AMD Radeon HD 6870M (или ATI Mobility Radeon HD 6870) - это мобильная видеокарта high-end класса с поддержкой DirectX 11. По сути, это тот же адаптер ATI Mobility Radeon HD 5870 с более медленной частотой ядра. Таким образом, производительность примерно такая же, как и в устаревших картах (до сих пор поддерживается UVD2 и первичная технология Eyefinity).
Интерфейс памяти ATI Mobility Radeon HD 6870 состоит из двух 64-битных контроллеров, которые ведут к 128-битной шине памяти, которая может получить доступ к 1024 Мб видеопамяти DDR3 или GDDR5 (512 Мб GDDR3). Если ноутбуком используется память (G)DDR3, то производительность будет не так хороша как с GDDR5.
HD 6870M использует 800 MADD-ядер (так называемых потоковых процессоров), которые сгруппированы в 160 пятимерных групп. Ядра аппаратно поддерживают все функции DirectX 11 (тесселяция, рендеринг прозрачных и полупрозрачных объектов, пост-обработка, прорисовка теней, HDR-текстуры). Кроме того, на чипе можно обнаружить 16 блоков ROP, 40 блоков TMU и 40 TAU-блоков. В итоге, 1040 Mio-транзисторов предлагают теоретическую мощность вычислений до 1.08 TFLOPS (к примеру, у ATI Mobility Radeon HD 5870 это значение равно 1.12 TFLOPS). К слову, 1 TFLOPS - это 1012 операций с плавающей запятой в секунду.
Для выполнения общих вычислений графическая карта использует ATI Stream, OpenCL и DirectCompute 11.
Игровая производительность графического процессора примерно такая же, как и у HD 5870 , то есть вполне приемлема для современных игр (2010 года). Во все игры, кроме Metro 2033 и Crysis, можно играть при большом разрешении на высоких настройках.
Серия 6800M
карт Mobility Radeon HD
оснащается устаревшим видеопроцессором UVD2, который служит для декодирования HD-видео с помощью графического адаптера. Он работает только с VC-1, H.264 и MPEG-2, но, в отличие от UVD3 (используется в 6900M-серии), не поддерживает DivX. С появлением Flash 10.1, карты 6800M-серии стали помогать в ускорении Flash HD видео (например, YouTube).
Так же, как и Radeon HD 5870, адаптер 6870M может передавать HD аудио форматы (например, Dolby True HD и DTS HD Master Audio) к HDMI 1.3a (8 каналов и 192 кГц / 24 бит).
6870M , по-прежнему, поддерживает первое поколение технологии Eyefinity (а не улучшенную Eyefinity +), благодаря которой можно подключать к графической карте до 6 мониторов одновременно (если только ноутбук оснащен достаточным количеством интерфейсов DisplayPorts). Из-за большого энергопотребления Mobility Radeon HD 6870M устанавливается в большие ноутбуки с хорошей (по всей видимости, громкой) системой охлаждения.
Если сравнивать адаптер с картами для настольных ПК, Mobility Radeon HD 6870M по производительности находится между Radeon HD 5750 и 5770 .
Производитель: | AMD |
Серия: | Radeon HD 6870M 800@675MHz |
Код: | Granville-PRO |
Потоки: | 800 - unified |
Тактовая частота: | 675 MHz* МГц |
Частота шейдеров: | 675 MHz* МГц |
Частота памяти: | 1000* МГц |
Разрядность шины памяти: | 128 Бит |
Тип памяти: | DDR3, GDDR3, GDDR5 |
Максимум памяти: | 1024 Мб |
Общая память: | нет |
DirectX: | DirectX 11, Shader 5.0 |
Транзисторов: | 1040 млн |
Технология: | 40 нм |
Дополнительно: | Eyefinity (up to 6 displays), HD Audio (Dolby True HD, DTS HD), HDMI 1.3a, Avivo HD (UVD2.2) |
Размер ноутбука: | большой |
Дата выхода: | 04.01.2011 |
* Указанные тактовые частоты могут быть изменены производителем
«…Производительность Radeon HD 6870 полностью соответствует цене в 8500 рублей. Карточка удачно вписалась между HD 5870 и разогнанными версиями GTX 460, а в некоторых случаях даже работает на уровне более дорогой GTX 470. Если вы готовы потратить на видео
Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/
Железный цех
В октябре 2009-го мы — AMD Radeon HD 5870 . Спустя полгода NVIDIA выпустила ответ - GTX 480 и GTX 470 , . Сегодня борьба выходит на новый уровень: в продаже появилась свежая серия видеокарт AMD - Radeon HD 6000 . На данный момент в линейке всего две платы - HD 6850 и HD 6870 , и на тестах у нас старшая версия.
Перечитать
Слухи о появлении новой серии появились задолго до официального релиза. Естественно, все думали, что AMD готовит чип, который сможет обогнать GTX 480. Оказалось не совсем так. «Новой» серию можно назвать с большой натяжкой. Видеокарты основаны на доработанной версии старых процессоров Cypress и позиционируются как mid-end решения. Так что никаких fps-рекордов.
В Radeon HD 6870 установлен кристалл Barts, точная копия знакомого нам Cypress с HD 5870. Как ни странно, но процессор оказался урезанным: по сравнению с предшественником, Barts «не хватает» 450 млн транзисторов. А это значит, что снизилось количество кластеров SIMD - на новом кристалле их всего 14 штук вместо 20. Отсюда потери в численности потоковых процессоров (на Barts их 1120 против 1600) и текстурных блоков (56 вместо 80).
AMD компенсировала потери просто: частота работы процессора выросла с 850 до 900 МГц. Плюс карту оснастили «взрослой» шиной на 256 бит и 1 Гб памяти GDDR5 частотой 4200 МГц. Не затронули и блоки растеризации - на месте все 32 ROP.
Свежесть
Есть в Barts и ряд усовершенствований. Для начала о тесселяции. Тут у AMD сразу две новости. Первая: движки тесселяции работают в два раза быстрее. Вторая: с настройками надо быть аккуратнее. Как поясняет AMD, при экстремальных уровнях тесселяции модель бьется на такое количество полигонов, что на экране треугольник занимает не больше одного пикселя. В таком случае начинают буксовать блоки растеризации. Для них оптимальный режим работы - 16 пикселей на полигон, иначе они простаивают. Плюс такие маленькие частицы приходится рендерить по несколько раз, что также снижает производительность. Вывод, правда, безрадостный, более качественной картинки мы не увидим, новые полигоны не разглядеть.
Следующее улучшение касается антиалиазинга. В AMD увеличили скорость его работы, а также ввели новый режим Morphological AA. Суть его в том, что углы сглаживаются уже после того, как кадр прошел рендеринг. При этом ориентиром для постобработки служат не края полигонов или альфа-текстуры, а резкие, контрастные переходы. Таким образом, антиалиазинг применяется не выборочно, а ко всей картинке сразу. Плюс такого подхода - шейдер работает не с геометрией, а с уже готовой сценой, фактически с графическим файлом, поэтому производительность по сравнению с традиционным мультисемплингом (MSAA) возрастает в разы. Минус - при низком разрешении экрана картинка получается замыленной.
