Архитектура распределенных систем. Введение в распределенные системы Архитектура распределенных систем

По утверждению известного специалиста в области информатики Э. Таненбаума, не существует общепринятого и в то же время строгого определения распределенной системы. Некоторые остряки утверждают, что распределенной является такая вычислительная система , в которой неисправность компьютера, о существовании которого пользователи ранее даже не подозревали, приводит к остановке всей их работы. Значительная часть распределенных вычислительных систем, к сожалению, удовлетворяют такому определению, однако формально оно относится только к системам с уникальной точкой уязвимости (single point of failure ).

Часто при определении распределенной системы во главу угла ставят разделение ее функций между несколькими компьютерами. При таком подходе распределенной является любая вычислительная система , где обработка данных разделена между двумя и более компьютерами. Основываясь на определении Э. Таненбаума, несколько более узко распределенную систему можно определить как набор соединенных каналами связи независимых компьютеров, которые с точки зрения пользователя некоторого программного обеспечения выглядят единым целым.

Такой подход к определению распределенной системы имеет свои недостатки. Например, все используемое в такой распределенной системе программное обеспечение могло бы работать и на одном единственном компьютере, однако с точки зрения приведенного выше определения такая система уже перестанет быть распределенной. Поэтому понятие распределенной системы, вероятно, должно основываться на анализе образующего такую систему программного обеспечения.

Как основу описания взаимодействия двух сущностей рассмотрим общую модель взаимодействия клиент- сервер , в которой одна из сторон (клиент) инициирует обмен данными, посылая запрос другой стороне (серверу). Сервер обрабатывает запрос и при необходимости посылает ответ клиенту (рис. 1.1).


Рис. 1.1.

Взаимодействие в рамках модели клиент сервер может быть как синхронным, когда клиент ожидает завершения обработки своего запроса сервером, так и асинхронным, при котором клиент посылает серверу запрос и продолжает свое выполнение без ожидания ответа сервера. Модель клиента и сервера может использоваться как основа описания различных взаимодействий. Для данного курса важно взаимодействие составных частей программного обеспечения, образующего распределенную систему.


Рис. 1.2.

Рассмотрим некое типичное приложение , которое в соответствии с современными представлениями может быть разделено на следующие логические уровни (рис. 1.2): пользовательский интерфейс (ИП), логика приложения (ЛП) и доступ к данным (ДД), работающий с базой данных ( БД ). Пользователь системы взаимодействует с ней через интерфейс пользователя, база данных хранит данные, описывающие предметную область приложения, а уровень логики приложения реализует все алгоритмы, относящиеся к предметной области .

Поскольку на практике разных пользователей системы обычно интересует доступ к одним и тем же данным, наиболее простым разнесением функций такой системы между несколькими компьютерами будет разделение логических уровней приложения между одной серверной частью приложения, отвечающим за доступ к данным, и находящимися на нескольких компьютерах клиентскими частями, реализующими интерфейс пользователя. Логика приложения может быть отнесена к серверу, клиентам, или разделена между ними (рис. 1.3).


Рис. 1.3.

Архитектуру построенных по такому принципу приложений называют клиент серверной или двухзвенной. На практике подобные системы часто не относят к классу распределенных, но формально они могут считаться простейшими представителями распределенных систем.

Развитием архитектуры клиент- сервер является трехзвенная архитектура , в которой интерфейс пользователя, логика приложения и доступ к данным выделены в самостоятельные составляющие системы, которые могут работать на независимых компьютерах (рис. 1.4).


Рис. 1.4.

Запрос пользователя в подобных системах последовательно обрабатывается клиентской частью системы, сервером логики приложения и сервером баз данных. Однако обычно под распределенной системой понимают системы с более сложной архитектурой, чем трехзвенная.

Принципы создания системы обработки информации в масштабе предприятия

История развития компьютерной техники (и соответственно программного обеспечения) началась с обособленных, автономных систем. Ученые и инженеры были озабочены созданием первых ЭВМ и в основном ломали головы над тем, как заставить работать эти скопища электронных ламп. Однако такое положение вещей сохранялось недолго - идея объединения вычислительных мощностей была вполне очевидной и витала в воздухе, насыщенном гулом металлических шкафов первых ENIAK’ов и Mark’ов. Ведь мысль объединить усилия двух и более компьютеров для решения сложных, непосильных для каждого из них по отдельности задач лежит на поверхности.

Рис. 1. Схема распределенных вычислений

Однако практическая реализация идеи соединения компьютеров в кластеры и сети тормозилась отсутствием технических решений и в первую очередь необходимостью создания стандартов и протоколов взаимодействия. Как известно, первые ЭВМ появились в конце сороковых годов двадцатого века, а первая компьютерная сеть ARPANet, связавшая несколько компьютеров на территории США, - только в 1966 г., почти через двадцать лет. Конечно, такое объединение вычислительных возможностей современную распределенную архитектуру напоминало весьма отдаленно, но тем не менее это был первый шажок в верном направлении.

Появление локальных сетей со временем привело к развитию новой области разработки программного обеспечения - созданию распределенных приложений. Заниматься этим пришлось, что называется, с нуля, но, к счастью, заинтересованность в таких приложениях сразу же выказали крупные компании, структура бизнеса которых требовала подобных решений. Именно на этапе создания корпоративных распределенных приложений были сформированы основные требования и разработаны основные архитектуры подобных систем, используемые и в настоящее время.

Постепенно мэйнфреймы и терминалы эволюционировали в направлении архитектуры клиент - сервер, которая по существу была первым вариантом распределенной архитектуры, т. е. двухуровневой распределенной системой. Ведь именно в приложениях клиент - сервер часть вычислительных операций и бизнес-логики была перенесена на сторону клиента, что, собственно, и стало изюминкой, визитной карточкой этого подхода.

