаимозаменяемы, что свидетельствует об определенных смысловых различиях, их нетождественности.

Все разнообразие представлений о библиографической деятельности объединяются в два подхода, которые можно обозначить как ограничительный и расширительный. Первый связан с пониманием ее как библиографической практики и он был долгое время доминирующим. Второй подход соответствует целостному представлению библиографической деятельности, включающему в себя все многообразие библиографических явлений. Традиционная интерпретация библиографической деятельности наиболее завершенные формы приняла в рамках дихотомии: библиография (как область научно-практической деятельности) и библиографоведение (как наука об этой деятельности). Таким образом, так как библиографическая деятельность приравнивается к практике, а библиография тоже понимается как «научно-практическая деятельность», то, следовательно, библиографическая деятельность приравнивается к библиографии.

При расширительном подходе библиографическая деятельность включает в себя весь круг библиографических явлений, так же как и библиография в широком понимании. Термины выступают как синонимы и один из них становится излишним в аспекте научной терминологической строгости.

Библиографическая деятельность определяется как область деятельности по удовлетворению потребности в библиографической информации, то есть в нее включается лишь практическая сфера, за пределами остаются научно-исследовательский, учебно-педагогический компоненты. Между тем в самом понятии деятельности обобщено единство науки и практики, познания и преобразования. Считая библиографическую деятельность только практической, ограничивается содержание этой категории.

Можно придти к выводу, что понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» являются наиболее общими по объему и содержанию.

Это одна из самых сложных и определяющих проблем в современном библиографоведении. Вокруг нее до сих пор ведутся споры, так как от ее научно обоснованного решения зависит квалификация общественной сущности библиографической деятельности.

Библиография выражает совокупность всех библиографических явлений в целом, она выполняет функцию обобщенной характеристики, позволяя все библиографическое зафиксировать как единство. В этом понятии содержится качественная специфика данного специального явления по сравнению с другими, а также его внутренняя инвариантность, повторяемость.

Поскольку библиографическая деятельность, как и любая другая деятельность, включает в себя две сферы: практику и познание, было бы неправомерно отождествлять ее лишь с одной ее частью - практической. Следовательно, возникает необходимость в специальном понятии, более точно отражающем последнюю, понятии «библиографическая практическая деятельность».

Наличие субъектного момента выражается в деятельности как библиографа-создателя и распространителя библиографической информации, так и ее потребителя. При этом библиограф не только воздействует на предмет, но и вступает во взаимодействие по поводу предмета со вторым субъектом - потребителем. В сфере познания субъект выступает в роли исследователя - библиографоведа, преподавателя и обучающегося. Субъектность библиографической деятельности заключается также в присутствии автора документа, что получает отражение в создании персонально-ориентированных элементов во всех видах библиографических ресурсов (в библиографических пособиях, карточных и электронных каталогах, справочных изданиях).

Исходя из целостного понимания библиографической деятельности как органического единства ее чувственно-практической и познавательной форм, следует отметить их взаимосвязь, выявляющуюся при их соотнесении друг с другом. Практическая деятельность носит осознанный характер, ей присущи идеальные компоненты (в виде знаний, эмоций, чувств, внимания, воли, цели), направленные на то, чтобы выполнить практическое действие. Кроме того, наряду с преобразовательной, она выполняет и познавательную функцию, являясь основой, базой для познания, «критерием» истины. Познавательная деятельность также не носит абсолютного характера: практика входит в нее и в качестве объекта исследования, и в виде исследовательских средств.

В библиографической познавательной деятельности следует выделить две подсистемы: научно-познавательную, в рамках которой вырабатывается новое знание, и учебно-познавательную, в пределах которой репродуцируется уже готовое знание. Обе подсистемы тесно связаны с библиографической практикой: первая подчинена цели совершенствования библиографической практики через поиск новых форм и методов; вторая связана с профессиональной подготовкой субъекта - одного из важнейших элементов библиографического процесса, без которого деятельность не может осуществляться.

Учебно-познавательная библиографическая деятельность органически включает в себя элементы научной деятельности (производство нового знания) и элементы практической деятельности (участие в библиографических процессах). На практическую деятельность оказывают воздействие и научно-познавательная и учебно-познавательная сферы. Одновременно практическая деятельность также входит в учебно-познавательную через непосредственный опыт (практическое обучение) и опосредованный (опубликованный в печати, включенный в учебные, методические материалы).

Таким образом, библиографическая практическая деятельность связана с познавательной во всех ее разновидностях. Вместе с тем практическая и познавательная деятельности не рядоположены, вторая порождается практикой и существует на ее основе, одновременно стимулируя ее развитие.

1.2 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Библиографическая деятельность носит целесообразный характер, реализуется в соответствии с определенными целями, проектами, программами. В процессе ее развития формируются определенные постулаты, которыми люди руководствуются в деятельности, то есть специфические принципы.

Принципы - это основные исходные положения, наиболее устойчивые, определяющие систему требований к содержанию, организации, методике и технологии деятельности. Они различны по своему значению. Важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации. Другие принципы преимущественно связаны с выбором средств, форм и методов работы, то есть с моментами методического и организационного характера: соответствие методов целям деятельности, интегративность, дифференцированность деятельности, системность.

Синергетический эффект саморазвития библиографии выражается, например, в том, что происходит взаимопроникновение библиографической и первичной информации, библиография синтезируется с различными формами представления знания. Формируются жанры междисциплинарного характера, в которых сочетаются разные формы метатекстов - интерпретации первоисточника. Библиография приближается по функциям к «экспертной системе», анализирующей, интерпретирующей, оценивающей документальные массивы.

Синергетический подход к библиографии пока еще не получил должного развития, но обещает быть достаточно продуктивным. Он должен дать аргументированное обоснование закономерности формирования и совершенствования библиографической деятельности как самостоятельно функционирующей системы, имеющей свою специфику и конкретные задачи.

Ведущим принципом методического характера, определяющим библиографическую деятельность следует считать принцип соответствия методов целям деятельности. Суть его заключается в том, что необходимый эффект достигается только в том случае, когда в каждом виде деятельности используются те средства и методы, которые оптимальным образом соответствуют ставящимся целям. В составлении библиографического пособия - это учет характеристик потребителя (возраст, образование, профессия), учет цели обращения к пособию (самообразование, учебная, научная деятельность), учет уровня библиографической культуры (начальный, средний, высший, профессиональный). В зависимости от этих характеристик производятся отбор, расположение, характеристика документов, оснащенность вспомогательным аппаратом.

Принцип интегративности означает, что библиография может выступать в качестве объединяющего начала для смежных сфер деятельности. Данный феномен находит выражение в проникновении библиографии в разные отрасли знания, обработке универсальных по содержанию документов. Библиографические элементы включаются в различные базы данных, объединяя в единое информационное пространство автора документа, произведение, распространителя, потребителя. Это реализуется через единую библиографическую запись, создаваемую в начале цепочки и действующую до ее завершения.

Интегративность проявляется и на уровне научных исследований, что выражается в тенденции к усилению междисциплинарности, взаимодействия наук. В связи с этим логичнее говорить не о различении сфер деятельности, а их сближении, перехода одной в другую, о деятельности в пограничных зонах.

Принцип интегративности реализуется в совместных проектах библиографических служб разного уровня, различной ведомственной принадлежности: в издании сводных каталогов в масштабах страны или региона; в создании единых автоматизированных систем информации. Библиография осуществляет интегрирование внутренних и внешних ресурсов библиотек благодаря возможности выхода в широкий мир электронных баз данных, которыми располагает мировая информационная система.