Доработали в AMD и анизотропную фильтрацию: теперь ее качество и производительность не зависят от угла поворота объекта. Дополнительно обновили и блок ускорения декодирования видео - UVD3. Помимо форматов VС-1 и H.264, его научили работать с MPEG-2 (DVD), MVC и MPEG-4 (DivX, xVid).
Розовые очки
Ну и самое главное для нас, игроков: видеокарты AMD теперь работают с 3D Stereo. AMD называют эту функцию HD3D , и она кардинально отличается от того, что предлагает NVIDIA. Вместо того, чтобы разрабатывать собственные технологии и запускать в продажу новое железо, AMD воспользовалась помощью партнеров.
Для начала она нашла разработчиков специального ПО, которое будет переводить фотографии, видео и игры в стереоизображение. В числе избранных оказались фирмы iZ3D и DDD - им открыли доступ к исходным кодам драйверов Catalyst . Затем AMD подписала договор с производителями мониторов и очков. Так что если вы захотите опробовать HD3D, то дисплей нужно будет покупать у LG , Samsung , CMI или ViewSonic , а очки у XpanD , RealD и Bit Cauldron . И ведь, что самое забавное, набор из программы и активных очков должен обойтись дешевле аналогичного предложения от NVIDIA. А главное, поддержка стереоизображения не закладывается в стоимость видеокарты, за лишний функционал переплачивать не придется.
На столе
Radeon HD 6870 на тесты прислала сама AMD, так что рассказывать будем о референсном варианте. От предшественника видеокарта отличается размером (на 3 см короче) и внешним видом. Кожух системы охлаждения стал более угловатым, исчезла красная полоса и «выхлопные отверстия» на заднем торце видеокарты.
Плата охлаждается по принципу турбины: 75-мм вентилятор затягивает воздух под кожух, прогоняет его по карте и выкидывает за пределы компьютерного корпуса. На самом кристалле стоит алюминиевый радиатор, набранный 30 пластинами и пронизанный тремя медными теплопроводными трубками. Во время нагрузки карточка потребляет всего 151 Вт (на 37 Вт меньше, чем HD 5870). В 2D-режиме HD 6870 требует 19 Вт. Питание обеспечивается двумя 6-pin вилками. Благодаря низкому тепловыделению для выброса горячего воздуха хватает половины слота на панели ввода/вывода, все остальное пространство занимают новые видеоразъемы.
По умолчанию Radeon HD 6870 оснащается двумя DVI, одним HDMI 1.4a и парой mini-DisplayPort 1.2. За всеми этими цифрами скрывается куча интересных технологий. В DisplayPort 1.2, например, увеличилась пропускная способность. Теперь к одному разъему можно подключить сразу два монитора. Для этого понадобится либо специальный разветвитель, либо дисплей с входом и выходом для DisplayPort. Плюс в версии 1.2 появилась поддержка Blu-ray 3D и вывод звука в качестве Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio.
Новая версия HDMI также научилась играть Blu-ray 3D и, более того, выводить стереокартинку на 3D-телевизоры. Правда, последняя функция скорее для галочки. Производители телевизоров до сих пор не пришли к единой спецификации стереоизображения, так что стопроцентной гарантии совместимости никто не дает.
Что в имени тебе моем? | |
Radeon HD 6000 - далеко не первый случай, когда старая архитектура выпускается под новым названием. Такую схему в свое время опробовала NVIDIA, когда выпустила доработанные GeForce 8000 под видом новой серии GeForce 9000 , а старшие версии потом вообще переименовала в GTS 250 . Зачем это нужно? Ответ простой - привлечь внимание прессы и покупателей. Ну серьезно, новые видеокарты можно было назвать Radeon HD 5860 и HD 5840. Но при таком раскладе AMD не удалось бы привлечь и десятой доли того внимания, которое сейчас уделяется новым картам. Но и горевать о погибшей линейке не стоит. Совсем скоро AMD официально объявит данные по Radeon HD 6950 , 6970 и 6990 . Вот это уже будет настоящий топ, на совершенно новом процессоре под названием Cayman . |
Тестируем
Подобрать конкурентов для новой видеокарты оказалось непросто. На момент сдачи журнала плата еще не появилась в продаже, так что ориентироваться пришлось на рекомендованную AMD цену в 8000-8500 рублей. А это значит, что HD 6870 стоит дешевле HD 5870, но дороже HD 5850. Плюс она попадает в ценовую категорию GTX 460 1 Гб и ее разогнанных версий. За эти же деньги продается и GTX 465, а еще чуть дороже, где-то за 10 500 рублей, можно купить GTX 470. Немного подумав, мы решили взять все видеокарты разом и сравнить результаты.
Для этого мы собрали мощный тестовый стенд на основе материнской платы Foxconn Renaissance , установили на нее Intel Core i7-920 и добавили 6 Гб оперативной памяти, набранной тремя планками Kingston HyperX DDR3-1666 . К сожалению, список тестов получился коротким. Так как мы тестировали Radeon HD 6870 с бета-версией драйверов, нам не удалось запустить бенчмарк Colin McRae DiRT 2 . Так что производительность DX11 мы оценивали только в Aliens vs. Predator и синтетике Unigine Heaven Benchmark 2.0 . А вот с проектами на DX10 проблем не возникло. Стандартные Resident Evil 5 и Devil May Cry 4 - на месте. Общую оценку производительности мы проводили с помощью 3DMark Vantage.
Баланс
Синтетический тест от Futuremark очень точно определил положение HD 6870: до уровня HD 5870 не дотягивает 13%, работает чуть медленнее GTX 470, обгоняет GTX 460 и GTX 465. В Unigine Heaven Benchmark 2.0, оценивающим производительность в DX11, хорошо видна работа, проделанная AMD над движками тесселяции. В синтетическом тесте Radeon HD 6870 обгоняет более дорогую HD 5870, но по-прежнему отстает ото всех конкурентов из стана NVIDIA.
В реальных игровых приложениях картина сохраняется. Radeon HD 6870 уверенно обгоняет не только HD 5850 и GTX 460, 465, но еще и GTX 470. С DX11 такого превосходства не получается: GTX 470 быстрее на 19%, что вполне логично.
* * *
Производительность Radeon HD 6870 полностью соответствует цене в 8500 рублей. Карточка удачно вписалась между HD 5870 и разогнанными версиями GTX 460, а в некоторых случаях даже работает на уровне более дорогой GTX 470. Если вы готовы потратить на видеокарту 8500 рублей, то Radeon HD 6870 - правильный выбор, конкурентов у нее нет.
Таблица 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Sapphire Radeon HD 6870 Vapor X 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
Sapphire Radeon HD 6870 Toxic 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
Sapphire Radeon HD 6870 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E Sapphire Radeon HD 6850 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E
Сегодня - 68-я серия, да, именно она и ни цента больше. 68-я серия чего? - Радеонов, конечно. При этом 6870 в 3 раза больше, чем 6850. Итог? - Четыре ускорителя Radeon HD 68xx покажут вам все, на что они способны.