Именно в этот период стало очевидно, что основными преимуществами распределенных приложений являются:

· хорошая масштабируемость - при необходимости вычислительная мощность распределенного приложения может быть легко увеличена без изменения его структуры;

· возможность управления нагрузкой - промежуточные уровни распределенного приложения дают возможность управлять потоками запросов пользователей и перенаправлять их менее загруженным серверам для обработки;

· глобальность - распределенная структура позволяет следовать пространственному распределению бизнес-процессов и создавать клиентские рабочие места в наиболее удобных точках.

Шло время, и небольшие островки университетских, правительственных и корпоративных сетей расширялись, объединялись в региональные и национальные системы. И вот на сцене появился главный игрок - Internet.

Хвалебные панегирики в адрес Всемирной сети давно стали общим местом публикаций по компьютерной тематике. Действительно, Internet сыграл решающую роль в развитии распределенных вычислений и сделал эту довольно специфическую область разработки программного обеспечения предметом приложения усилий армии профессиональных программистов. Сегодня он существенно расширяет возможности применения распределенных приложений, позволяя подключать удаленных пользователей и делая функции приложения доступными повсеместно.

Такова история вопроса. А теперь давайте посмотрим, что представляют собой распределенные приложения.

Парадигма распределенных вычислений

Представьте себе довольно крупное производственное предприятие, торговую компанию или фирму, предоставляющую услуги. Все их подразделения уже имеют собственные базы данных и специфическое программное обеспечение. Центральный офис каким-то образом собирает сведения о текущей деятельности этих подразделений и обеспечивает руководителей информацией, на основе которой они принимают управляющие решения.

Пойдем дальше и предположим, что рассматриваемая нами организация успешно развивается, открывает филиалы, разрабатывает новые виды продукции или услуг. Более того, прогрессивно настроенные руководители на последнем совещании решили организовать сеть удаленных рабочих мест, с которых клиенты могли бы получать некоторые сведения о выполнении их заказов.

В описываемой ситуации остается только пожалеть руководителя ИТ-подразделения, если он заранее не позаботился о построении общей системы управления бизнес-потоками, ведь без нее обеспечить эффективное развитие организации будет весьма затруднительно. Более того, здесь не обойтись без системы обработки информации в масштабе предприятия, спроектированной с учетом возрастающей нагрузки и к тому же соответствующей основным бизнес-потокам, поскольку все подразделения должны выполнять не только свои задачи, но и при необходимости обрабатывать запросы других подразделений и даже (ночной кошмар для менеджера проекта!) заказчиков.

Итак, мы готовы сформулировать основные требования к современным приложениям масштаба предприятия, диктуемые самой организацией производственного процесса.

Пространственное разделение. Подразделения организации разнесены в пространстве и зачастую имеют слабо унифицированное программное обеспечение.

Структурное соответствие. Программное обеспечение должно адекватно отражать информационную структуру предприятия - соответствовать основным потокам данных.

Ориентация на внешнюю информацию. Современные предприятия вынуждены уделять повышенное внимание работе с заказчиками. Следовательно, ПО предприятия должно уметь работать с новым типом пользователей и их запросами. Такие пользователи заведомо обладают ограниченными правами и имеют доступ к строго определенному виду данных.

Всем перечисленным требованиям к программному обеспечению масштаба предприятия отвечают распределенные системы - схема распределения вычислений приведена на рис. 1.

Безусловно, распределенные приложения не свободны от недостатков. Во-первых, они дороги в эксплуатации, а во-вторых, создание таких приложений - процесс трудоемкий и сложный, а цена ошибки на этапе проектирования очень велика. Тем не менее разработка распределенных приложений успешно развивается - ведь игра стоит свеч, поскольку такое ПО способствует повышению эффективности работы организации.

Итак, парадигма распределенных вычислений подразумевает наличие нескольких центров (серверов) хранения и обработки информации, реализующих различные функции и разнесенных в пространстве. Эти центры помимо запросов клиентов системы должны выполнять и запросы друг друга, так как в ряде случаев для решения первой задачи могут понадобиться совместные усилия нескольких серверов. Для управления сложными запросами и функционированием системы в целом необходимо специализированное управляющее ПО. И наконец, вся система должна быть "погружена" в некую транспортную среду, обеспечивающую взаимодействие ее частей.

Распределенные вычислительные системы обладают такими общими свойствами, как:

· управляемость - подразумевает способность системы эффективно контролировать свои составные части. Это достигается благодаря использованию управляющего ПО;

· производительность - обеспечивается за счет возможности перераспределения нагрузки на серверы системы с помощью управляющего ПО;

· масштабируемость - при необходимости физического повышения производительности распределенная система может легко интегрировать в своей транспортной среде новые вычислительные ресурсы;

· расширяемость - к распределенным приложениям можно добавлять новые составные части (серверное ПО) с новыми функциями.

Доступ к данным в распределенных приложениях возможен из клиентского ПО и других испределенных системах может быть организована на различных уровнях - от клиентского ПО и транспортных протоколов до защиты серверов БД.

Рис. 2. Основные уровни архитектуры распределенного приложения

Перечисленные свойства распределенных систем являются достаточным основанием, чтобы мириться со сложностью их разработки и дороговизной обслуживания.

Архитектура распределенных приложений

Рассмотрим архитектуру распределенного приложения, позволяющую ему выполнять сложные и разнообразные функции. В разных источниках приводятся различные варианты построения распределенных приложений. И все они имеют право на существование, ведь такие приложения решают самый широкий круг задач во многих предметных областях, а неудержимое развитие средств разработки и технологий подталкивает к непрерывному совершенствованию.

Тем не менее существует наиболее общая архитектура распределенного приложения, согласно которой оно разбивается на несколько логических слоев, уровней обработки данных. Приложения, как известно, предназначены для обработки информации, и здесь мы можем выделить три главнейшие их функции:

· представление данных (пользовательский уровень). Здесь пользователи приложения могут просмотреть необходимые данные, отправить на выполнение запрос, ввести в систему новые данные или отредактировать их;

· обработка данных (промежуточный уровень, middleware). На этом уровне сконцентрирована бизнес-логика приложения, осуществляется управление потоками данных и организуется взаимодействие частей приложения. Именно концентрация всех функций обработки данных и управления на одном уровне считается основным преимуществом распределенных приложений;

· хранение данных (уровень данных). Это уровень серверов баз данных. Здесь расположены сами серверы, базы данных, средства доступа к данным, различные вспомогательные инструменты.