Если интегративность обозначает объединение в целое каких-либо элементов, приведение в состояние взаимосвязи, упорядоченность функций, то дифференциация указывает на разделение, расслоение на части, различающиеся друг от друга. Принцип дифференцированности в библиографической деятельности заключается в следующем:

Создание специализированных центров информации, выполняющих специфические задачи;

Дифференциация в практике создания пособий (по отраслевому, тематическому, региональному и другим признакам);

Оригинальный набор каталогов и картотек (традиционных и электронных) в соответствии с профилем библиотек и библиографических служб.

Принципы интеграции и дифференциации, противоположные по характеру, взаимно дополняют друг друга.

Было бы нереально перечислить все принципы, которыми руководствуются в библиографической деятельности и которые вырабатываются в процессе ее осуществления. Кроме наиболее общих, основных, могут быть вычленены частные принципы, связанные с отдельными библиографическими процессами.

Принципы носят конкретно-исторический характер, в полной мере действуют в условиях определенного общества и видоизменяются в других условиях. Вместе с тем в них сохраняется сущностная основа, поскольку она находится в прямой зависимости от сущности самой библиографии и ее главных специфических задач, которые остаются неизменными в различные исторические периоды. Именно постоянством этих задач и обусловлено существование библиографии как общественного феномена.

Принципы библиографической деятельности взаимосвязаны с закономерностями. Известно, что последние раскрывают ту или иную сторону сущности исследуемого явления, а принципы как исходные пункты являются их выражением.

Заключение

С точки зрения охвата организацию библиографической деятельности можно рассматривать на следующих уровнях:

В масштабах страны, отдельного региона;

В масштабах отдельно взятой библиотеки;

В масштабах библиографического отдела;

Организация деятельности отдельного библиографа (личностный уровень).

Организационно-функциональная структура библиографической службы зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К первым относятся тип библиотеки и ее главные задачи, ведомственная принадлежность, состав индивидуальных и коллективных абонентов (пользователей), видовой состав и объем фондов. Среди внутренних факторов можно выделить: количество подразделений библиотеки, их территориальное размещение, число штатных работников, уровень их профессиональной подготовки, степень использования средств автоматизации.

Если говорить о принципах библиографической деятельности, то необходимо отметить, что важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации.

Анализ библиографической практической деятельности как системы, ее внутренней структуры осуществляется, прежде всего, через выявление взаимосвязей основных ее элементов: субъекта (того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразами деятельности; процессов как целесообразной активности субъекта, связанной с приложением материальных и духовных сил; предмета, на который направлено взаимодействие субъекта; средств, с помощью которых достигается намеченная цель; результата (как следствия достижения или не достижения цели).

К основным направлениям библиографической деятельности относятся:

Создание и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;

Составление библиографических пособий различного целевого и читательского назначения;

Библиографическое информирование;

Справочно-библиографическое обслуживание;

Консультативная и методическая работа.

В основе организации библиографической деятельности библиотеки любого типа лежат:

1. Нацеленность на решение приоритетных в данных условиях задач, стоящих перед библиотекой;

2. Рациональное сочетание централизации и децентрализации в организации библиографической службы библиотеки;

3. Доступность библиографического обслуживания для всех групп читателей (пользователей), в том числе услуг и продуктов в установленном законном порядке.

К признакам, которые в совокупности своей отражают все наиболее существенные характеристики библиографии как объекта систематизации относятся: цель, предмет, метод, жанр, социальная, полнота, социальный уровень, структура, время, пространство, материальная конструкция, потребность.

Список литературы:

1. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник /Под ред. О.П. Коршунова. - М.:Издательство «Книжная палата»,1990. - 254с.

2. Библиотековедение: общ. курс: учебное пособие для библ. фак. ин-тов культуры/ - М.: Книжная палата, - 1988.

3. Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика: к 80-летию со дня рождения автора. - СПб.: Профессия. - 2004.

4. Карташов Н.С. Общее библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч./ Н.С. Карташов, В.В. Скворцов. - М.: Моск. гос. ун-т культуры, 2002. - Т.1.: Теоретические основы библиотековедения.

5. Карташов Н.С. Сравнительное библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.; ИЛО Профиздат, - 2000.

6. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я. Коготков. - СПб. : Профессия, 2005.

7. Леонов В.Б. Библиография как профессия. - М, - 2005, - 321 с.

8. Матульский Р.С. Общее библиотековедение: учебное пособие для вузов. - Либерия, - 2004.

9. Моргенштерн И. Г. Библиотечное дело и библиография // Сов. библиотековедение. - 1986.-№ 1.-С. 99-104.

10. Моргенштерн И. Г. Новый учебник по фондам // Сов. библиотековедение. - 1992. -№ 5-6. - С. 77-84.

11. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК

12. Организация работы централизованной библиотечной системы: Инструкции и учет. формы. - 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Р. З. Зотовой. - М.: Книга, 1985. - 192 с

13. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. - 432 с. - (Серия «Библиотека»).

14. Стандарты по библиотечному делу: Сборник / Сост. Захарчук Т.В., Петрова Л.И., Завадовская Т.А., Зусьман О.М. - СПб: Изд-во «Профессия», 2000. - 512 с. - (Серия «Библиотека»).

15. Столяров Ю. Н. Библиотека - двухконтурная система // Науч. и техн. б-ки. - 2002. -№11.-С. 5-24.

16. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. - М.: Либерия, - 2002.

Б иблиография является неотъемлемой частью такого вида общественной деятельности, как книжное дело, или с учетом современных достижений культуры и научно-технического прогресса - информационная деятельность (коммуникация, общение). Социальная сущность информационной деятельности обусловлена необходимостью целенаправленного производства, распространения, хранения и использования информации в обществе . Значение информации в современном обществе резко возрастает. Не случайно современный этап социально-экономического и культурного развития определяют как информационный. Это связано с тем, что информированность становится неотъемлемой характеристикой современного человека, его сознательности, активности мировоззрения и деятельности. Владение информацией и всеми методами, формами и средствами ее производства, распространения, хранения и использования - это объективная необходимость для каждого человека, тем более специалиста в области информации, книжного дела.

Этим объясняется то большое внимание, которое по-прежнему уделяется такой важной части информационного общения (коммуникации), как книга и книжное дело, печать. Печатная книга - это универсальное средство информационного общения. Не случайно книгу называют графической памятью человечества, графической моделью культуры . Она и в современных условиях играет доминирующую роль, особенно в системе массовой информационной коммуникации. Сохраняет она свое значение и в системе специальной, или научной, коммуникации, научно-информационной деятельности, где особенно активно сейчас идет внедрение новейших средств электронно-вычислительной техники.

Электронные, или экранные (кино, телевидение, ЭВМ), средства информационной деятельности не отменяют и не отрицают предшествующих, созданных человечеством в процессе культурно-исторического развития . Можно считать, что каждый этап этого развития характеризуется появлением определенного средства информационного общения. Основные из них - словесность, письменность, рукописная книга, печатная книга (книгопечатание), "электронная книга". Важно подчеркнуть, что указанные средства коммуникации отражают определенные качественные изменения, диалектические скачки, переходы в развитии одного и того же социального явления - информационной деятельности (общения, коммуникации). Но каждая исторически новая форма этого явления не отменяет, не отрицает старое, а всякий раз выражает преемственность развития, переход на более высокую ступень, сохраняя в своем развитии все положительное, прогрессивное от предшествующих.