Кстати, видите картинку выше? Это очень красивая страна, она же целый остров. А может, и не остров, а что-то более масштабное. Короче, надо угадать, что за страна, и понять, какое отношение она имеет к теме сегодняшних изысканий. То бишь к компании Sapphire, продукты которой мы будем отдельно изучать уже в 21-й раз.
Кто первым ответит на данный вопрос и пришлет его на мой мейл, тот получит подарок. Повторю: какая связь между страной, кусочек которой показан на снимке выше, и компанией Sapphire. Вопрос очень сложный и рассчитан на старожилов, которые помнят прежние IT-ресурсы и их представителей, поэтому только очень немногие смогут на него ответить. Сразу дам подсказку: речь не идет об офисах или производстве.
А мы продолжаем многосерийное рассмотрение продуктов компании Sapphire, которые, как известно, базируются на многоликом и очень часто меняющемся семействе Radeon.
Итак, Radeon HD 68xx в четырех вариациях, воспитанных Sapphire…
Платы
| |
| |
| |
|
Sapphire Radeon HD 6870 Vapor X 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Карта имеет 1024 МБ памяти GDDR5 SDRAM, размещенной в восьми микросхемах на лицевой сторонe PCB. Есть смысл сказать, что все карты требуют дополнительного питания, причем 6870 - двумя 6-контактными разъемами. Что касается 6850 - там нужно подключить внешнее питание только к одному 6-контактному разъему. О системах охлаждения.
Мы провели исследование температурного режима с помощью утилиты MSI Afterburner (автор А. Николайчук AKA Unwinder) и получили следующие результаты:
Исследования очень наглядно нам показали, насколько более эффективны СО, произведенные компанией Sapphire или ею же где-то заказанные, по сравнению с эталонным кулером. В трех картах, где стоят уникальные СО, нагрев ядра не превышает 66 градусов, когда как у 6870, ииеющего референс-кулер, нагрев достиг 80 и больше градусов, хотя и это не критично для такого рода карт. Теперь о комплектации. Базовый комплект поставки должен включать в себя: руководство пользователя, диск с драйверами и утилитами и мост CrossFire.
На очереди рассмотрение упаковок.
Установка и драйверыКонфигурация тестового стенда:
VSync отключен. Результаты тестов: сравнение производительностиВ качестве инструментария мы использовали:
Читатели, которые хорошо разбираются в 3D-видеокартах, смогут сделать выводы самостоятельно, посмотрев на результаты, представленные на диаграммах далее. А для новичков и тех, кто только-только занялся вопросом выбора видеокарты, мы сделаем некоторые пояснения. Есть смысл ознакомиться с нашими краткими справочниками по семействам современных видеокарт и процессоров, на основе которых они выпускаются. Следует отметить частоты работы, поддержку современных технологий (шейдеры), а также конвейерную архитектуру. Теперь посмотрим на тесты. Из четырех рассмотренных нами карт только одна имела повышенные частоты работы: Sapphire Radeon HD 6870 Toxic 1024 МБ 256-битной GDDR5 PCI-E. Исследования показали, что производительность карты получилась такой, что она попала практически в середину между 6870 (на штатных частотах) и 6950. Учитывая, что на приведенных ниже диаграммах и так уже очень много данных, мы не стали загромождать их показателями 6870 Toxic, поскольку любой человек сможет легко представить скорость работы карты в том или ином приложении, мысленно взяв среднее арифметическое показателей 6870 и 6950. Ну а что вы хотели? - Ведь и при просмотре сериалов люди думают: сколько колен родилось, или какова степень родства у героини с ее потенциальным женихом…
|
Познакомимся с Radeon HD 6850 и 6870 поближе
Множество слухов было по поводу характеристик карточек, основанных на графическом ядре Barts, каких только безумных версий не выдвигалось. Теперь же, пришло время познать истину. Посмотрим на табличку, камрады, столь аккуратно составленную Гилбертом:
Спецификации | Radeon HD 5770 | Radeon HD 5850 | Radeon HD 6850 | Radeon HD 6870 |
Графическое ядро |
Juniper XT | Cypress Pro | Barts Pro | Barts XT |
Тех.процесс изготовления |
40нм | 40нм | 40нм | 40нм |
Частота графического ядра |
850 МГц | 725 МГц | 775 МГц | 900 МГц |
Количество потоковых процессоров |
800 | 1440 | 960 | 1120 |
Частота памяти |
4800 МГц | 4000 МГц | 4000 МГц | 4200 МГц |
Разрядность памяти |
128-бит | 256-бит | 256-бит | 256-бит |
Объём набортной памяти |
1 ГБ GDDR5 | 1 ГБ GDDR5 | 1 ГБ GDDR5 | 1 ГБ GDDR5 |
Энергопотребление |
108 ватт | 151 ватт | ~ 127 ватт | >150 ватт |
Производительность |
- | - | Быстрее 5830 | Быстрее 5850 |
Обе карточки поддерживают все "фичи" DX11 (а как же иначе?), их графические чипы состоят из 1.7 миллиардов транзисторов. Из важных характеристик, не указанных в таблице, стоит отметить для 6850 (конкурент 768МБ версии GTX460): 12 SIMD блоков, 48 текстурных юнитов, 32 ROPа и энергопотребление в простое ~19 ватт. Производительность решения - 1.5 TFLOPS. Как видно - 5770 далеко позади, как и должно быть.
HD 6870, в свою очередь,обладает 14 SIMD блоками, 56 текстурными юнитами, 32 ROPам. Его задача - показать что к чему GTX460 с 1ГБ памяти. Энергопотребление в простое составляет ~19 ватт, производительность (по которой новинка занимает место между 5850 и 5870) - 2 TFLOPS.
Многие "фичи" карточки унаследовали от предшественников, но появилось кое-что новенькое, например видеовыход DisplayPort версии 1.2 и HDMI 1.4а. Добавили поддержку технологий HD3D и UVD3 и новый метод антиалиасинга, названный Morphological AA. Прибавьте к этому улучшенную анизотропную фильтрацию и повышенную (~ в 2 раза, по сравнению с карточками 5000 серии) производительность с тесселяцией.
А теперь можно полюбоваться на ядро новинки:
Что такое HD3D и UVD3 ?
AMD HD3D - аналог технологии 3D Vision, позволяет играть в 3D игры, смотреть 3Д БлуРэй видео и т.п. Всё это с помощью специальных очков. По мнению Гуру3Д эта технология пока что, реализована сыро - для просмотра видео в 3Д обязательным требованияем является наличие тех самых спец.очков, графической карты, 3D телевизора или монитора и HDMI 1.4а кабеля + софта, без которого всё это бесполезно. В играх дело ещё хуже - пока не существует kit"ов (наборов для разработчиков, для реализации 3Д в играх) и поддержки этой "фичи" в настройках драйвера Catalyst, иными словами придётся пользоваться сторонними решениями, а не от AMD, а это - лишние траты и заморочки. В качестве примера, автор статьи-оригинала, рассказывает о софте от компании DDD (Dynamic Digital Depth), что стоит 50 баксов (но пока что - 25, видимо скидки) и позволяет играть в игры в 3D, но по изящности исполнения и качеству, это решение уступает аналогичному от Nvidia. Иными словами, ситуация такова - разработчики софта будут рады возможности навариться на нерасторопности АМДшников, юзеры же - наоборот (ибо нести дополнительные расходы мало кто любит).
