Все ли мы знаем о соли? Исследовательская работа "Куда девается соль, если растворить её в воде?" Белую соль а растворили.

Для определения качественного состава неизвестного кристаллического вещества белого цвета к его раствору добавили раствор гидроксида калия. При этом

образовался осадок. К другой части раствора исследуемого вещества добавили раствор нитрата бария. Наблюдали образование нерастворимого в кислотах белого осадка.
Известно, что катион металла, который содержится в данном соединении, входит также в состав хлорофилла, а сам металл ранее применялся в фотографии для получения вспышки.
Определите состав и запишите название исходного вещества. Запишите два уравнения реакций, которые были проведены в процессе определения качественного состава неизвестного вещества.

Для демонстрации генетической связи между соединениями неметаллов учитель использовал простое вещество X – порошок красного цвета, без металлического

блеска и неэлектропроводный При сжигании его на воздухе образовалось белое кристаллическое вещество, хорошо растворяющееся в воде. Образовавшийся раствор разделили на две части и добавили индикаторы: окраска фенолфталеина не изменилась, а фиолетовый лакмус стал красным. Какое вещество использовал учитель для демонстрационного эксперимента? Составьте уравнения описанных реакций. ПО УРАВНЕНИЮ № 2 Рассчитайте массу образовавшегося продукта, если для реакции было взято 71 г белого кристаллического вещества, хорошо растворяющегося в воде.

ГИА-9-2011, С3 Для установления качественного состава неизвестного вещества школьникам была выдана соль металла, который входит в состав

метеоритов и обладает ярко выраженными магнитными свойствами. Коричневые кристаллы этой соли ученики растворили в воде, затем полученный раствор жёлто-коричневого цвета разлили в две пробирки. В одну из них добавили раствор гидроксида калия, при этом образовался осадок бурого цвета. В другую прилили раствор нитрата серебра, в результате чего выпал белый "творожистый" осадок. Запишите химическую формулу и название неизвестной соли. Составьте два молекулярных уравнения реакций, которые были проведены в процессе ее распознавания.

Для определения качественного состава неизвестного бесцветного газа с неприятным запахом часть его поглотили раствором гидроксида бария. При пом выпал б

елый осадок, растворимый в кислотах. Другую часть нагрели с сероводородом. этом случае наблюдали образование вещества женою цвета, нерастворимого в воде. Запишите химическую формулу и название выданною вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств.

Анна Голуб
Сказка, про белую соль

Непосредственно образовательная деятельность

Сказка , про белую соль

Старший дошкольный возраст

Познавательно – экспериментальная деятельность.

Педагог : Голуб Анна Юрьевна, педагогический стажи - 26 лет, первая квалификационная категория

г. Хабаровск, МАДОУ 49

Цель : Знакомство со свойствами соли.

Задачи :

Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах (белая, без ярко выраженного запаха, в воле растворяется, ее можно получить путем выпаривания, бывают разные виды соли);

Сформулировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес. Учить аккуратно обращаться с исследовательским оборудованием. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать познавательный интерес.

Оборудование : разные виды соли, одноразовые стаканчики на каждого ребенка, ложечки, спринцовка, стеклянная колба для кипячения. Прозрачная колба, проволочка. Кусочки овощей свежих и соленых. Иллюстрации. Слайды.

Расскажу я вам, ребята, сказку , про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – бревнами, тесом да лесом. Вот поднялась в море боря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль . Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью . Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к далекому городу. Отправился Иван к королю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене . А король про соль , не слыхивал : во всем его государстве соли не ели.

Говорит он Ивану с усмешкою : «Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают» . Опечалился Иван, вздумалось ему посмотреть, как кушанья королю готовят. Стоит на кухне - приглядывает, вот улучил минутку. Взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства да приправы.

Наступило время обед подавать : король попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал король поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к королю. Позволил король солью торговать .

А как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Соль – природный элемент . В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. Производится в разных видах : очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская.

На столе воспитателя в четырех емкостях находится соль (крупного и мелкого помола, морская, йодированная) .

Можете ли вы определить какая соль находиться в этих емкостях? Постарайтесь описать, как вы определили качества соли (предположения детей) .

Воспитатель предлагает описать свойства вещества (белое, сыпучее, не имеет запаха, крупинки блестят, твердые на ощупь, легкие).

Загадка :

В воде родиться, а воды боится?

Какая нота и продукт называются одинаково?