Другими словами, в наше время информационная деятельность использует определенную систему средств, структурной образующей которой является названное выше их многообразие . И это только верхушка айсберга. Дальнейшая конкретизация всей системы информационных средств позволяет говорить о бесконечном многообразии их. Но сейчас главное - показать их информационную специфику. Прежде всего речь идет об "информации", вокруг определения которой до сих пор ведутся дискуссии. В нашем случае имеется в виду высший ее тип - "социальная информация". В самом простом определении ее можно понимать как отражаемое в общественном и индивидуальном сознании содержание объективного мира. Следовательно, информация - это духовная, идеальная составляющая общественной деятельности.

Но, как известно, содержание не существует вне его воспроизведения в какой-либо форме материализации. Поэтому информация как отражение содержания и последующих результатов человеческой деятельности в общественном сознании объективно может существовать лишь в определенной форме, в качестве каковой выступают различного рода знаковые (семиотические) системы. Вне деятельности общества и независимо от нее, вне определенной знаковой системы социальная информация не может ни возникнуть, ни существовать. Следовательно, для объективного существования информации как отраженного разнообразия содержания общественной деятельности и объективного мира необходимы как минимум еще два условия: наличие и использование соответствующей знаковой системы (или систем) и материального носителя (конструкции). Таким образом, любое средство информационной деятельности реально выступает в органическом единстве содержания (информации), знаковой формы (язык и т.п.) и материального носителя (бумага, экран и т.п.).

К знаковым способам воспроизведения и движения информации в обществе относятся различного рода системы. В первую очередь такие универсальные, как языки: естественный ("живой") - важнейшее и основное средство человеческого общения - и искусственные - математические, языки искусства, машинные и т.д. На основе языка возникают затем более организованные, емкие и целесообразные знаковые способы, системы воспроизведения информации. В литературе и искусстве их называют обычно "жанрами". Таковыми, например, являются сказка, роман, диссертация, статья и др., в своей совокупности определяемые понятием "литература". В свою очередь, развиваются и носители, материальные конструкции для воспроизведения знаковых систем: когда-то ими являлись обожженная глиняная табличка, папирусный свиток, деревянная дощечка, береста, пергаменный или бумажный кодекс и т.п., а сейчас - микрофильмы, магнитная и видеозапись, электронная память компьютера.

Но именно печатная книга (издание) с момента своего возникновения становится и теперь является универсальной знаковой системой для воспроизведения и распространения социальной информации. Причем самое характерное отличие ее от других средств информационной деятельности можно выразить словами В.Г.Белинского: "...Потому что книгопечатание есть великое и могущественное средство к публичности, без которого слово "литература" есть звук без смысла, тело без души" [Собр. соч.: В 9 т. М., 1976-1982. Т. 6. С. 85]. Указанная "публичность", т.е. возможность массового, тиражированного информационного общения, публикации, и делает печатную книгу доминирующей в современной системе средств информационной деятельности. Примечательно, что и книга, отражающая сущность культурно-исторически обусловленного способа универсального информационного общения, также объективно существует и развивается в органическом триединстве - содержания (социальная информация), семиотической (знак, язык, литература) формы и материальной конструкции (носителя).

Возникает естественный вопрос: а разве не публичны современное кино, радио, телевидение? Да, публичны. Но здесь проявляется еще одно приоритетное свойство печатной книги - жесткая фиксированность информации ("Что написано пером, не вырубишь топором"). Поэтому книгу называют статичным средством коммуникации в отличие от динамичных, каковыми являются телевидение и т.п. Но эта динамичность негативно сказывается на освоении информации, особенно передаваемой в больших объемах, сложной, специальной. Появляется необходимость в переводе динамичного информационного общения в статичное, т.е. средствами традиционной печатной книги. Не случайно в этой связи компьютер как динамичное средство коммуникации имеет специальный блок (принтер) для воспроизведения информации в статике, традиционной печатной форме. Не выручает здесь и наличие сетей (своего рода тиража) динамичных средств информационной деятельности. В любом случае их преимущество не в публичности, а в оперативности и индивидуализации информационного общения. Поэтому книга и книжное дело в наше время остаются главной подсистемой информационной деятельности.

Главная особенность информационной деятельности заключается в том, что она выступает как бы своеобразным духовным посредником в обществе, между людьми, обеспечивая всех и каждого необходимой информацией. Поэтому сейчас средства информационной коммуникации все чаще называют латинским словом "media" (средний, посредник), а применительно к системе массовой коммуникации - "mass media". Тем самым как бы подчеркивается важная роль информационной деятельности, с одной стороны, опосредующей в себе через информацию все достижения материальной и духовной культуры, а с другой - обеспечивающей информацией и, значит, делающей более сознательным и эффективным весь процесс социально-экономического развития. На современном этапе информационная деятельность носит характер сложно структурированной системы. В идеальном случае она "должна представлять собой модель мира со всеми уже известными его закономерностями и связями, систему, в которой всегда имелось бы место для непрерывно поступающей новой информации, систему, которая может дать ответ на любой вопрос, относящийся к любому когда-либо и где-либо изученному явлению... Для того чтобы исследователь мог сформулировать свой запрос к информационной системе, ему необходимо держать в голове какую-то схему этой информационной системы. Эту схему можно назвать мировоззрением, подразумевая, что информационная система будет примерно изоморфна познанному миру" [ Самков Л.М. Математическая информатика//Информатика и ее проблемы. Новосибирск, 1970. С. 56].

Именно в силу своей особой социальной важности и сложности осуществляемых процессов, использования большого множества методов, форм и средств информационная деятельность на определенном историко-культурном этапе развития общества порождает особый вид деятельности - библиографию (библиографическую деятельность ). Необходимость ее формирования обусловлена задачей управления информационной деятельностью, без чего она теряет свою целенаправленность и эффективность, возможность одномоментного охвата всей имеющейся в обществе информации, т.е. создания своеобразной библиографической картины мира. Можно говорить, что мировоззренческую роль в информационной деятельности, о чем пишет вышецитированный автор, выполняет именно библиография. Судите сами, в философии под мировоззрением понимается система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Причем мировоззрение, что следует особенно подчеркнуть, включает далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Мировоззрение соотносимо с целеполаганием человеческой деятельности, которое характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Но на целеполагании и предвосхищении (научном предвидении) основывается социальное управление. При этом управление оперирует именно обобщенной информацией, знанием об объекте своего воздействия.

В самом общем виде под управлением понимается сознательное, на достоверном знании основанное систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) с целью обеспечения ее эффективного функционирования и развития, достижения поставленной цели . Следует уточнить, что применительно к библиографии речь идет об управлении информационной деятельностью, т.е. определяющая общественная функция библиографии - это информационное управление . Другими словами, библиография является управляющей подсистемой информационной деятельности, которая и есть тот самый социальный объект как управляемая подсистема. Выше мы отмечали, что информационная деятельность как процесс производства, распространения, хранения и использования информации реализуется в определенном многообразии средств, способов, носителей социальной информации. Важнейшим из них является книга. Именно она, также с учетом определенного многообразия своих видов, является главным объектом информационного управления, т.е. библиографии.