Universal Video Decoder 3.0 - технология декодирования видео силами графической карты. Полезная штука, несомненно. Всем известно, что хотя современный ПК без проблем справляется с воспроизведением Full HD видео в любых форматах, это всё же создаёт определённую нагрузку на центральный процессор, а вот технология UVD 3.0 способна эту нагрузку заметно снизить. А что тут нового, ведь мы видели тоже самое в UVD 2.0 и более старых версиях? Вот список изменений/новшеств:
- Поддерживается аппаратное декодирование двух сигналов 1080p одновременно
- Совместимость с Windows Aero - воспроизведение HD контента во время активированного Аэро (т.е. последний не нужно выключать)
- Независимый контроль цветовой гаммы с рабочего стола Windows
- Более яркий белый цвет, благодаря использованию растягивания голубого цвета (?!)
- Контроль оттенка чёрного и белого цветов, во время воспроизведения видео
Также поддерживается автоматическая цветокоррекция, усиление контрастности и поддержка битстриминга видео в форматах MPEG2 и MPEG4 DiVX/xVID и аудио, конечно.
Новое семейство графических адаптеров от AMD лидирует, если бы этого не произошло, нам бы слайд не показали
Eyefinity
Про "Айфинити", я думаю, все Вы наслышаны. Эта технология позволяет подключать к одной видеокарте от трёх до 6 мониторов, причём с линейкой 6000 всё это становится ещё легче, т.к. имеется возможность к двум портам подсоединить шесть мониторов (в этом помогают DisplayPort версии 1.2), с помощью дополнительного девайса прямоугольной формы. Вот слайд:
Наиболее распространённым будет подключение трёх мониторов, для этого никаких девайсов докупать не придётся.
В остальном, сама технология Eyefinity не сильно поменялась с времён 5000-й серии. Автор статьи с Guru3D приводит пример, что можно легко подключить три 30" монитора к видяхе, каждый с разрешением 2560х1600 и всё это дело будет работать корректно. Конфигурация из шести мониторов показывает изображение в разрешении 7680x3200, что довольно круто. Имеется и видео:
CrossFireX
Мало производительности одной карты? Можно создать из 2 и более видяшек, CrossfireX тандем, который наверняка утолит жажду скорости (измеряемую, в нашем случае, количеством кадров в секунду).
Что нужно для построения Кроссфайер? Всего лишь пара видеокарт, мостик для их соединения и любая материнская плата с двумя (и более) слотами PCIe x8 и PCIe x16.
На Гуру3Д в тестах использовалась карта референсного дизайна производства HIS. 6850 питается лишь от одного 6-пинового коннектора от БП, так что на Crossfire из таких карточек нужно всего два вышеназванных коннектора, для 6870 - четыре.
Вот как выглядит мостик, соединяющий карточки в CrossfireX:
После установки соединительного мостика на обе видяшки (предварительно установленные в системник в соответствующие PCIe слоты), остаётся лишь включить ПК и в настройках драйвера Catalyst поставить галочку, активирующую режим CFX:
Вот и всё - теперь можно насладиться сдвоенной мощностью новинок!
Вторая половина прошлого и большая часть нынешнего года прошли для графического подразделения компании AMD весьма удачно. Судите сами, выход первого в мире графического ускорителя с поддержкой DirectX 11, который отличался отменной производительностью и относительно холодным нравом, заставил многих по-новому взглянуть на семейство Radeon. Зачастую даже самые ярые поклонники продукции калифорнийской NVIDIA переходили на сторону AMD, ведь их любимая компания, на тот момент, не могла предоставить альтернативу. В результате, NVIDIA потеряла значительную долю рынка настольной графики, уступив место лидера компании AMD.
Теперь для AMD основной задачей является укрепление своих позиций и дальнейшее развитие успеха, в то время как NVIDIA всеми силами будет стараться изменить своё положение и наладить выпуск конкурентоспособных решений на базе архитектуры Fermi. Некоторые из этих решений, уже вышедших на рынок, создают немало хлопот для представителей красного лагеря. Так, например, GeForce GTX 460 достаточно успешно конкурирует с Radeon HD 5830, да и GeForce GTX 470 вместе с флагманом в лице GTX 480 выглядят достаточно уверенно. И если со старшим на данный момент ускорителем на базе Fermi можно бороться снижением стоимости Radeon HD 5870, то в среднем сегменте возможностей для маневров не так много. Учитывая, что большую прибыль производители получают именно с “середнячков”, а не с топовых решений, самым логичным шагом при продвижении новинок в данной ситуации является “атака” на позиции GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470. Для этого в качестве оружия в AMD выбрали ускорители Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Ну что же, давайте знакомиться с новинками.
Начнём с названия. Несмотря на более высокий цифровой индекс, сама компания AMD позиционирует новинки отнюдь не в качестве полноценной замены Radeon HD 5870. Ускорители Radeon HD 6850, как и Radeon HD 6870, в большинстве случаев окажутся медленнее, чем одночиповый флагман компании. А изменения в цифровом индексе связаны с очередным обновлением архитектуры GPU AMD, и в этот раз, как уже было сказано, “красные” решили начать экспансию не с вершины, а с самой середины.
Официальные слайды AMD говорят о том, что новый Radeon HD 6870 по уровню производительности должен быть немного быстрее Radeon HD 5850, а Radeon HD 6850 займёт место между Radeon HD 5770 и Radeon HD 5850.
Несколько позже подоспеют и старшие ускорители на базе новых GPU, которые получат маркетинговые имена Radeon HD 6970 и Radeon HD 6990. О самых старших представителях нового семейства пока что ничего конкретного неизвестно, а вот о Radeon HD 6850 и 6870 нам есть что рассказать.
Ускорители AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 построены на базе графических процессоров с кодовым именем Barts. С точки зрения архитектуры, новые GPU не содержат революционных изменений. Все модификации, проводимые инженерами AMD, были направлены на улучшение потребительских характеристик новинок.
Итак, вот основные параметры, над улучшением которых поработали инженеры AMD:
- Более высокая производительность на единицу площади кристалла, благодаря внутренним оптимизациям GPU;
- Обновлённая DX11 архитектура, более высокая геометрическая производительность, а также усовершенствованная тесселляция;
- Обновлённые и усовершенствованные технологии улучшения качества 3D-графики. Появление нового режима сглаживания и улучшение алгоритма анизотропной фильтрации;
- Усовершенствованное ускорение работы с мультимедиа контентом. Поддержка UVD3, AMD APP, Blu-Ray 3D;
- Усовершенствованные технологии вывода контента. Поддержка AMD Eyefinity, HDMI 1.4a, DP 1.2.