Нередко такую архитектуру называют трехуровневой или трехзвенной. И очень часто на основе этих "трех китов" создается структура разрабатываемого приложения. При этом всегда отмечается, что каждый уровень может быть дополнительно разбит на несколько подуровней. Например, пользовательский уровень может быть разбит на собственно пользовательский интерфейс и правила проверки и обработки вводимых данных.

Безусловно, если принять во внимание возможность разбиения на подуровни, то в трехуровневую архитектуру можно вписать любое распределенное приложение. Но здесь нельзя не учитывать еще одну характерную особенность, присущую именно распределенным приложениям, - это управление данными. Важность этой функции очевидна, поскольку очень трудно создать реально работающее распределенное приложение (со всеми клиентскими станциями, промежуточным ПО, серверами БД и т. д.), которое бы не управляло своими запросами и ответами. Поэтому распределенное приложение должно обладать еще одним логическим уровнем - уровнем управления данными.

Рис. 3. Распределение бизнес-логики по уровням распределенного приложения

Следовательно, целесообразно разделять промежуточный уровень на два самостоятельных: уровень обработки данных (так как необходимо учитывать важное преимущество, которое он дает, - концентрацию бизнес-правил обработки данных) и уровень управления данными. Последний обеспечивает контроль выполнения запросов, обслуживает работу с потоками данных и организует взаимодействие частей системы.

Таким образом, можно выделить четыре основных уровня распределенной архитектуры (см. рис. 2):

· представление данных (пользовательский уровень);

· правила бизнес-логики (уровень обработки данных);

· управление данными (уровень управления данными);

· хранение данных (уровень хранения данных).

Три уровня из четырех, исключая первый, занимаются непосредственно обработкой данных, а уровень представления данных позволяет визуализировать и редактировать их. При помощи этого уровня пользователи получают данные от уровня обработки данных, который, в свою очередь, извлекает информацию из хранилищ и осуществляет все необходимые преобразования данных. После ввода новой информации или редактирования существующей потоки данных направляются в обратный путь: от пользовательского интерфейса через уровень бизнес-правил в хранилище.

Еще один уровень - управления данными - стоит в стороне от магистрального потока данных, но он обеспечивает бесперебойное функционирование всей системы, управляя запросами и ответами и взаимодействием частей приложения.

Отдельно необходимо рассмотреть вариант просмотра данных в режиме "только для чтения". В этом случае уровень обработки данных не используется в общей схеме передачи данных, так как необходимость вносить какие-либо изменения отпадает. А сам поток информации является однонаправленным - из хранилища на уровень представления данных.

Физическая структура распределенных приложений

А сейчас обратимся к физическим уровням распределенных приложений. Топология распределенной системы подразумевает разделение на несколько серверов баз данных, серверов обработки данных и совокупность локальных и удаленных клиентов. Все они могут располагаться где угодно: в одном здании или на другом континенте. В любом случае части распределенной системы должны быть соединены надежными и защищенными линиями связи. Что касается скорости передачи данных, то она в значительной степени зависит от важности соединения между двумя частями системы с точки зрения обработки и передачи данных и в меньшей степени от их удаленности.

Распределение бизнес-логики по уровням распределенного приложения

Настало время перейти к подробному описанию уровней распределенной системы, но предварительно скажем несколько слов о распределении функциональности приложения по уровням. Бизнес-логика может быть реализована на любом из уровней трехуровневой архитектуры.

Серверы БД могут не только сохранять данные в базах данных, но и содержать часть бизнес-логики приложения в хранимых процедурах, триггерах и т. д.

Клиентские приложения также могут реализовывать правила обработки данных. Если набор правил минимален и сводится в основном к процедурам проверки корректности ввода данных, мы имеем дело с "тонким" клиентом. "Толстый" клиент, наоборот, содержит большую долю функциональности приложения.

Уровень же обработки данных собственно и предназначен для реализации бизнес-логики приложения, и здесь сконцентрированы все основные правила обработки данных.

Таким образом, в общем случае функциональность приложения оказывается "размазанной" по всему приложению. Все разнообразие распределения бизнес-логики по уровням приложений можно представить в виде плавной кривой, показывающей долю правил обработки данных, сконцентрированной в конкретном месте. Кривые на рис. 3 носят качественный характер, но тем не менее позволяют увидеть, как изменения в структуре приложения могут повлиять на распределение правил.

И практика подтверждает это заключение. Ведь всегда найдется парочка правил, которые нужно реализовать именно в хранимых процедурах сервера БД, и очень часто бывает удобно перенести некоторые первоначальные операции с данными на сторону клиента - хотя бы для того, чтобы предотвратить обработку некорректных запросов.

Уровень представления данных

Уровень представления данных - единственный доступный конечному пользователю. Этот уровень моделирует клиентские рабочие места распределенного приложения и соответствующее ПО. Возможности клиентского рабочего места в первую очередь определяются возможностями операционной системы. В зависимости от типа пользовательского интерфейса клиентское ПО делится на две группы: клиенты, использующие возможности ГИП (например, Windows), и Web-клиенты. Но в любом случае клиентское приложение должно обеспечивать выполнение следующих функций:

· получение данных;

· представление данных для просмотра пользователем;

· редактирование данных;

· проверка корректности введенных данных;

· сохранение сделанных изменений;

· обработка исключительных ситуаций и отображение информации об ошибках для пользователя.

Все бизнес-правила желательно сконцентрировать на уровне обработки данных, но на практике это не всегда удается. Тогда говорят о двух типах клиентского ПО. "Тонкий" клиент содержит минимальный набор бизнес-правил, А "толстый" реализует значительную долю логики приложения. В первом случае распределенное приложение существенно легче отлаживать, модернизировать и расширять, во втором - можно минимизировать расходы на создание и поддержание уровня управления данными, так как часть операций может выполняться на стороне клиента, а на долю промежуточного ПО ложится только передача данных.