Но, чтобы оказывать определенное воздействие на свой объект, т.е. осуществлять информационное управление, библиография должна была создать свои специфические методы, формы и средства . Культурно-исторически они появляются уже в далекой древности, сначала как неотъемлемая часть самих средств информационного общения - письменного документа и рукописной книги. Речь идет о ее идентификации, т.е. выявлении, узнавании конкретно данной книги путем отождествления, приравнивания всех имеющихся в наличии по каким-либо, но лучше - по наиболее существенным характеристикам (свойствам, признакам и т.п.). Так формируется заглавие книги, а затем и другие ее титульные элементы. Со временем в каждой книге, наряду с соответствующим литературным, знаковым произведением, в качестве составной части ее появляется особая подсистема, которая ныне называется "аппарат книги". Благодаря аппарату создаются более эффективные средства использования книги в обществе. Формирование аппарата отдельной книги, а со временем и для всего реально существующего множества их (в мире, стране, по какой-либо проблеме, какого-либо автора и т.п.) становится определяющей задачей и принципиальной основой для появления библиографии как деятельности.

Например, заглавия самых древних из дошедших до нас "глиняных книг" (табличек) из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала (669-633 гг. до н.э.) составляли первые слова текста. Так, самый знаменитый в древнем Двуречье эпос о Гильгамеше, составной частью которого был рассказ о всемирном потопе, вошедший затем в Библию, начинался словами "Об увидевшем все". Эти первые слова и были заглавием эпоса, повторенным на каждой из 12 табличек, его составивших. Как установлено, библиотека Ашшурбанипала насчитывала около ста тысяч глиняных книг (основная часть из найденных - 27 тыс. - хранится в Британском музее). Естественно, чтобы пользоваться ими, нужен был каталог: он и состоял из перечня заглавий книг (первых слов текста), по определенной схеме классификации. До нас дошли фрагменты каталогов еще более древнего происхождения. В частности, в музеях США и Франции хранятся глиняные таблички каталогов шумерских библиотек, относящиеся к 2000 г. до н.э. Именно каталоги библиотек являются самым первым средством информационного управления (или библиографии) основным книжным фондом. Как видим, они создаются на базе определенной информации о книгах.

Со временем такая информация приобретает более сложный характер. Примером может служить знаменитая Александрийская библиотека (III в. до н.э.) эпохи эллинизма. Формирование ее началось с библиотеки известного древнегреческого философа Аристотеля, учителя Александра Македонского, по имени которого и назван этот город. Вспомним названия книг Аристотеля - "Физика", "Поэтика", "О небесах" и др. Это уже не первые слова текста, а краткое определение его содержания. Каталог Александрийской библиотеки, насчитывавший в отдельные периоды ее деятельности до 700 тыс. папирусных книг (свитков), носил уже характер сложного литературного произведения. Составлен он был видным по тем временам поэтом и ученым Каллимахом (310-240 гг. до н.э.) в 120 томах и назывался "Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания, и того, что они написали".

До нас этот каталог дошел лишь в отдельных фрагментах. Но важно подчеркнуть, что для каждой книги в нем приводился автор, причем с кратким жизнеописанием; заглавие, порой с развернутой характеристикой содержания, с указанием лучшей книги на данную тему; литературный жанр и др. "Таблицы" Каллимаха послужили образцом для последующих библиографических трудов, причем без привязки к определенному библиотечному фонду. Они представляли собой как бы специфический по своему литературному исполнению свод всех имеющихся книг на данный момент времени. Причем и характеристики отдельных книг были систематизированы, чаще всего в хронологической последовательности.

Так было положено начало формированию особых знаковых форм, литературных жанров библиографии, своего рода библиографических книг, назначением которых было служить средством определенного воздействия на информационную деятельность (книжное дело) с целью эффективного и качественного использования информации как духовного результата и содержания общественной деятельности. Первоначально это были описания книг, с той или иной полнотой перечисляющие наиболее существенные формальные характеристики: автор, заглавие, жанр, объем, время создания и т.д. С ростом книжной производительности, особенно с внедрением книгопечатания, описательной характеристики книг становится уже недостаточно. Появляются новые средства информационного управления, основанные на логической переработке, свертывании содержания книг. Речь идет о таких известных сейчас литературных жанрах, как аннотация, реферат, рецензия. Они могут иметь как единичный характер - относительно одной или нескольких книг, так и сводный - включать любое множество книг. В последнем случае также сформировались свои, более емкие жанры информационного управления - библиографические списки, указатели, справочники, обзоры и т.д.

С учетом специфики самой информационной деятельности содержание библиографии также информационно. Только следует различать как бы два уровня информации : первичная , непосредственно содержащаяся в книгах, и вторичная, или библиографическая , создаваемая как результат логической переработки, свертывания, уплотнения первичной, т.е. непосредственного содержания самих книг. Конечно, вторичность библиографической информации следует понимать условно, операционально, т.е. она создается только при наличии и на основе книжного содержания, но носит оригинальный, научно-творческий характер. Это определено уже особенностями самой информационно-управленческой деятельности, составляющей социальную сущность библиографии. Наличие библиографической информации в любой форме ее знакового воспроизведения - обычно в форме "библиографических пособий" - дает возможность не только хорошо ориентироваться во все возрастающем массиве книг ("первичной информации"), но и, что особенно важно, принимать на их основе необходимые управленческие решения без обращения к самим книгам.

Слово "библиография" - древнегреческого происхождения (не позднее V в. до н.э.). И до сих пор сохраняет свою многозначность. Например, библиографией называют и саму деятельность по информационному управлению, и результаты этой деятельности (библиографическую информацию, библиографические пособия), и науку об этой деятельности. Правда, в Европе с XVII, а в России с XIX в. оно постепенно приобретает свое определяющее значение в качестве названия специфической части информационной деятельности - информационного управления. В нашей стране с 1 июля 1971 г. стал действовать ГОСТ 16448-70, в котором впервые библиография трактовалась в качестве области информационной деятельности. Вводились новые понятия для обозначения библиографической науки - "библиографоведение", а также для результата библиографической деятельности, знаковых способов (жанров, средств) воспроизведения библиографической информации - "библиографическая продукция". В условиях современного научно-технического прогресса библиография все шире использует достижения информационной технологии. И в ней помимо традиционных книжных форм воспроизведения библиографической информации создаются новые, например, автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС), базы данных (БД), банки знаний (БЗ), экспертные системы (ЭС), системы искусственного интеллекта (ИИ) и т.д. Следовательно, библиография оказывает свое управленческое воздействие на всю систему средств информационной деятельности в современном обществе.

В настоящее время за рубежом и в нашей стране накоплен огромный опыт библиографии, освоение которого необходимо каждому специалисту в области информационной деятельности. Для этого и предназначен настоящий учебный курс "Общая библиография".

Целью учебной дисциплины "Общая библиография" является изучение основ истории, теории и методики библиографии, обеспечивающих выбор наиболее рациональных видов, методов, средств и процессов библиографической работы, прежде всего в издательской и книготорговой деятельности, а также во всех сферах информационной коммуникации.

Указанная выше основная цель и определяет все многообразие задач курса, направленных на формирование у студента соответствующих знаний, умений и навыков.

В результате изучения дисциплины студент должен знать :

Студент должен уметь :

использовать систему библиографических пособий для формирования издательского репертуара и ассортимента книжной торговли;

работать с аппаратом книги и библиографического издания;

составлять библиографическое описание, аннотацию, реферат на различные виды документов и изданий;

осуществлять библиографический поиск, классифицировать книгу, оформлять заказы и отвечать на библиографические запросы;

составлять библиографические списки, указатели, обзоры и другие библиографические пособия;

использовать для библиографической работы имеющиеся технические средства и автоматизированные системы.