Что касается внутреннего устройства GPU Barts, то оно, как мы и говорили ранее, не подверглось существенной переработке со времён Cypress:
Блок-схема графического процессора Cypress
Блок-схема графического процессора Barts XT
В сравнении с чипом Cypress, новый GPU Barts XT получил меньшее функциональных блоков. Так, количество SIMD ядер, включающих в себя по 16 шейдерных процессоров, уменьшилось с 20 до 14 штук, как следствие, общее число шейдерных процессоров уменьшилось с 1600 (320) до 1120 (224). На каждое SIMD ядро приходится по 4 текстурных блока, как и в случае с GPU Cypress, однако суммарное количество TMU у Barts меньше - 56 (против 80 у Cypress).
Для максимально эффективного управления потоками вершинных, геометрических и пиксельных шейдеров в современных графических процессорах AMD существует так называемый диспетчер потоков, именуемый “Ultra-Threaded Dispatch Processor”. В чипе Cypress всего один такой диспетчер, а вот судя по блок-схеме Barts XT, этот GPU насчитывает уже два таких процессора.
Пожалуй, одним из основных отличий нового графического процессора стал улучшенный блок тесселляции. По заявлению AMD, его производительность в случае с Radeon HD 6870 может быть до двух раз выше, чем у Radeon HD 5870, правда степень превосходства напрямую зависит от уровня тесселляции.
Несмотря на существенный рост качества 3D-моделей с включённой тесселляцией, для современных GPU всё ещё не так просто поддерживать достаточно высокий FPS при максимально возможном уровне тесселляции. На этом слайде приведён пример, в котором показан один объект, с разной степенью тесселляции. Если на один треугольник приходится лишь один пиксел, то в процессе растеризации возникает ряд проблем, например, недостаточная утилизация блока растеризации, так называемый overshading эффект (когда каждый пиксел закрашивается более чем 8 раз), кроме того, в такой сцене слишком много полигонов, чтобы можно было без ущерба активировать мультисэмплинг.
Безусловно, эту проблему не решить простым наращиванием “грубой мощи” графического процессора. Намного эффективнее использовать ряд оптимизаций. Для максимально эффективной работы блока растеризации современных GPU AMD требуется, чтобы на один треугольник приходилось примерно 16 пикселей. Кроме того, высокую степень тесселляции стоит использовать только в том случае, если:
- Объект находится максимально близко к камере;
- Только по контуру объекта или в тех частях, где необходимо показать множество мелких деталей.
В свою очередь на удалённых объектах можно использовать низкую степень тесселляции для увеличения производительности
Для любителей максимального качества картинки AMD приготовила приятный сюрприз. Владельцам Radeon HD 5xxx/6xxx станет доступен новый метод полноэкранного сглаживания - Morphological AA
Для реализации алгоритмов MLAA используется специальный пост-фильтр, работа которого, в отличие от некоторых других методов полноэкранного сглаживания, не зависит от расположения границ полигонов. Ускорение MLAA осуществляется посредством DirectCompute. Если передать упрощённо смысл работы MLAA, получится примерно следующее: вначале алгоритм обнаруживает высококонтрастные вершины, анализирует их и на основе полученных данных производит смешивание цветов для каждого пиксела.
Полученные данные можно использовать повторно, а чтобы избежать избыточной выборки данных и, как следствие, падения производительности, используется специальный LDS-буфер (Local Data Share).
Мы предполагаем, что качество работы нового алгоритма должно быть близко к 4x MSAA, при этом производительность, по словам представителей AMD будет близка к более простому режиму CFAA. Новый алгоритм сглаживания совместим с любым DirectX 9/10/11 приложением, для его активации нужно будет включить соответствующую опцию в контрольной панели драйверов. Это мы обязательно проверим, как только представится соответствующая возможность.
Не забыли в AMD и про улучшения качества анизотропной фильтрации. Новые ускорители Radeon HD 6850/6870 поддерживают усовершенствованные алгоритмы работы AF, качество реализации которых не зависит от угла обзора, при этом практически никак не сказывается на производительности.
Для Radeon HD 6850/6870 в новых драйверах AMD станут доступны новые варианты настройки Catalyst A.I. Изменение этих параметров влияет на качество фильтрации текстур. Доступны три положения:
- High Quality . В этом режиме выключены все оптимизации работы с текстурами;
- Quality . В этом режиме, который, кстати, включён по умолчанию, работает трилинейная оптимизация и оптимизация анизотропной фильтрации. Как заявляет AMD, используемые “заточки” никак не влияют на качество картинки;
- Performance. При выборе этого положения оптимизация трилинейной и анизотропной фильтрации работает в более агрессивном режиме, который позволяет повысить скорость, но при этом вы можете заметить потерю качества картинки.
После выхода на рынок AMD Radeon HD 5870 прошло достаточно времени, прежде, чем мы смогли самостоятельно проверить в деле технологию Eyefinity . Уже на тот момент эта технология работала достаточно стабильно, а главное, чувствовался позитивный эффект в играх. Во время анонса Radeon HD 6850/6870 представители AMD не забыли упомянуть о ряде улучшений в работе Eyefinity, среди которых возможность создания нескольких Eyefinity групп, улучшенные алгоритмы переключения дисплеев, поддержка коррекции цвета на каждом отдельно взятом мониторе и т.д.
Более того, в этот раз в AMD решили напрямую сравнить Eyefinity с аналогичной технологией NVIDIA, которая, кстати, была анонсирована спустя некоторое время после Eyefinity. Часть из приведённых аргументов выглядит весьма убедительно, однако с некоторыми всё же можно поспорить.
Как бы то ни было, уже сейчас AMD Eyefinity выглядит более завершённым решением, которое прошло годовую обкатку на рынке и судя по всему доказало свою жизнеспособность.
А вот по части внедрения технологий для просмотра 3D-контента AMD оказалась не первой. Уже довольно давно NVIDIA продвигает на рынок технологию 3DVision, поддержка которой реализована в сотнях игр. Однако, не быть первым, не значит стать худшим. И в AMD это прекрасно понимают. Поэтому, вместе с запуском ускорителей Radeon HD 6850/6870, производитель анонсировал технологию AMD HD3D, которая позволит владельцам новых видеокарт AMD насладиться 3D-стерео играми в полном объёме. В отличие от компании NVIDIA, которая самостоятельно продаёт очки для 3DVision, AMD даёт возможность сторонним производителям заниматься разработкой 3D-очков. Конечному потребителю от этого только польза, разумеется, если предлагаемые решения будут достаточно качественными.
Наконец, нельзя не упомянуть о том, что AMD старается активно участвовать в продвижении параллельных вычислений силами графических процессоров, а также использовать внутренние ресурсов видеокарты для ускорения воспроизведения мультимедиа-контента, например, Blu-Ray 3D. В частности, в GPU Barts встроен видеопроцессор третьего поколения UVD3.