Уровень обработки данных

Уровень обработки данных объединяет части, реализующие бизнес-логику приложения, и является посредником между уровнем представления данных и уровнем их хранения. Через него проходят все данные и претерпевают в нем изменения, обусловленные решаемой задачей (см. рис. 2). К функциям этого уровня относятся следующие:

· обработка потоков данных в соответствии с бизнес-правилами;

· взаимодействие с уровнем представления данных для получения запросов и возвращения ответов;

· взаимодействие с уровнем хранения данных для передачи запросов и получения ответов.

Чаще всего уровень обработки данных отождествляют с промежуточным ПО распределенного приложения. Такая ситуация в полной мере верна для "идеальной" системы и лишь отчасти - для реальных приложений (см. рис. 3). Что касается последних, то промежуточное ПО для них содержит большую долю правил обработки данных, но часть из них реализована в серверах SQL в виде хранимых процедур или триггеров, а часть включена в состав клиентского ПО.

Такое "размывание" бизнес-логики оправданно, так как позволяет упростить часть процедур обработки данных. Возьмем классический пример выписки заказа. В него могут быть включены наименования только тех продуктов, которые имеются на складе. Следовательно, при добавлении в заказ некоторого наименования и определения его количества соответствующее число должно быть вычтено из остатка этого наименования на складе. Очевидно, что лучше всего реализовать эту логику средствами сервера БД - хранимой процедурой или триггером.

Уровень управления данными

Уровень управления данными нужен для того, чтобы приложение оставалось единым целым, было устойчивым и надежным, имело возможности модернизации и масштабирования. Он обеспечивает выполнение системных задач, без него части приложения (серверы БД, серверы приложения, промежуточное ПО, клиенты) не смогут взаимодействовать друг с другом, а связи, нарушенные при повышении нагрузки, нельзя будет восстановить.

Кроме того, на уровне управления данными могут быть реализованы различные системные службы приложения. Ведь всегда существуют общие для всего приложения функции, которые необходимы для работы всех уровней приложения, следовательно, их невозможно расположить ни на одном из других уровней.

Например, служба единого времени обеспечивает все части приложения системными метками времени, синхронизирующими их работу. Представьте, что распределенное приложение имеет некий сервер, рассылающий клиентам задания с указанием конкретного срока их выполнения. При срыве установленного срока задание должно регистрироваться с вычислением времени задержки. Если клиентские рабочие станции расположены в том же здании, что и сервер, или на соседней улице, - нет проблем, алгоритм учета прост. Но что делать, если клиенты расположены в других часовых поясах - в других странах или вообще за океаном? В этом случае сервер должен уметь вычислять разницу с учетом часовых поясов при отправке заданий и получении ответов, а клиенты будут обязаны добавлять к отчетам служебную информацию о местном времени и часовом поясе. Если же в состав распределенного приложения входит служба единого времени, то такой проблемы просто не существует.

Кроме службы единого времени уровень управления данными может содержать службы хранения общей информации (сведения о приложении в целом), формирования общих отчетов и т. д.

Итак, к функциям уровня управления данными относятся:

· управление частями распределенного приложения;

· управление соединениями и каналами связи между частями приложения;

· управление потоками данных между клиентами и серверами и между серверами;

· управление нагрузкой;

· реализация системных служб приложения.

Необходимо отметить, что часто уровень управления данными создается на основе готовых решений, поставляемых на рынок программного обеспечения различными производителями. Если разработчики выбрали для своего приложения архитектуру CORBA, то в ее составе имеется брокер объектных запросов (Object Request Broker, ORB), если платформу Windows, - к их услугам разнообразные инструменты: технология COM+ (развитие технологии Microsoft Transaction Server, MTS), технология обработки очередей сообщений MSMQ, технология Microsoft BizTalk и др.

Уровень хранения данных

Уровень хранения данных объединяет серверы SQL и базы данных, используемые приложением. Он обеспечивает решение следующих задач:

· хранение данных в БД и поддержание их в работоспособном состоянии;

· обработка запросов уровня обработки данных и возврат результатов;

· реализация части бизнес-логики распределенного приложения;

· управление распределенными базами данных при помощи административного инструментария серверов БД.

Помимо очевидных функций - хранения данных и обработки запросов, уровень может содержать часть бизнес-логики приложения в хранимых процедурах, триггерах, ограничениях и т. д. Да и сама структура базы данных приложения (таблицы и их поля, индексы, внешние ключи и пр.) есть реализация структуры данных, с которыми работает распределенное приложение, и реализация некоторых правил бизнес-логики. Например, использование в таблице БД внешнего ключа требует создания соответствующего ограничения на манипуляции с данными, так как записи главной таблицы не могут быть удалены при наличии соответствующих записей, связанных по внешнему ключу таблицы.

Большинство серверов БД поддерживают разнообразные процедуры администрирования, в том числе и управление распределенными базами данных. К ним можно отнести репликацию данных, их удаленное архивирование, средства доступа к удаленным базам данных и др. Возможность использования этих инструментов следует учитывать при разработке структуры собственного распределенного приложения.

Подключение к базам данных серверов SQL осуществляется в основном при помощи клиентского ПО серверов. Помимо этого дополнительно могут использоваться различные технологии доступа к данным, например ADO (ActiveX Data Objects) или ADO.NET. Но при проектировании системы необходимо учитывать, что функционально промежуточные технологии доступа к данным не относятся к уровню хранения данных.

Расширения базовых уровней

Рассмотренные выше уровни архитектуры распределенного приложения являются базовыми. Они формируют структуру создаваемого приложения в целом, но при этом, естественно, не могут обеспечить реализацию любого приложения - предметные области и задачи слишком обширны и многообразны. Для таких случаев архитектура распределенного приложения может быть расширена за счет дополнительных уровней, которые призваны отобразить особенности создаваемого приложения.

Среди прочих можно выделить два наиболее часто применяемых расширения базовых уровней.