Студент должен иметь навыки :

практической работы с книгой и библиографическим пособием;

библиографического описания, аннотирования, реферирования, составления обзора;

организации и ведения процессов библиографирования и библиографического обслуживания.

Учебная дисциплина "Общая библиография" занимает важное место в системе дисциплин, изучаемых по направлению базового высшего образования 520700 "Книговедение", специальностям 021500 "Издательское дело и редактирование" и 021600 "Книговедение и организация книжной торговли". Это объясняется тем, что объектом библиографии является вся совокупность документов и изданий, автоматизированных информационных систем, функционирующих в обществе, но преобразованная особым образом в процессе библиографической деятельности в систему библиографической продукции. Без знания этой системы, процессов, методов и форм составления и использования библиографических пособий не может быть квалифицированным ни один специалист в области информационной деятельности. Своеобразие данного курса заключается также в том, чтобы подготавливать необходимую научно-методическую базу для изучения других книговедческих дисциплин ("Общее книговедение", "История книжного дела", "Пропаганда и реклама книги"), курсов общего и специального (отдельных видов литературы) редактирования, но особенно отраслевых библиографий, являющихся составной частью цикла учебных дисциплин "Специальное книговедение", курса "Иностранная библиография".

Методологической основой курса "Общая библиография" являются диалектика как всеобщий метод научного познания, а также общенаучные методы, конкретизированные до частных задач библиографии. Особенно широко использованы ведущие методы книговедческого познания - историко-книговедческий, библиотипологический, библиометричский и др.

Структурно данный учебный курс дифференцирован на три основных раздела, отражающих типовую структуру любой науки, в нашем случае - библиографоведения: теория библиографии, история библиографии и методика библиографии. Теория библиографии в большей мере опирается на опыт исторического развития библиографической деятельности, прежде всего в нашей стране. Но, в свою очередь, история библиографии не будет основательно понята без опоры на соответствующие достижения науки. Поэтому изложение учебного материала начинается с теории библиографии, представляющей собой не весь накопленный на сегодня научный результат, а лишь его основы. Это своего рода вводно-теоретический раздел, позволяющий эффективно усвоить исторический опыт и предложить наиболее рациональную в современных условиях методику библиографической деятельности.

В теоретическом разделе основное внимание уделено квалификации таких определяющих характеристик науки о библиографии (библиографоведения), как объект и предмет, методология, принципы, система базовых категорий и понятий (язык науки), структура и особенности основных составляющих библиографоведения и библиографии в целом, место библиографоведения в современной системе наук, особенно смежных, а также место библиографии в системе информационной и общественной деятельности в целом. Важность и сложность с точки зрения освоения теоретического раздела во многом связана с тем, что научная разработка теоретических основ библиографии еще не завершена в полной мере. Существуют различные подходы и решения, основополагающими из которых на современном этапе следует считать концепции В.А.Фокеев и др.

Естественно, что у нас есть своя теоретическая концепция библиографии , положенная в основу данной учебной дисциплины "Общая библиография". Но с учетом дискуссионности некоторых положений, порой основополагающего характера, предлагаемые нами решения будут представлены на фоне других точек зрения. По нашему мнению, вузовский учебник, предназначенный для подготовки будущих специалистов, профессионалов, не должен избегать дискуссионных моментов. Наличие таковых важно и в педагогическом аспекте.

Раздел "История библиографии" в данном курсе изложен с опорой на монографические работы Н.В.Здобнова и М.В.Машковой, в которых нашла отражение история русской дореволюционной библиографии. Нам пришлось лишь сделать отдельные уточнения с учетом исторических разысканий нашего времени. Что касается интерпретации важнейших этапов, тенденций и достижений в истории развития русской библиографии, то она вполне самостоятельна и дана с учетом наших концептуальных построений библиографии. Это тем более важно, что работы указанных выше авторов, будучи новаторскими, носят преимущественно описательный характер, а стоящие перед ними в большей мере научные, чем педагогические, задачи привели в отдельных случаях к всеядности относительно всякого рода деталей и случайных явлений.

Особую сложность представляет изложение истории совет-ской библиографии. Основная причина - отсутствие уже давно необходимого монографического исследования, несмотря на обилие научных исследований по отдельным проблемам. Поэтому в нашем учебном курсе мы основное внимание уделили квалификации главных тенденций и достижений в развитии советской библиографии, вкладу видных деятелей и коллективов, уровню историографической разработки наиболее актуальных и дискуссионных проблем. В любом случае следует прямо сказать, что развитие информационной деятельности в целом, а библиографии в частности в дореволюционное и советское время, достигло достаточно высокого уровня и в чем-то даже опережало аналогичные процессы в ведущих зарубежных странах.

История учит, что следует всегда, даже в периоды революционных перестроек и реформ, не игнорировать, тем более разрушать, уже имеющийся положительный опыт. Следует брать его за основу и творчески совершенствовать дальше, исходя из новых задач и условий развития. Сказанное особенно важно учитывать сейчас, когда рыночные отношения пытаются всецело внедрять в систему информационной деятельности. Однако история русской библиографии показывает, что в основе своей она всегда была государственным делом. Именно этим в большей мере можно объяснить ее успехи. И это всегда учитывали наши тогда идеологические противники, а теперь еще и экономические конкуренты.

Главная задача раздела "Методика библиографии" состоит в том, чтобы показать самые рациональные способы организации библиографической деятельности в нашей стране, практической реализации наиболее сложных ее процессов - информационного поиска, библиографической систематизации, подготовки библиографической информации, библиографического обслуживания. С учетом того, что специалист по книговедению может после окончания вуза работать в любой отрасли информационной деятельности, дается именно общая методика библиографии, без конкретизации ее до частных случаев применения, что должно стать проблемой последующей специализации. Одна из существенных задач при освоении методики библиографии заключается в том, что она должна использоваться в процессе последующего обучения студента. Библиографические знания, умения и навыки необходимы при выполнении всякого рода курсовых и домашних работ, контрольных работ при заочном обучении, докладов на студенческих научных конференциях и олимпиадах, наконец, аттестационных и дипломных работ.

В целом для курса "Общая библиография" важную роль играет использование особых дидактических приемов подачи учебного материала . Прежде всего учитывается преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих и последующих учебных дисциплин, основные приемы междисциплинарных связей. Учтены и воспитательные задачи, в частности всегда подчеркивается роль творческой личности в решении тех или иных, особенно сложных, проблем, участие студенческой молодежи в библиографической деятельности, преемственность поколений и др. В каждом разделе излагаемые материалы, по мере возможности, иллюстрированы таблицами и схемами. В плане дидактическом все разделы заканчиваются вопросами для самопроверки, в своей совокупности отражающими необходимый минимум научных знаний, умений и навыков. Учебник сопровождается также библиографическим списком основной и дополнительной литературы. При повторном обращении к учебнику студент может рационально использовать именной вспомогательный указатель.

При пользовании данным учебником студент и преподаватель должны учитывать, что в нем изложены лишь научные основы библиографии. Дальнейшую детализацию и углубление они должны получить в теоретическом отношении на лекциях, семинарских занятиях, а в практическом отношении - при выполнении лабораторных, курсовых и других работ. Поэтому при самостоятельной работе студент должен рационально сочетать результаты всех проводимых по курсу занятий, ведя свой конспект. В нем должны найти отражение и результаты проработки рекомендуемой литературы вопроса. Ориентирами для ведения конспекта и самостоятельной работы студента должны служить сопровождающие разделы учебника вопросы для самопроверки (они легко соотносимы с главами, отражающими учебный материал по темам программы).