Чтобы подытожить теоретическую часть нашего материала, мы составили таблицу, содержащую данные о технических особенностях современных решений AMD и NVIDIA:
Свойство | Название видеокарт | |||||||||
NVIDIA GeForce GTS 450 1 Гб | NVIDIA GeForce GTX 460 1 Гбайт | NVIDIA GeForce GTX 470 1280 Мбайт | AMD Radeon HD 5750 1 Гбайт | AMD Radeon HD 5770 1 Гбайт | AMD Radeon HD 5830 1 Гбайт | AMD Radeon HD 5850 1 Гбайт | AMD Radeon HD 5870 1 Гбайт | AMD Radeon HD 6850 1 Гбайт | AMD Radeon HD 6870 1 Гбайт | |
Кодовое имя ядра | GF106 | GF104 | GF100 | Juniper | Juniper XT | Cypres | Cypres | Cypress XT | Barts | Barts XT |
Техпроцесс,нм | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Кол-во транзисторов, млн. шт. | 1170 | 1950 | 3200 | 1040 | 1040 | 2150 | 2150 | 2150 | 1700 | 1700 |
Максимальное энергопотребление, Вт | 106 | 160 | 215 | 86 | 108 | 175 | 170 | 188 | 127 | 151 |
Частота ядра GPU, МГц | 783 | 675 | 607 | 720 | 850 | 800 | 725 | 850 | 775 | 900 |
Кол-во блоков ROP, шт | 16 | 32 | 40 | 16 | 16 | 16 | 32 | 32 | 32 | 32 |
Кол-во TMU, шт | 32 | 64 | 56 | 36 | 40 | 56 | 72 | 80 | 48 | 56 |
Кол-во блоков CUDA/ универсальных процессоров | 192 | 336 | 448 | 720 | 800 | 1120 | 1440 | 1600 | 960 | 1120 |
Частота шейдерного домена, МГц | 1566 | 1350 | 1215 | |||||||
Тип видеопамяти | GDDR-5 | GDDR-5 | GDDR-5 | GDDR-5 | GDDR-5 | GDDR-5 | GDDR-5 | GDDR-5 | GDDR-5 | GDDR-5 |
Разрядность шины памяти, бит | 128 | 256 | 320 | 128 | 128 | 256 | 256 | 256 | 256 | 256 |
Эффективная частота видеопамяти, МГц | 3600 | 3600 | 3348 | 4600 | 4800 | 4000 | 4000 | 4800 | 4000 | 4200 |
ПСП видеопамяти, Гб/с | 57,7 | 115,2 | 133.9 | 73,6 | 76,8 | 128 | 128 | 153.6 | 128 | 134,4 |
Примерная розничная стоимость по данным Market 3DNews | 4600 | 6700 | 10200 | 3800 | 4700 | 7500 | 8700 | 12500 | ~179$ | ~239$ |
По предварительным данным, стоимость Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 составит около 179 и 239 долларов соответственно. Ну что же, чуть позже посмотрим, смогут ли новинки оправдать свой ценник уровнем производительности в современных играх, а пока переходим к внешнему осмотру.
⇡ Внешний осмотр Radeon HD 6870 и Radeon HD 6850
Итак, наконец, перед нами ускорители Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Вместе со сменой порядкового номера изменился и внешний вид ускорителей. Новые видеокарты существенно отличаются от своих собратьев предыдущего поколения. Плавные черты и небольшие округлости в дизайне системы охлаждения Radeon HD 5xxx сменились строгими и резкими чертами нового кожуха СО. Порой кажется, что о столь острые углы можно даже порезаться.
Для оценки габаритов новинок мы решили запечатлеть рядом с ними три ускорителя предыдущего поколения: Radeon HD 5870, Radeon HD 5850 и Radeon HD 5770. Оказалось, что по размеру Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 находятся где-то между представителями предыдущего поколения. Radeon HD 6870 оказался несколько короче Radeon HD 5870, но при этом примерно на 1-1,5 сантиметра длиннее, чем Radeon HD 5850. В свою очередь Radeon HD 6850 оказался “зажат” между Radeon HD 5770 и Radeon HD 5850. Как бы то ни было, а габариты Radeon HD 6850/6870 нас не испугали, эти ускорители должны без труда влезть почти в любой корпус.
Наконец-то для лучшей узнаваемости продуктов на кожух системы охлаждения были нанесены название и номер модели ускорителя.
Количество и тип разъёмов на панели выводов у Radeon HD 6850 и HD 6870 абсолютно одинаковы: 2x Mini DisplayProt, HDMI 1.4A, 2x DVI (DL-DVI + SL-DVI). Особо отметим тот факт, что AMD Radeon HD 6850/6870 поддерживают интерфейс DisplayPort версии 1.2, который отличается предыдущей версии данного интерфейса.
Главные отличия заключаются в существенно увеличенной пропускной способности DP 1.2, а также поддержке технологии Multi-Stream, благодаря которой к одному порту DP можно подключить несколько мониторов.
Ускоритель Radeon HD 6850 для нормальной работы требует подключения одного шестиконтактного разъёма питания, а Radeon HD 6870 - двух.
Подсистема питания у обоих ускорителей выполнена по схожим схемам. За питание GPU отвечают четыре фазы (контроллер напряжения CHiL Semiconductor CHL8341). Питание памяти обеспечивает одна фаза (контроллер Anpec APW7165). Наконец, контроллер питания памяти также однофазный.
Система охлаждения Radeon HD 6850
Система охлаждения Radeon HD 6850 состоит из двух частей. Первая часть представляет собой металлическую пластину с наклеенными на неё термопрокладками. Вторая часть - турбина, установленная под пластиковым кожухом СО и продувающая небольшой медный радиатор. Радиатор, в свою очередь, забирает тепло от кристалла графического процессора.
Система охлаждения Radeon HD 6870
Несмотря на внешнее сходство, внутри системы охлаждения Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 существенно отличаются. Так, СО Radeon HD 6870, в отличие от кулера HD 6850, изготовлена с применением тепловых трубок, служащих для равномерного распределения тепла по всей площади радиатора, медное основание которого контактирует с поверхностью графического чипа через тонкий слой термопасты, а тепло от чипов памяти собирается через термопрокладки.
Обе платы комплектуются чипами памяти производства Hynix. Маркировка чипов H5G01H24AFR-T2C, номинальная частота этой памяти составляет 5 ГГц QDR.
⇡ Тестирование
Ну что же, от поверхностного знакомства пора переходить к практическим испытаниям. Приступим. Для начала, ознакомьтесь с конфигурацией тестового стенда и списком тестовых пакетов.