Уровень бизнес-интерфейса располагается между уровнем пользовательского интерфейса и уровнем обработки данных. Он скрывает от клиентских приложений детали структуры и реализации бизнес-правил уровня обработки данных, обеспечивая абстрагирование программного кода клиентских приложений от особенностей реализации логики приложения.

В результате разработчики клиентских приложений используют некий набор необходимых функций - аналог интерфейса прикладного программирования (API). Это позволяет сделать клиентское ПО независимым от реализации уровня обработки данных.

Безусловно, при внесении серьезных изменений в систему без глобальных переделок не обойтись, но уровень бизнес-интерфейса позволяет не делать этого без крайней необходимости.

Уровень доступа к данным располагается между уровнем хранения данных и уровнем обработки данных. Он позволяет сделать структуру приложения не зависящей от конкретной технологии хранения данных. В таких случаях программные объекты уровня обработки данных передают запросы и получают ответы при помощи средств выбранной технологии доступа к данным.

При реализации приложений на платформе Windows чаще всего используется технология доступа к данным ADO, так как она обеспечивает универсальный способ доступа к самым разнообразным источникам данных - от серверов SQL до электронных таблиц. Для приложений на платформе.NET служит технология ADO.NET.

В настоящее время все разрабатываемые в коммерческих целях ИС имеют распределенную архитектуру, которая подразумевает использование глобальных и/или локальных сетей.

Исторически первыми получила широкое распространение файл-серверная архитектура, поскольку ее логика проста и перевести на такую архитектуру уже находящиеся в эксплуатации ИС –проще всего. Затем она была трансформирована в архитектуру сервер-клиент, которую можно трактовать как ее логическое продолжение. Современные системы, используемые в глобальной сети INTERNET в основном относятся к архитектуре распределенных объектов (см. Рис. III 15 )


ИС можно представить состоящую из следующих составных частей (Рис. III‑16)

III.03.2. a Файл-серверные приложения.

Это исторически первая распределенная архитектура (Рис. III‑17). Организуется она предельно просто: на сервере находятся только данные, а все остальное относится к клиентской машине. Поскольку локальные сети достаточно дешевы, и в силу того, что при такой архитектуре прикладное ПО автономно, такая архитектура достаточно часто используется и сейчас. Можно сказать, что это вариант клиент-серверной архитектуры, при которой на сервере находятся только файлы данных. Разные персональные компьютеры взаимодействуют только по средствам общего хранилища данных, поэтому программы, написанные в расчете на один компьютер проще всего адаптировать под такую архитектуру.


Плюсы:

Плюсы файл-серверной архитектуры:

Простота организации;

Не противоречит необходимым требованиям к БД к поддержанию целостности и надежности.

Перегрузка сети;

Непредсказуемость реакции на запрос.

Эти недостатки объясняются тем, что любой запрос к БД приводит к перекачке по сети к значительным объемам информации. Например, для выборки из таблиц одной или нескольких строк перекачивается вся таблица на клиентскую машину и уже там СУБД производит выборку. Значительный сетевой трафик особенно чреват при организации удаленного доступа к БД.

III.03.2. b Клиент-серверные приложения.

В данном случае имеет место распределение обязанностей между сервером и клиентом. В зависимости от того, как они разделены различают толстого и тонкого клиента .


В модели «тонкий клиент” вся работа приложения и управление данны­ми выполняются на сервере. Пользовательский интерфейс в этих системах "переселяется" на персональный компьютер, а само программное приложение выполняет функции сервера, т.е. выполняет все процессы приложения и управляет данными. Модель тонкого клиента можно также реализовать там, где клиенты компьютеры или рабочие станции. Сетевые устройства запускают Internet-броузер и пользовательский интерфейс, реализованный внутри системы.

Главный недостаток модели тонкого клиента - большая загруженность сервера и сети. Все вычисления выполняются а сервере, а это может привести к значительному сетевое трафику между клиентом и сервером. В современных компьютерах достаточно вычислительной мощности, но она практически не используется в модель/тонкого клиента банка

Напротив, модель толстого клиента использует вычислительную мощность локальных машин: само приложение помещаются на клиентский компьютер. Примером архитектуры такого типа могут служить системы банкоматов, в которых банкомат является клиентом, а сервер -центральным компьютером, обслуживающим базу данных по расчетам с клиентами

III.03.2. c Двух- и трехуровневые архитектура клиент-сервер.

Все рассмотренные выше архитектуры являются двухуровневыми. В них различается уровень клиента и уровень сервера. Строго говоря, ИС состоит из трех логических уровней:

· Уровень пользователя;

· Уровень приложения:

· Уровень данных.

Поэтому в двухуровневой модели, где задействованы только два уровня, возникает проблема с масштабируемостью и производительностью, если выбрана модель тонкий клиент, либо проблемы связанные с управлением системы, если взята модель толстый клиент. Избежать этих проблем можно, если применять модель, состоящую из трех уровней, где два из них сервера(Рис. III‑21).

Сервер данных

Фактически сервер приложения и сервер данных могут располагаться на одной машине, но выполнять функции друг друга они не могут. Трехуровневая модель хороша тем, что в ней логически разделены выполнение приложения и управление данными.

Таблица III‑5 Применение разных типов архитектур

Архитектура Приложение
Двухуровневая тонкий клиент 1 Наследуемые системы, в которых не целесообразно разделять выполнение приложения и управление данными. 2 Приложения с интенсивными вычислениями, но малыми объемами управления данными. 3 Приложения с большими объемами данных, но малым количеством вычислений.
Двухуровневый толстый клиент 1 Приложения, где пользователю требуется интенсивная обработка данных, то есть визуализация данных. 2 Приложения с относительно постоянным набором функций пользователя, применяемых к среде с хорошо отлаженным системным управлением.
Трехуровневый сервер-клиент 1 Большие приложения с сотами и тысячами клиентов 2 Приложения, в которых часто меняются и данные и методы их обработки. 3 Приложения, в которых выполняются интеграции данных из многих источников.