В целом дидактически определяющим для формирования у студента профессиональных знаний, умений и навыков следует считать освоение им основ библиографии в единстве ее истории, теории и методики.

В ходе прошедших дискуссий основное внимание специалистов привлекало соотношение библиотечного дела и библиографии с научно-информационной деятельностью и информатикой, рассматривавшееся, как правило, по одному из трех направлений: библиотека – научная информация, библиография – научная информация, библиотечное дело и библиография (как единое целое) – научная информация.

Тесная связь библиотечного дела и библиографии всегда выглядела вполне очевидной и участниками дискуссии либо вообще не рассматривалась, либо затрагивалась попутно и лишь в самой общей форме.

Библиотека – самый древний и по сей день наиболее значительный по своей общественной роли институт в системе средств хранения и использования документов. Почти одновременно с библиотечным делом возникла и развивалась (преимущественно в его недрах) библиография. В дальнейшем она стала необходимым звеном библиотечного процесса. В современных условиях можно говорить о продолжающихся процессах интеграции библиотечной и библиографической работы, библиотековедения и библиографоведения. Отсюда все более широкое использование таких комбинированных понятий, как “библиотечно-библиографическое обслуживание”, “библиотечно-библиографические ресурсы информации”, “библиотечно-библиографическое образование”, “пропаганда библиотечно-библиографических знаний” и т. д.

Казалось бы, все ясно. Однако эта очевидность оказывается обманчивой при постановке таких, например, вопросов: какая именно часть библиотечной деятельности является библиографической и, наоборот, какая часть библиографии входит в состав библиотечной работы? В каких отношениях между собой находятся библиотековедение и библиографоведение? Обычно говорят, что это смежные научные дисциплины, которые пересекаются и взаимодействуют. Но, как и в каких пунктах? Точных и однозначных ответов мы пока не знаем.

Очевидно, что решение всех этих вопросов в значительной мере зависит от того, какой смысл вкладывается в понятие “библиография”. Отдельные библиотековеды не раз высказывались в том смысле, что вся библиография – часть (участок) библиотечного дела.

Нет ясности и в вопросе о том, какие именно процессы в библиотеке в сущности своей библиографические. Каталогизация, например, всегда рассматривалась библиотековедами как библиотечный процесс и в сферу библиографии не включалась, что нашло отражение и в организации работы библиотеки (каталогизация, обработка литературы отделены от библиографических подразделений и форм работы библиотеки). Правда, известный библиотековед О.С. Чубарьян писал, что “каталогизация по существу своему представляет форму применения библиографических методов в библиотечной практике” . Но дело не только в методах, а в том, что каталогизация – непосредственно библиографический процесс. И любой каталог библиотеки – это не что иное, как частный случай библиографического пособия.

Нет единодушия и среди библиографов, которые по-разному истолковывают состав и границы своей профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют прошедшие дискуссии и опыт подготовки государственных стандартов на библиографическую терминологию.

По каким же признакам следует отличать библиографические явления от небиблиографических? Выше в главе шестой на основе понятия “библиографическая информация” сформулирован общий принцип или критерий отграничения того, что относится к библиографии, от того, что к ней не относится.

Эта основа позволяет составить более широкие и четкие (по сравнению с традиционными) представления о составе и содержании библиографических элементов библиотечного дела. Вместе с тем ясно, что библиографические явления и процессы имеют место не только в библиотечном деле.

Выделив из приведенной на рис. 18 структуры интересующие нас объекты (библиотечное дело и библиографию), получим наглядное выражение соотношения, смысл которого в том, что в библиотечном деле есть его собственное библиографическое подразделение, являющееся в то же время особым организационно оформленным подразделением библиографии. Это подразделение было названо нами библиотечной библиографией.

В библиотечной библиографии, как и в любой другой, выделенной по аналогичному основанию (книготорговой, архивной и т. д.), осуществляются процессы библиографирования и библиографического обслуживания, являющиеся в сущности библиографическими и в то же время непосредственно библиотечными процессами.

Если исходить из того, что библиотековедение в самом общем смысле это наука о библиотечном деле, а библиографоведение – наука о библиографии, то реальное соотношение объектов изучения (библиотечного дела и библиографии) определяет и соотношение соответствующих научных дисциплин. Но отсюда следует, что библиотековедение и библиографоведение – не просто смежные или родственные, но и частично совмещающиеся научные дисциплины.

Иначе говоря, область совмещения библиотековедения и библиографоведения образует такой раздел научного знания, который можно квалифицировать как библиографическое библиотековедение (по отношению к библиотековедению) или библиотечное библиографоведение (по отношению к библиографоведению). Эта научная дисциплина имеет предметом изучения библиотечную библиографию и на равных правах входит в состав, как библиотековедения, так и библиографоведения. Различие состоит лишь в том, что в составе библиографоведения библиотечная библиография рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее специфической роли, задач, организации и методики в пределах библиографии, а в составе библиотековедения – с точки зрения ее специфической роли, задач и т. п. в рамках библиотечного дела.

Этот структурный дуализм в библиотечно-библиографической науке и практике существует объективно (хотя и не осознается достаточно четко многими библиотековедами и библиографоведами) и приводит, в частности, в сфере высшего библиотечного образования, с одной стороны, к значительному дублированию материала в библиотековедческих и библиографических учебных курсах, с другой – к неоправданному разрыву в учебном процессе единых по своему функциональному содержанию проблем каталогизации (классификации, предметизации, библиографического описания) и библиографирования документов.

Как же быть с библиотечным библиографоведением (библиографическим библиотековедением)? Где его законное место: в составе библиотековедения или библиографоведения? В этом пункте библиотековедение и библиографоведение совмещаются, поэтому условия для однозначного ответа на вопрос о включенности объективно отсутствуют, однако субъективно в каждом конкретном случае решение, очевидно, зависит от начальной “системы отсчета”, от того, с каких исходных общих позиций мы к нему подходим – библиотечных или библиографических.

Таким образом, простой и ясный, казалось бы, в своей наиболее общей форме вопрос о соотношении библиотечного дела и библиографии, библиотековедения и библиографоведения при ближайшем рассмотрении оказывается дискуссионным и нуждающимся в дальнейшей основательной разработке и широком обсуждении.

Библиография и научно-информационная деятельность. Библиографоведение и информатика

Научно-информационная деятельность, будучи по своему основному назначению научно-вспомогательной, возникла как внутренний механизм самой науки (как средство ее информационного самообеспечения), но вместе с тем эта деятельность не могла успешно развиваться вне традиционных библиотечно-библиографических учреждений, их фондов и методов. Однако проблема взаимоотношений этих видов деятельности трактовалась библиотековедами и библиографоведами, с одной стороны, и информатиками, с другой – далеко не одинаково.