Центральный процессор | Intel Core i7 870 @ 4.0 GHz (200x19) |
Система охлаждения | GlacialTech F101 + 2 x 120 мм кулера |
Материнская плата | ASUS Maximus III Extreme |
Оперативная память | DDR3 Super Talent 2x2 Гбайт @ 1890MHz @ 9-9-9 |
Блок питания | IKONIK Vulcan 1200 Вт |
Жёсткий диск | Samsung SpinPoint 750 Гбайт |
Корпус | Cooler Master Test Bench 1.0 |
Операционная система | Windows 7 Ultimate x64 |
Версия драйверов для карт AMD | Catalyst 10.9 (Catalyst 10.10 для Radeon HD 6850/6870) |
Версия драйверов для карт NVIDIA | ForceWare 260.63 |
Тестирование проводилось в следующих приложениях:
3DMark Vantage | Пресеты Performance, High, Extreme |
Battleforge DX 10 | Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF |
Colin McRae DiRT 2 DX 11 | Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF |
Crysis v 1.2 x64 DX 10 | |
Just Cause 2 DX 10 | Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF. |
Alien versus Predator DX 11 Benchmark | Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF Очень высокая детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF |
FarCry 2 DirectX 10 benchmark | Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF Ультра детализация, 1920x1200/ 1680x1050 4xAA/AF |
Final Fantasy XIV | Режим Low, 1280x720 no AA/AF Режим High, 1920x1200 no AA/AF |
Mafia II | Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF, технология NVIDIA PhysX выключена Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no 4xAA/16xAF, технология NVIDIA PhysX выключена |
Metro 2033 DX11 Benchmark | Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no AA/AF, технология NVIDIA PhysX выключена, DOF и тесселляция включена Максимальная детализация, 1920x1200/ 1680x1050 no 4xAA/16xAF, технология NVIDIA PhysX выключена, DOF и тесселляция включена |
Unigine Heaven 2.0 | Максимальная детализация, Тесселляция в режиме Extreme, 1920x1200/1680x1050 no AA/AF |
В тестировании принимали участие следующие видеокарты:
- AMD Radeon HD 5750 (720/4600);
- AMD Radeon HD 5770 (850/4800);
- GeForce GTS 450 1 Гбайт (783/1566/3600);
- NVIDIA GeForce GTX 460 1 Гбайт (675/1350/3600);
- NVIDIA GeForce GTX 470 1 Гбайт (608/1215/3348);
- AMD Radeon HD 5850 (725/4000);
- AMD Radeon HD 5870 (850/4800);
- AMD Radeon HD 6850 (775/4000);
- AMD Radeon HD 6870 (900/4200).
⇡ Разгон
Разгон осуществлялся силами утилиты MSI Afterburner 2.0.0. К сожалению, на данный момент в нашем арсенале не оказалось программы, способной повышать напряжение на графическом ядре Radeon HD 6850/6870. Именно поэтому разгон проходился без повышения напряжения.
Несмотря на высокую номинальную тактовую частоту видеопамяти в 5000 МГц QDR, ни Radeon HD 6850, ни Radeon HD 6870 не смогли работать на частоте памяти выше 1050 (4200) МГц. Что касается роста частот GPU, то здесь ситуация немного лучше. Графический процессор Radeon HD 6850 смог стабильно работать на частоте 850 МГц, а видеочип Radeon HD 6870 осилил 930 МГц. Итоговые частотные формулы составили:
- 850/4200 МГц для Radeon HD 6850;
- 930/4200 МГц для Radeon HD 6870.
По правде говоря, от новинок мы ожидали большего. Впрочем, не разгоном единым. Посмотрим, на что способны новинки в современных играх.
⇡ Температура и энергопотребление
В офисном режиме графический процессор Radeon HD 6870 оказался холоднее всех своих коллег, в то время как Radeon HD 6850 показал один из худших результатов, сопоставимых с показателями Radeon HD 5830.
В игровом режиме Radeon HD 6850 вновь оказался на уровне Radeon HD 5830, а вот Radeon HD 6870 разогрелся несколько больше своего коллеги Radeon HD 5850, впрочем, если Radeon HD 6870 окажется быстрее, то такая разница в температуре будет вполне оправдана, тем более, что Radeon HD 6870 показал не самый плохой результат.
Максимальная нагрузка на видеокарту заставила графический процессор Radeon HD 6870 разогреться до 80 градусов Цельсия, в то время как GPU Radeon HD 5850, как и GPU GeForce GTX 460 оказались на 5 градусов горячее. Не подвёл и Radeon HD 6850, который хоть и не оказался также холоден как Radeon HD 5770, но всё же не догнал Radeon HD 5830, что в данном случае - несомненный плюс.
Технологии энергосбережения, реализованные в видеокартах AMD Radeon HD 5xxx и 6xxx, справляются с поставленной задачей вполне успешно. Все видеокарты семейства Radeon HD показывают близкие результаты, впрочем, GeForce GTS 450 и GeForce GTX 460 тоже не отстают. Единственный аутсайдер - GeForce GTX 470, который, будучи установлен на наш тестовый стенд, повлиял на энергопотребление системы не лучшим образом.
В режиме игровой и максимальной нагрузки в лидерах по энергопотреблению оказались системы с установленными ускорителями Radeon HD 5750 и Radeon HD 6850, в то время как остальные решения показывают худшие результаты, особенно это касается ускорителей GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470, которые заметно поднимают уровень энергопотребления системы.
Назвать новые ускорители AMD Radeon HD 6850/6870 лидерами с точки зрения температуры GPU вряд ли возможно, поскольку при типичной игровой нагрузке новинки оказались на уровне или чуть хуже, чем близкие по характеристикам продукты предыдущего поколения. Впрочем, недостатком это также не является, поскольку достигнутые в ходе тестирования температуры не опасными для работы ускорителя. Что же касается энергопотребления, то здесь обе новинки на коне. Система с установленным ускорителем Radeon HD 6870 потребляет чуть меньше энергии, чем эта же система с установленным Radeon HD 5850, не говоря уже о продуктах конкурента, которые оказываются заметно менее экономичными. В свою очередь Radeon HD 6850 вообще потребляет меньше всего энергии в своем классе.
Ускоритель AMD Radeon HD 6850 показывает результат, сравнимый с тем, что демонстрирует нам Radeon HD 5830, и это несмотря на ощутимый перевес последнего в количестве функциональных блоков и частоте. При этом Radeon HD 6850 почти во всех режимах, за исключением Performance, проигрывает GeForce GTX 460. А вот у Radeon HD 6870 дела обстоят немного лучше. Этот ускоритель смог не только побороть “старичка” Radeon HD 5850, но и слегка обойти по сумме баллов GeForce GTX 470! Интересно, как будут обстоять дела в реальных игровых приложениях.
В Battleforge AMD Radeon HD 6850 удаётся без особого труда расправиться с основным конкурентом в лице GeForce GTX 460 во всех без исключения режимах. Интересно, что перед натиском HD 6850 не может устоять и Radeon HD 5830, проигрыш которого усиливается после включения режима полноэкранного сглаживания. Судя по всему, движок Battleforge отреагировал таким образом на большее количество блоков растеризации HD 6850. Тем временем Radeon HD 6870 оказывается быстрее Radeon HD 5850, особенно это видно в тяжёлых режимах со сглаживанием и фильтрацией, где серьёзный вклад в результат вносит показатель ПСП, а также более высокая частота GPU HD 6870. Что же касается противостояния с GTX 470, то здесь ситуация неоднозначная. C одной стороны, Radeon HD 6870 оказывается быстрее GTX 470 в режимах без использования MSAA/AF, с другой же, в тяжёлых режимах вперёд вырывается GeForce GTX 470.
В DiRT 2 ускоритель Radeon HD 5850 почти всегда оказывался слабее GeForce GTX 470, однако теперь за "красных" есть кому постоять. Новый Radeon HD 6870 оказался не только более производительным, чем HD 5850, но и смог опередить GeForce GTX 470 практически во всех режимах. Что же касается Radeon HD 6850, то и этот новичок показывает хорошие результаты. В лёгких режимах HD 6850 лишь немного отрывается от GeForce GTX 460 с 1 Гбайт видеопамяти, а вот в режимах с AA/AF преимущество становится более очевидным и Radeon HD 6850 уходит вперёд.