Такая модель подходит многим типам приложений, но ограничивает разработчиков ИС, которые должна решать, где предоставить сервисы, обеспечивать поддержку масштабируемости, разрабатывать средства для подключения новых клиентов.

III.03.2. d Архитектура распределенных объектов.

Более общий подход обеспечивает архитектура распределенных объектов, основными компонентами которой являются объекты. Они предоставляют набор услуг через свои интерфейсы. Другие объекты посылают запросы, при этом не делается различий между клиентом и сервером. Объекты могут располагаться на разных компьютерах в сети и взаимодействовать по средствам промежуточного ПО, по аналогии системной шины, которая позволяет подключать различные устройства и поддерживать взаимодействие между аппаратными устройствами.

Диспетчер драйвер ODBC
Драйвер 1
Драйвер К
БД 1
БД К
Работа с SQL

Архитектура ODBC включает компоненты:

1. Приложение (например, ИС). Оно выполняет задачи: запрашивает соединение с источником данных, посылает SQL – запросы к источнику данных, описывает область хранения и формат для SQL – запросов, обрабатывает ошибки и оповещает о них пользователя, осуществляет фиксацию или откат транзакций, запрашивает соединение с источником данных.

2. Диспетчер устройств. Он загружает драйвера по требованию приложений, предлагает единый интерфейс всем приложениям, причем интерфейс администратора ODBC одинаков и независим то того, с какой СУБД приложение будет взаимодействовать. Диспетчер драйверов, поставляемый Microsoft, является динамически загружаемой библиотекой DLL.

3. Драйвер зависит от СУБД. Драйвер ODBC – это динамическая библиотека DLL, которая реализует функции ODBC и взаимодействует с источником данных. Драйвер – это программа, которая обрабатывает запрос какой-то функции специфично для СУБД (может модифицировать запросы в соответствии с СУБД) и возвращает результат приложению. Каждая СУБД, поддерживающая технологию ODBC, должна предоставить разработчикам приложений драйвер для этой СУБД.

4. Источник данных содержит управляющую информацию, задаваемую пользователем, информацию об источнике данных и используется для доступа к конкретной СУБД. При этом используются средства ОС и сетевой платформы.

Динамическая модель

Эта модель предполагает много аспектов, для представления которых на языке UML используется как минимум 5 диаграмм см. пп. 2.04.2- 2.04.5.

Рассмотрим аспект управления. Модель управления дополняет структурные модели.

Каким бы образом не была описана структура системы, она состоит из набора структурных единиц (функций или объектов). Чтобы они функционировали как единое целое, ими надо управлять, а информация по управлению отсутствует в статических диаграммах. В моделях управления проектируется поток управления между системами.

Можно выделить два основных типа управления в программных системах.

1. Централизованное управление.

2. Управление, основанное на событиях.

Централизованное управление может быть:

· Иерархическим - по принципу «вызов-возврат» (именно так чаще всего работает учебные программы)

· Модель диспетчера , которая применяется для параллельных систем.

В модели диспетчера предполагается, что один из компонентов системы – диспетчер. Он управляет как запуском, так и завершением систем и координацией остальных процессов системы. Процессы могут работать параллельно друг другу. Под процессом понимается программа, подсистема или процедура, которая работает на данный момент. Эта модель может применяться также в последовательных системах, где управляющая программа вызывает отдельные подсистемы в зависимости от каких-то переменных состояния (через оператор case ).

Управление событиями предполагает отсутствие какой-либо подпрограммы ответственной за управление. Управление осуществляется внешними событиями: нажатие клавиши мыши, нажатие клавиатуры, изменения показания датчиков, изменения показания таймера ит.д. Каждое внешнее событие кодируется и помещается в очередь событий. Если реакция на событие в очереди предусмотрена, то вызывается та процедура (подпрограмма), которая и осуществляет реакцию на это событие. События, на которые реагирует система, могут происходить либо в других подсистемах, либо во внешнем окружении системы.

Примером такого управления является организация приложений в ОС Windows.

Все описанные ранее структурной модели можно реализовать с помощью централизованного управления или управления, основанного на событиях.

Пользовательский интерфейс

При разработки модели интерфейса следует учитывать не только задачи проектируемого ПО, но и особенности мозга, связанные с восприятием информации.

III.03.4. a Психофизические особенности человека, связанные с восприятием и обработкой информации.

Часть мозга, которую условно можно назвать процессором восприятия, постоянно, без участия сознания, перерабатывает поступающую информацию, сравнивает ее с прошлым опытом и помещает ее в хранилище.

Когда зрительный образ привлекает наше внимание, тогда интересующая нас информация поступает краткосрочную память. Если же наше внимание не было привлечено, то информация в хранилище пропадает, замещаясь следующими порциями.

В каждый момент времени фокус внимания может фиксироваться в одной точке, поэтому если возникает необходимость одновременного отслеживания нескольких ситуаций, то фокус перемещается с одного отслеживаемого объекта на другой. При этом внимание рассредоточивается, и какие-то детали могут быть упущены. Существенно и то, что восприятие во многом основано на мотивации.

При смене кадра мозг на некоторое время блокируется: он осваивает новую картинку, выделяя наиболее существенные детали. Это значит, что если необходима быстрая реакция пользователя, то резко менять картинки не стоит.

Краткосрочная память - самое узкое место в системе обработки информации человека. Ее емкость равна 7±2 несвязанных объекта. Невостребованная информация хранится в ней не более 30 секунд. Чтобы не забыть какую-нибудь важную для нас информацию, мы обычно повторяем ее про себя, обновляя информацию в краткосрочной памяти. Таким образом, при проектировании интерфейсов следует иметь в виду, что подавляющему большинству сложно, например, запомнить и ввести на другом экране числа, содержащие более пяти цифр.

Несмотря на то, что емкость и время хранения долгосрочной памяти неограниченны, доступ к информации весьма непрост. Механизм извлечения информации из долгосрочной памяти имеет ассоциативный характер. Для улучшения запоминания информации ее привязывают тем данным, которые память уже хранит и позволяет легко получить. Поскольку доступ к долгосрочной памяти затруднен, целесообразно рассчитывать не на то, что пользователь вспомнит информацию, а на то, что пользователь узнает ее.