Дело в том, что информатика как научная дисциплина в своем исходном пункте опирается на ряд особенностей, свойственных современному этапу развития науки и техники в условиях так называемого информационного кризиса, основные черты которого особенно отчетливо проявились в XX в. В частности, важную роль в развитии информатики сыграли количественные аспекты информационного кризиса – резко возросшие масштабы научных публикаций, затрудняющие первичную ориентацию в огромных документных массивах и потоках. С точки зрения информатики, эта сторона была осознана, прежде всего, как насущная потребность в механизации и автоматизации процессов, которые по своей сущности являются библиотечными и библиографическими, но которыми в этом аспекте ни библиотечная, ни библиографическая наука (в силу их исторически сложившейся гуманитарной направленности) никогда всерьез не занимались. Представители информатики, придя к этим проблемам как бы со стороны, не склонны были признать их библиотечно-библиографическими, считая, что информатика занимается чем-то принципиально новым, органически не свойственным библиотечному делу и библиографии. В этом и заключена главная причина сразу возникшего взаимного непонимания, противопоставления “традиционных” и “нетрадиционных” средств и методов информационного обслуживания, количественных и качественных подходов и т. п.

Сейчас положение изменилось. Длительные теоретические дискуссии, глубокое осмысление практического опыта информационного обслуживания привели к сближению позиций, выработке более согласованного понимания общего и специфического в рассматриваемых областях, хотя разногласия существуют, конечно, и сегодня.

Главным в этом плане является следующее.

Библиотечное и библиографическое дело, библиотековедение и библиографоведение опираются на готовые, исторически сложившиеся документарные формы источников знания и занимаются проблемами их использования в самых различных общественных целях (не только научных). Они не ставят перед собой задачу оптимизировать всю систему информационных коммуникаций и не интересуются проблемами движения информации, отсутствующей в документах (не зафиксированной на материальных носителях).

Научно-информационная деятельность и информатика рассматривают только информационные коммуникации науки, но взятые в целом, на всех уровнях и во всех формах (в том числе библиотечно-библиографических). Конечная цель здесь – максимально оптимизировать всю систему научных коммуникаций, привести ее в соответствие с потребностями современной науки.

В этом и состоит определенное совпадение и вместе с тем различие объектов и целей библиотечно-библиографической и научно-информационной науки и практики.

Формально соотношения между библиографической деятельностью, библиотечным делом и научно-информационной деятельностью в рамках образуемой ими особой системы можно представить графически (рис. 21).

Главные задачи курса: 1. Подготовка студентов к эффективному использованию информационных ресурсов Фундаментальной библиотеки БГУ и других библиотек Республики Беларусь; 2. Обучение студентов самостоятельному поиску необходимой в учебном процессе и самообразовании информации; 3. Ориентирование в справочно-поисковом аппарате библиотеки и основных источниках информации по профилю факультета; 4. Обучение автоматизированным средствам поиска информации.

Фундаментальная библиотека Белорусского Государственного университета одна из крупнейших библиотек Республики Беларусь. Организована в 1921 году Фундаментальная библиотека отмечает своё основание, как и университет, 30 октября.

Фундаментальная библиотека БГУ сегодня – 9 абонементов 15 читальных залов на 660 посадочных мест, из них 46 автоматизированных, медиатека в отделе обслуживания факультетов философии и социальных наук (на 120 посадочных мест, из них 35 с ПК). 70 компьютеров для пользователей Служба электронной доставки документов

Каждый студент должен изучить! Имеются во всех подразделениях библиотеки на сайте ФБ БГУ http: //www. library. bsu. by

Выписка из правил пользования библиотекой БГУ Права пользователей библиотеки 2. 1. Студенты всех форм обучения имеют право бесплатно пользоваться основными видами библиотечно-информационных услуг, к которым относятся: 2. 1. 1. Предоставление полной информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов, картотек, баз данных и других форм библиотечного информирования на сайте ФБ БГУ http: //www. library. bsu. by. И м е ю т с я в

Выписка из правил пользования библиотекой БГУ 2. 1. 2. Оказание консультативной помощи по использованию справочнопоискового аппарата библиотеки (карточных и электронного каталогов, картотек и т. д.) 2. 1. 3. Выдача во временное пользование в читальных залах и на абонементах печатных изданий и других документов из библиотечного фонда.

Выписка из правил пользования библиотекой БГУ 2. 1. 8. Предоставление доступа к базам данных, имеющимся в библиотеке, на срок до 2 часов. 2. 1. 9. Предоставление доступа к базам данных через Интранет. 2. 1. 10. Консультирование пользователей по поиску информации в базах данных.

Выписка из правил пользования библиотекой БГУ Дополнительные виды библиотечноинформационных услуг всем категориям пользователей предоставляются на платной основе.

Перечень платных услуг Выдача изданий из фондов читальных залов на дом с часа закрытия библиотеки до часа открытия и на выходные дни на бумажном носителе – 3300 руб. на электронном носителе – 10000 руб.

Перечень платных услуг Предоставление в пользование документов из фонда библиотеки сверх сроков, установленных Правилами пользования: на абонементе – 350 руб. экземпляр/день в читальном зале - 3800 руб. экземпляр/день

Перечень платных услуг Прием заказов на издания по телефону только на абонементе обслуживания филологического факультета – 1900 руб. название (в случае если издание занято, постановка заказа на очередь). Поиск и отбор информации в электронном каталоге библиотеки и базах данных по запросу пользователя - 450 руб. запись

Перечень платных услуг Копирование тиражных изданий из фонда библиотеки стр. (формат А 4) – 550 руб. На бумаге заказчика – 450 руб.

Перечень платных услуг Выдача изданий на ксерокопирование на 1 час в течение рабочего времени на бумажном носителе – 330 руб. на электронном носителе – 10000 руб.

Обязанности пользователей библиотеки Пользователи обязаны выполнять настоящие Правила. За нарушение данных Правил пользователи могут быть лишены права пользоваться библиотекой на срок, определяемый администрацией библиотеки. За нанесенный библиотеке ущерб пользователи несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Республики Беларусь.

Обязанности пользователей библиотеки Пользователи не должны входить в помещения библиотеки в верхней одежде. Пользователи обязаны бережно относиться к имуществу библиотеки, библиотечному фонду, не делать пометки на страницах книг и других произведений печати, не вырывать и не загибать страницы, возвращать полученные документы в установленные сроки.

Обязанности пользователей библиотеки Пользователям при работе на вычислительной технике запрещается предпринимать самостоятельные действия при возникновении нестандартных ситуаций; запрещается производить установку дополнительного и перенастройку установленного программного обеспечения, портить оборудование и осуществлять несанкционированный доступ к серверам и сетевому оборудованию.

Обязанности пользователей библиотеки Пользователям запрещается вынимать карточки из каталогов и картотек библиотеки. Пользователи обязаны сохранять порядок и тишину в помещениях библиотеки. В читальных залах библиотеки запрещается громко разговаривать и пользоваться средствами мобильной связи.

Обязанности пользователей библиотеки Для получения документов из фондов библиотеки пользователи обязаны предъявить дежурному библиотекарю студенческий билет. Пользователи не имеют права передавать документы другим лицам, а также пользоваться чужими документами. В случае нарушения этого правила, пользователи могут быть лишены права пользоваться библиотекой на срок, определяемый администрацией библиотеки.

Обязанности пользователей библиотеки При получении документов из фондов библиотеки пользователи обязаны просмотреть их и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом дежурному библиотекарю, в противном случае, ответственность за порчу документов несёт читатель, пользовавшийся изданием последним.

Обязанности пользователей библиотеки В начале календарного года пользователи обязаны пройти перерегистрацию с предъявлением всех числящихся за ними документов, взятых из фонда библиотеки. Пользователи, не прошедшие перерегистрацию, библиотекой не обслуживаются.