Судя по результатам, полученным в Far Cry 2, работа инженеров и программистов AMD не прошла даром. Ускоритель Radeon HD 6870 не просто догоняет, но и, порой, слегка обходит своего старшего брата Radeon HD 5870! И это без разгона! Стоит также заметить, что GeForce GTX 470 хоть и опережает Radeon HD 6870, но перевес уже не такой существенный, как, скажем, в случае с Radeon HD 5850.
Аналогичная ситуация складывается и в случае с Radeon HD 6850. Да, в Far Cry 2 GeForce GTX 460 всё-таки немного быстрее, однако разница настолько мала, что вряд ли кто-то обратит на неё серьёзное внимание.
Как мы уже неоднократно отмечали, в Just Cause 2 решения AMD выглядят лучше, чем продукты NVIDIA. В сегодняшней схватке ничего не изменилось. Все представленные решения, за исключением Radeon HD 5830, HD 5770 и HD 5750 оказываются быстрее GeForce GTX 470.
В самом начале материала мы говорили о том, что новые ускорители Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 на базе GPU Barts получили усовершенствованный блок тесселляции. В процессе тестирования нам было интересно выяснить, скажется ли это улучшение на расстановке сил в современных играх с тесселляцией. Так вот, Alien versus Predator как раз из таких проектов, где можно посмотреть на результат “апгрейда”. Как и раньше, в лёгких режимах решения AMD обгоняют своих конкурентов из лагеря NVIDIA. А вот в максимально сложных сценах после активации полноэкранного сглаживания решения AMD начинали отставать и уступали пальму первенства продуктам калифорнийцев. В этот раз ситуация немного поменялась. Оба новичка из красного лагеря показали лишь чуть-чуть более высокий результат, чем их старые коллеги по цеху, однако этого оказалось достаточно, чтобы немного обойти GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470.
Результаты тестирования в Final Fantasy XIV Official Benchmark в особых комментариях не нуждаются. И Radeon HD 6850, и Radeon HD 6870 одержали уверенную победу в своей ценовой категории. Остаётся лишь отметить, что авторы этого теста предусмотрели свои оценки “играбильности” для разных диапазонов в баллах:
- Возможность запуска игры при любых настройках качества без риска получить даже незначительные “тормоза”;
- Очень высокая производительность. Возможно играть на очень высоких настройках качества даже при высоких разрешениях;
- Высокая производительность. Игра должна неплохо идти на высоких настройках в высоком разрешении;
- Достаточная производительность. Игра будет хорошо работать с настройками по умолчанию. Выбор разрешения зависит от производительности видеосистемы;
- Стандартная производительность. Игра будет хорошо работать только с настройками по умолчанию;
- Даже с настройками по умолчанию будут наблюдаться небольшие “тормоза”;
- Игра может работать, но настройка качества уже вряд ли избавит её от "торможений";
- [До 1500] Недостаточная производительность для игры даже с минимальными настройками.
На наш взгляд, сегодня на рынке не так много игр, которые смогут потягаться с Metro 2033 в качестве графики. Масса деталей, сложная геометрия, реалистичные, а потому ресурсоемкие физические эффекты и т.д. заставляют игрока целиком погрузиться в виртуальный мир. К сожалению, при максимальных настройках ни один из представленных сегодня ускорителей не смог справить с бенчмарком без нареканий.
Расстановка сил такова: ускорители Radeon HD 6850 и HD6870 благодаря усовершенствованному блоку тесселляции в лёгких режимах смогли не только обойти Radeon HD 5830 и Radeon HD 5850, соответственно, но и потягаться с прямыми конкурентами из лагеря NVIDIA. Однако после включения полноэкранного сглаживания дела обстоят не так хорошо - в сверхтяжёлых режимах производительность продуктов AMD заметно падает, чем незамедлительно пользуются конкуренты.
Lost Planet 2 - одна из самых новых игр с поддержкой DirectX 11. На максимальной детализации даже Hi-End ускорители порой показывают недостаточную для комфортной игры производительность. Особенно это касается самых тяжёлых режимов, с активированным полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией. Как показали наши тесты, в эту игру лучше всего играть на ускорителях NVIDIA, разумеется, если в ближайшее время в драйверах AMD не появится ряд оптимизаций. Без AA//AF Radeon HD 6870 смог приблизиться к скоростным показателям GeForce GTX 470 только после разгона, и то, только в разрешении 1920x1200. Ну а в режимах со сглаживанием все представители зелёного лагеря чувствуют себя достаточно уверенно, обходя даже разогнанные продукты соперника.
В целом, по результатам, полученным в Mafia 2, можно сказать, что новые ускорители Radeon HD 6850/6870 оказываются быстрее своих коллег - Radeon HD 5830/5850 и идут наравне с продуктами конкурентов, то обгоняя, то уступая им по величине среднего FPS.
В одной из наших предыдущих статей мы уделили особое внимание тесселляции и производительности современных видеокарт при её включении. Тогда мы выяснили, что при активации сложных режимов тесселляции решения NVIDIA показывают себя довольно хорошо. В этот раз, мы также заинтересовались вопросом производительности при экстремальной детализации тесселляции. В качестве примера нами была измерена производительность графических ускорителей в бенчмарке Unigine Heaven 2.0 в двух разрешениях при максимальной степени детализации. По результатам тестирования можно смело сказать, что проведённые инженерами AMD модификации, безусловно, пошли на пользу Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870, ведь даже неразогнанный ускоритель Radeon HD 6870 обходит своего старшего собрата HD 5870. Тем не менее, решения NVIDIA по-прежнему несколько быстрее. Теперь же самое время подвести итоги.
⇡ Выводы
Изучив новые графические ускорители AMD Radeon HD 6850/6870, мы с уверенностью можем сказать, что новинки удались на славу. На данный момент AMD не нуждается в революциях, ведь её графические решения прекрасно справляются практически со всеми необходимыми задачами. А вот эволюционное развитие не мешает никогда, и Radeon HD 6850/6870 тому хороший пример. Эти решения уверенно обходят в играх не только “старичков” в лице Radeon HD 5830/5850, но в некоторых случаях вплотную подбираются к флагману - Radeon HD 5870, а всё благодаря ряду изменений, делающих GPU Barts более сбалансированными, чем их предшественники. Кроме того, нельзя не отметить и другие приятные изменения, которые пришли на рынок вместе с новыми ускорителями. Это MLAA, обновлённый алгоритм анизотропной фильтрации, поддержка новых Eyefinity-режимов и т.д. Единственное, что нас огорчило, так это слабый потенциал разгона. Впрочем, дождёмся появления в продаже решений от разных производителей и только тогда будем делать окончательный вывод. На данный момент мы считаем, что новые GPU Barts и видеокарты на их основе достойны хорошей оценки, а если ещё и цена в рознице будет на уровне рекомендованной…