III.03.4. b Основные критерии оценки интерфейсов

Многочисленные опросы и обследования, проводимые ведущими фирмами по разработке программного обеспечения, показали, что пользователи ценят в интерфейсе:

1)простоту освоения и запоминания - конкретно оценивают время освоения и продолжительность сохранения информации и памяти;

2)скорость достижения результатов при использовании системы, которая определяется количеством вводимых или выбираемых мышью команд и настроек;

3)субъективную удовлетворенность при эксплуатации системы (удобство работы, утомляемость и т. д.).

Причем для пользователей-профессионалов, постоянно работающих с одним и тем же пакетом, на первое место достаточно быстро выходят второй и третий критерии, а для пользователей-непрофессионалов, работающих с программным обеспечением периодически и выполняющих сравнительно несложные задачи - первый и третий.

С этой точки зрения на сегодняшний день наилучшими характеристиками для пользователей-профессионалов обладают интерфейсы со свободной навигацией, а для пользователей-непрофессионалов - интерфейсы прямого манипулирования. Давно замечено, что при выполнении операции копирования файлов при прочих равных условиях большинство профессионалов используют оболочки типа Far, а непрофессионалы - «перетаскивание объектов» Windows.

III.03.4. c Типы интерфейсов пользователя

Различают следующие типы пользовательских интерфейсов:

Примитивные

Со свободной навигацией

Прямого манипулирования.

Интерфейс примитивный

Примитивным называется интерфейс, который организует взаимодействие с пользователем и используется в консольном режиме. Единственное отклонение от последовательного процесса, который обеспечивается данными, заключается в организации цикла для обработки нескольких наборов данных.

Интерфейс Меню.

В отличие от примитивного интерфейса, позволяет пользователю выбирать операцию из специального списка, выводимого ему программой. Эти интерфейсы предполагают реализацию множества сценариев работы, последовательность действий в которых определяется пользователями. Древовидная организация меню предполагает, что поиск пункта более чем двух уровневого меню оказывается довольно сложной задачей.

Гетерогенные мультикомпьютерные системы

Наибольшее число существующих в настоящее время распределенных систем построено по схеме гетерогенных мультикомпьютерных. Это означает, что компьютеры, являющиеся частями этой системы, могут быть крайне разнообразны, например, по типу процессора, размеру памяти и производительности каналов ввода-вывода. На практике роль некоторых из этих компьютеров могут исполнять высокопроизводительные параллельные системы, например мультипроцессорные или гомогенные мультикомпьютерные.

Соединяющая их сеть также может быть сильно неоднородной.

Примером гетерогенности является создание крупных мультикомпьютерных систем с использованием существующих сетей и каналов. Так, например, не является чем-то необычным существование университетских распределенных систем, состоящих из локальных сетей различных факультетов, соединенных между собой высокоскоростными каналами. В глобальных системах различные станции могут, в свою очередь, соединяться общедоступными сетями, например сетевыми службами, предлагаемыми коммерческими операторами связи, например SMDS или Frame relay .

В отличие от систем, обсуждавшихся в предыдущих пунктах, многие крупномасштабные гетерогенные мультикомпьютерные системы нуждаются в глобальном подходе. Это означает, что приложение не может предполагать, что ему постоянно будет доступна определенная производительность или определенные службы.

Переходя к вопросам масштабирования, присущим гетерогенным системам, и учитывая необходимость глобального подхода, присущую большинству из них, заметим, что создание приложений для гетерогенных мультикомпьютерных систем требует специализированного программного обеспечения. С этой проблемой распределенные системы справляются. Чтобы у разработчиков приложений не возникало необходимости волноваться об используемом аппаратном обеспечении, распределенные системы предоставляют программную оболочку, которая защищает приложения от того, что происходит на аппаратном уровне (то есть они обеспечивают прозрачность).

Наиболее ранней и фундаментальной распределенной архитектурой является «клиент-сервер», в которой одна из сторон (клиент) инициирует обмен данными, посылая запрос другой стороне (серверу). Сервер обрабатывает запрос и при необходимости посылает ответ клиенту (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Модель взаимодействия клиент сервер

Взаимодействие в рамках модели клиент сервер может быть как синхронным, когда клиент ожидает завершения обработки своего запроса сервером, так и асинхронным, при котором клиент посылает серверу запрос и продолжает свое выполнение без ожидания ответа сервера. Модель клиента и сервера может использоваться как основа описания различных взаимодействий. Рассмотрим взаимодействие составных частей программного обеспечения, образующего распределенную систему.



Рис. 2.8. Логические уровни приложения

Рассмотрим некое типичное приложение, которое в соответствии с современными представлениями может быть разделено на следующие логические уровни (рис. 2.8): пользовательский интерфейс (ИП), логика приложения (ЛП) и доступ к данным (ДД), работающий с базой данных (БД). Пользователь системы взаимодействует с ней через интерфейс пользователя, база данных хранит данные, описывающие предметную область приложения, а уровень логики приложения реализует все алгоритмы, относящиеся к предметной области.

Поскольку на практике разных пользователей системы обычно интересует доступ к одним и тем же данным, наиболее простым разнесением функций такой системы между несколькими компьютерами будет разделение логических уровней приложения между одной серверной частью приложения, отвечающим за доступ к данным, и находящимися на нескольких компьютерах клиентскими частями, реализующими интерфейс пользователя. Логика приложения может быть отнесена к серверу, клиентам, или разделена между ними (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Двухзвенная архитектура

Архитектуру построенных по такому принципу приложений называют клиент серверной или двухзвенной . На практике подобные системы часто не относят к классу распределенных, но формально они могут считаться простейшими представителями распределенных систем.

Развитием архитектуры клиент-сервер является трехзвенная архитектура , в которой интерфейс пользователя, логика приложения и доступ к данным выделены в самостоятельные составляющие системы, которые могут работать на независимых компьютерах (рис 2.10).