Белый камень из горы всегда стоит на столе,

Кто его не ест - тот вкуса не знает.

Отдельно я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна.

Воспитатель предлагает детям растворить соль в воде . Дети выполняют работу самостоятельно. Определяют, что вещество полностью растворилось в воде, вода свет и запах не изменила, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Вывод : соль растворяется в воде , вода меняет свои вкусовые качества.

Вкус воды – ото льда, а вкус пищи от соли

Как вы, думаете, для чего человеку нужна соль ? (для приготовления пищи, засолки овощей и т. д.)

Соль в жизни людей всегда была важным продуктом. Без соли многие продукты непереносимо безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом.

д/игра «узнай по вкусу»

Детям предлагаются кусочки свежих и соленых овощей для определения их вкусовых качеств.

Соль не жалей , так и есть веселей

Физминутка

Быстро встаньте – улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь

Сели – встали

И на месте побежали.

Как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить.

Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого – ни будь племени. В обмен на соль приобретались различные предметы. Со всех сторон приходили люди за солью . В некоторых местах существовали соляные каменные копи, где добывали соль в больших количествах. В древней Персии из каменной соли население строило дома из соляных глыб (показ иллюстраций) .

Чем отличается пресная вода от морской?

Можно ли добыть соль из морской воды ? Как это сделать?

Эксперимент проводит воспитатель.

Необходима спиртовка и пробирка с соленой водой. Нагреть эту воду. В результате опыта на стенках пробирки появляется белый налет. Что это такое?

Дать возможность детям убедиться, в том, что это соль , дав попробовать.

Соль добывали из морской воды. Ее проводили в специально вырытые небольшие бассейны, под воздействием горячих солнечных лучей, вода испарялась, соль оседала на дно .

Рассмотреть иллюстрации.

Вывод :

Соль состоит из кристаллов; она белая, растворяется в воде, но не исчезает; ее можно получить снова (если кипятить) ; соль бывает разная .

Кто раз соль попробует , тот за нее все отдаст.

Физминутка

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Чайки в небе закричат,

Черепахи зашуршат.

И веселые дельфины

Из воды покажут спины.

Соли в речку брошу я –

Выйдет море у меня.

Только где бы по пути

Столько соли мне найти?

слайды о сталактитах

Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Терапевтическое воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.

Приготовить перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется ) и осторожно опустить в него проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время появятся кристаллы.

Предложить понаблюдать в течение нескольких дней (выращивание соляных кристаллов) .

О соле миа!

Мы не ошиблись, упоминая известную итальянскую песню "Солнце мое!": у многих народов мира слова "соль" и "солнце" одного корня.Соль упоминается в Библии около 30 раз, оттуда пришло к нам и выражение "соль жизни".
Соль символизировала богатство и власть, защищала от злых сил: древние правители часто восседали на троне из соли. От тех далеких времен остались многие традиции. Россияне встречают "высоких" гостей хлебом-солью. Евреи, празднующие субботу, омыв руки, преломляют хлеб и обмакивают его в солонку, раздавая всей семье. На столах у многих народов по привычке и по сей день стоит солонка, ведь раньше пищу готовили без соли, а солили на столе. А скучная, неинтересная жизнь или человек до сих пор зовется словом "пресный", противоположным по значению "соленый".

Все ли мы знаем о соли?

Соль или хлористый натрий - это белое кристаллическое минеральное вещество, встречающееся в природе; растворяется в воде; один из немногих минералов, которые едят люди. Соль - самая древняя из специй.
На протяжении долгих столетий соль была ценным товаром. Из-за соли устраивали войны, образовывались и разрушались государства. В конце эры Римской Империи и на протяжении всех Средних веков соль была ценным товаром, который перевозился по "Солевым дорогам" в центр германских племен. Города, государства и княжества, через которые проходил "солевой путь" облагали торговцев огромными налогами за провоз соли через их территорию. Это положило начало войнам, и даже стало причиной основанию некоторых городов, например, Мюнхена в 1158 году.

Никто не будет спорить, что соль - это предмет первой необходимости.

В человеческом теле ее 300 г.

Каждый день этот запас расходуется, и каждый день он должен пополняться.

Не думайте, что соль необходима только для вкуса пищи. Она служит материалом, из которого образуется соляная кислота в желудке.

Благодаря этой кислоте пища переваривается, а микробы погибают. Кроме того, соль спасает нас от обезвоживания, удерживая в организме влагу.