Обязанности пользователей библиотеки Пользователи, утерявшие или испортившие документы из библиотечного фонда, обязаны заменить их такими же документами или их копиями в переплете или другими документами, признанными библиотекой равноценными. Стоимость утерянных или испорченных библиотечных документов устанавливается в соответствии с индексом перерасчета потребительских цен Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на момент осуществления замены. В случае, когда срок пользования утерянных документов превышал установленный настоящими правилами, в стоимость входит также оплата продления срока пользования.

Обязанности пользователей библиотеки При выбытии (отчислении, окончании обучения, увольнении) из университета пользователи обязаны вернуть в библиотеку все числящиеся за ними документы, взятые из фонда библиотеки, получить обходной лист с отметкой библиотеки о произведенном расчете.

Порядок записи пользователей в библиотеку Запись студентов в библиотеку осуществляется при предъявлении студенческого билета. При записи в библиотеку пользователи должны ознакомиться с Правилами пользования и подтвердить обязательства об их выполнении своей подписью в формуляре пользователя.

Порядок записи пользователей в библиотеку Документы из библиотечного фонда выдаются студентам филологического факультета на следующих абонементах: - отдела обслуживания филологической и экономической литературой; (ул. Карла Маркса 31, к. 1 – учебники и художественная литература к. 30 - отдела обслуживания научной и художественной литературой (гл. корпус, 2 этаж) – только художественная и научная литература

Порядок пользования абонементами библиотеки Для заказа и получения изданий из основного книгохранилища пользователи заполняют читательское требование и расписываются на формуляре и читательском требовании за каждый полученный экземпляр документа.

Порядок пользования абонементами библиотеки Научные и научно-популярные издания выдаются пользователям сроком на один месяц в следующем количестве: студентам – дипломникам – до 10 экземпляров; другим категориям пользователей – до 5 экземпляров.

Порядок пользования абонементами библиотеки Учебные издания выдаются пользователям на семестр или учебный год в соответствии с учебными программами, в количестве, определяемом возможностями библиотеки и из расчета коэффициента книгообеспеченности на одного студента 0, 2.

Порядок пользования абонементами библиотеки Литературно-художественные издания выдаются пользователям сроком на один месяц в количестве не более 3 экземпляров. Пользователи могут продлить срок пользования взятыми на абонементе документами, если на них нет спроса со стороны других пользователей. В случае, когда документы пользуются повышенным спросом, срок пользования может быть продлен за плату.

Порядок пользования абонементами библиотеки На абонементах не выдаются: энциклопедии, периодические (газеты, журналы), реферативные издания (реферативные журналы и сборники); неопубликованные документы (диссертации, отчеты о НИР); · изоиздания (альбомы изобразительных материалов, эстампы, гравюры, литографии, художественные репродукции, эскизы, рисунки, фотодокументы); картографические издания (атласы, карты); редкие и ценные издания; · аудиовизуальные документы (аудио и видео кассеты); электронные документы (на CD-ROM, DWD-ROM, дискетах); издания, имеющиеся в библиотеке в единственном экземпляре; последний экземпляр издания, оставшийся в библиотеке.

Порядок пользования читальными залами библиотеки Пользователям запрещается выносить документы из помещений читальных залов библиотеки без соответствующего оформления.

Порядок пользования читальными залами библиотеки При заказе изданий из подсобных фондов читальных залов пользователи предъявляют документы, указанные в п. 5. 1. , и расписываются на формуляре документа за каждый полученный экземпляр. Заявки на документы из основного книгохранилища (в главном корпусе) принимаются и выполняются в течение часа.

Порядок пользования читальными залами библиотеки Документы, выданные в читальные залы из основного книгохранилища, могут быть забронированы студентами на 10 дней. В случае если пользователи не обращаются за забронированными документами на протяжении 7 дней, документы возвращаются в основное книгохранилище.

Порядок пользования читальными залами библиотеки Документы, забронированные в читальных залах за пользователями, но свободные в момент запроса, могут быть выданы по требованию других пользователей во временное пользование.

Порядок пользования читальными залами библиотеки Документы из подсобных фондов читальных залов не бронируются. Энциклопедии, периодические, реферативные, картографические, редкие и ценные издания, изоиздания, неопубликованные, аудиовизуальные, электронные документы выдаются только в читальных залах. Пользователь может работать с электронными изданиями только при участии дежурного библиотекаря.

Порядок пользования читальными залами библиотеки Документы в библиотеках кабинетов и кафедр выдаются пользователям только для работы на месте.

Режим работы: ежедневно: абонементы: 10. 00 - 19. 00 читальные залы 9. 00 - 19. 00 суббота: абонементы: 10. 00 - 17. 00 читальные залы 9. 00 - 17. 00 воскресенье: выходной последняя пятница каждого месяца: санитарный день

Учебники на дом выдаются на абонементах библиотек факультетов Ø при предъявлении студенческого билета Ø на семестр или учебный год Фонд учебных изданий библиотеки - около 780 000 экз.

Студенческий читальный зал пр. Независимости, 4 , гл. корпус, 3 -й этаж (заказ из отдела книгохранения: Ø единственного экз. книги Ø журналов постоянного хранения (за исключением последних трех лет выпуска) Заказанная литература бронируется на 10 дней

Читальный зал для профессорскопреподавательского состава, аспирантов гл. корпус БГУ. 2 -й этаж. пр. Независимости, 4 Обслуживает студентов, если необходимое издание имеется только в этом зале.

Читальный зал филологического и экономического факультетов Открытый доступ к изданиям 12 тыс. экз книг 7 тыс. экз. журналов, 20 названий газет

Читальный зал филологического и экономического факультетов Открытый доступ к изданиям 12 тыс. экз книг 7 тыс. экз. журналов, 20 названий газет

Читальные залы периодических изданий: Ø Географического факультета (ул. Ленинградская, 16) Ø Юридического факультета (ул. Ленинградская, 8) Ø Факультетов журналистики и философии и социальных наук (ул. Кальварийская, 9) Журналы и газеты по профилю факультетов представлены в открытом доступе. Подшивки газет прошлых лет можно заказать из подсобного фонда отдела

Абонемент научной и художественной литератуы(АБН) Пр. Независимости, 4, гл. корпус 2 -й этаж. Ø Научные и научнопопулярные издания – выдаются на 1 месяц до 5 экз. Ø Литературно- художественные издания выдаются на 1 месяц, до 3 -х экз. Заказ книг из отдела книгохранения

Отдел редкой и ценной книги пр. Независимости 4, к. 229 Читальный зал на 10 рабочих мест Хронологический охват: XVI – начало XX в. : Ø старопечатные издания (до 1830) Ø первые, прижизненные издания работ классиков науки, литературы, искусства Ø коллекция революционной печати и превых лет советской власти. Ø издания, являющиеся образцомполиграфического оформления Ø миниатюрные и малоформатные изд Ø издания с автографами и др.

Зал электронных информационных ресурсов Предоставляет доступ к электронным информационным ресурсам ФБ БГУ и БГУ, а также к образовательным ресурсам в Интернет. Запись по тел. 209 -50 -82 пр. Независимости 4, к. 206.

Зал справочно-библиографического обслуживания пр. Независимости, 4, к. 217 Ø Каталоги (электронный и карточный) Ø Фонд справочных изданий Ø Библиографические и информационные издания Ø Помощь в поиске необходимой информации

Поделиться