Рис. 2.10. Трехзвенная архитектура

Запрос пользователя в подобных системах последовательно обрабатывается клиентской частью системы, сервером логики приложения и сервером баз данных. Однако обычно под распределенной системой понимают системы с более сложной архитектурой, чем трехзвенная.

Рис. 2.11. Распределенная система розничных продаж

Применительно к приложениям автоматизации деятельности предприятия, распределенными обычно называют системы с логикой приложения, распределенной между несколькими компонентами системы, каждая из которых может выполняться на отдельном компьютере. Например, реализация логики приложения системы розничных продаж должна использовать запросы к логике приложения третьих фирм, таких как поставщики товаров, системы электронных платежей или банки, предоставляющие потребительские кредиты (рис. 2.11).

В качестве другого примера распределенной системы можно привести сети прямого обмена данными между клиентами (peer-to-peer networks) . Если предыдущий пример имел "древовидную" архитектуру, то сети прямого обмена организованы более сложным образом, рис 2.12. Подобные системы являются в настоящий момент, вероятно, одними из крупнейших существующих распределенных систем, объединяющие миллионы компьютеров.

Рис. 2.12. Система прямого обмена данными между клиентами

Распределенные АИС стали в настоящее время обыденной реальностью. В многочисленных корпоративных АИС используются распределенные базы данных. Отработаны методы распределения данных и управления распределенными данными, архитектурные подходы, обеспечивающие масштабируемость систем, реализующие принципы многозвенной архитектуры «клиент-сервер», а также архитектуры промежуточного слоя.

Начинают применяться на практике мобильные архитектуры. Это относится как к системам баз данных, так и к приложениям Web.

Возрождается подход к построению распределенных систем, основанный на одноранговой архитектуре (Peer-to-Peer), при котором, в отличие от доминирующей сегодня в распределенных системах архитектуры «клиент-сервер», роли взаимодействующих сторон в сети не фиксируются. Они назначаются в зависимости от ситуации в сети, от загруженности ее узлов.

В связи с интенсивным развитием коммуникационных технологий активно развиваются мобильные АИС. Разработаны технические средства и программное обеспечение для их создания. Благодаря этому стали развиваться мобильные системы баз данных. Многие научные коллективы проводят исследования специфических особенностей таких систем, создают разнообразные их прототипы. Важным инструментом для разработки мобильного программного обеспечения стали технологии Java.

Создан стандарт протокола беспроводного доступа приложений в Web (Wireless Application Protocol - WAP), который уже поддерживается некоторыми моделями сотовых телефонов. На основе WAP и языка XML консорциум W3C разработал язык разметки для беспроводных коммуникаций WML (Wireless Markup Language).

В разработках АИС больше внимания стали уделять метаданным. Здесь предпринимаются шаги в двух направлениях - стандартизация представления метаданных и обеспечение их поддержки в системе.

В АИС используются разнообразные способы и средства представления метаданных (различного рода репозитории метаданных). Отсутствие унификации в этой области значительно осложняет решение проблем мобильности приложений, повторного использования и интеграции информационных ресурсов и информационных технологий, а также реинжиниринга АИС.

Для преодоления указанных трудностей активно ведутся разработки стандартов метаданных, ориентированных на различные информационные технологии. В этой области уже существует ряд международных, национальных и индустриальных стандартов, определяющих представление метаданных и обмен метаданными в АИС. Некоторые из них уже приобрели статус стандартов де-факто. Ограничимся здесь упоминанием лишь наиболее значимых из них.

Вероятно, первым стандартом де-факто этой категории был язык описания данных CODASYL для баз данных сетевой структуры. Из более поздних стандартов следует назвать: стандарт языка запросов SQL для реляционных баз данных, содержащий определение так называемой информационной схемы - совокупности представлений схем реляционных баз данных; компонент стандарта объектных баз данных ODMG, описывающий интерфейсы репозитория объектных схем; международный стандарт IRDS (Information Resource Dictionary Systems), описывающий системы для создания и поддержки справочников информационных ресурсов организации.

Далее следует упомянуть разработанный консорциумом OMG стандарт CWM (Common Warehouse Metamodel) представления метаданных хранилищ данных, основанный на ранее созданном для более широких целей стандарте OIM (Open Information Model) консорциума MDC (Meta Data Coalition).

Новая технологическая платформа XML для Web также включает стандарты представления метаданных. Поддержка метаданных - это одно из важнейших нововведений Web, радикальным образом изменяющее технологии управления его информационными ресурсами. В то время как в технологиях баз данных поддержка метаданных была изначально необходимой, в Web первого поколения метаданные не поддерживались.

К числу стандартов метаданных Web относится подмножество языка XML, используемое для описания логической структуры XML-документов некоторого типа. Это описание называется DTD (Document Type Definition). Кроме того, платформа XML включает стандарт XML Schema, предлагающий более развитые возможности для описания XML-документов. Стандарт RDF (Resource Definition Framework) определяет простой язык представления знаний для описания содержимого XML-документов. Наконец, разрабатываемый стандарт OWL (Ontology Web Language) определяет формальный язык описания онтологии, предназначенный для семантического Web.

Стандарт языка UML (Unified Modeling Language), обеспечивающий представление метаданных инструментов CASE для визуального объектного анализа и проектирования, разработан консорциумом OMG. Этот язык поддерживается во многих программных продуктах CASE. Консорциум OMG создал также стандарт XMI (XML Metadata Interchange) для обмена метаданными между инструментами CASE, использующими язык UML.

Следует упомянуть здесь также стандарт Дублинского ядра (Dublin Core - DC) - набора элементов метаданных для описания содержания документов различной природы. Этот стандарт быстро приобрел популярность и нашел, в частности, широкое применение в среде Web (см. разд. 3.3).

Работы по развитию существующих и созданию новых стандартов представления метаданных для АИС продолжаются. Более подробные сведения о рассматриваемых стандартах можно найти в энциклопедии.

Поделиться