Сейчас соль общедоступна и мы ее не ценим, но так было не всегда. В былые времена из-за соли вспыхивали настоящие войны, ею платили налоги, а раздачей соли гасили крестьянские бунты.

В Китае из соли даже делали деньги. Для этого варили рассол до густоты, пока он не принимал вид теста. Потом лепили из этого «теста» пирожки, ставили на них клеймо императора и высушивали.

Соль очень сильно сказалась на разных языках. Наибольшее влияние произошло в языках, взаимодействующих с романскими и греческими цивилизациями, пока соль была в цене.
Римским солдатам выдавали разрешение на покупку соли (на латыни: sal), salarium argentum, от которого произошло английское слово salary (заработная плата). Римляне также предпочитали солить зелень, в результате чего латинское слово, обозначающее соль, вошло в состав нового слова salad (салат). На варварской латыни salata обозначало «солёный».

В странах, где не было залежей соли, ее добывали каким-нибудь затейливым способом. Например, Миклухо-Маклай писал, что папуасы собирали куски дерева, долго пролежавшие в морской воде, сжигали их и ели соленую золу.

Соль добывают двумя путями: добычей полезных ископаемых и испарением морской воды.

Химический состав различных типов соли одинаков - 99% хлористого натрия - но структура кристаллов изменяется сильно. Обычная столовая соль состоит из мелких кранул, кошерная соль намного более неровной структуры, крупнее. Для попкорна используется соль, которая легко растворяется. Каменная соль - большие куски минерала, хлористого натрия. Различие в форме и структуре позволяет добиться разного вкуса и полезна для различных блюд. Скорость, с которой она растворяется, также очень важна, и соль для соления должна быть очень мелкой, чтобы раствориться даже в холодной жидкости.

Морская соль, которую делают из морской воды, также бывает разной. Из-за веществ в воде, у морской соли уникальный вкус, который используется во многих кухнях.

КАМЕННАЯ СОЛЬ. Этот вид является, наверное, самым популярным и массовым. Твердые залежи соли находятся во многих регионах мира, где они залегают на глубине от нескольких сотен до более тысячи метров. Специальные комбайны рубят под землей соль и она по транспортерам подается на поверхность земли.

Там она попадает в мельницы и крошится до получения частиц (кристаллов) различной величины. Более крупная соль используется в основном в промышленных целях, соль более мелкого помола - в пищу. Каменная соль отличается наименьшим содержанием посторонних примесей, низкой влажностью и высочайшим содержанием хлористого натрия - до 99%. Значит, она будет более насыщенной, чем другие.

САДОЧНАЯ СОЛЬ образуется при естественном выпаривании соли в водоемах. Из уроков географии все помнят знаменитые соляные озера в Астраханской области Эльтон и Баскунчак.

Специальные комбайны (харвестеры) снимают слой соли на высохших озерах и по транспортеру направляют на размельчение, промывку, сушку и дальнейшую переработку. В садочной соли содержится больше примесей (глина, песок), а массовая доля натрия хлорида может быть 95-96% (из-за этого она часто имеет сероватый вид).

ВАКУУМНО-ВЫПАРОЧНАЯ СОЛЬ. Там, где соль залегает очень глубоко, ее добывают методом растворения. В слой соли помещают трубу и под высоким давлением закачивают в нее пресную воду, которая растворяет соль, образуя в залежи полости. Затем концентрированный рассол поднимают по трубам на поверхность, где ее обрабатывают и упаривают под вакуумом в чанах до получения высокоочищенного продукта.

Иногда поднятый на поверхность рассол выпаривают под солнцем в открытых емкостях. Соль в залежах часто бывает очень чистой и требует лишь незначительной дополнительной очистки.

Выпарочная соль является самой дорогой и вместе с тем наиболее химически чистой и качественной. В нашей стране она продается под маркой «Экстра».

Выварочная также богата натрием. Поэтому хозяйке стоит обращать внимание, какую соль она использует, и отсюда рассчитывать ее количество.

Поскольку соль - это продукт, который мы едим каждый день примерно в одинаковых количествах, ее все чаще используют как носитель микроэлементов. Обогащают соль в основном йодом и фтором.

Например, 60% соли, продаваемой в Германии, и 80% соли, продаваемой в Швейцарии, обогащены фтором. Такая соль служит для профилактики зубных заболеваний. Согласитесь, что эффект от зубной пасты намного меньше, ее действие местное и очень кратковременное.

В странах, где наблюдается йододефицит, выпускают соль, обогащенную йодом. В нашем организме такая соль быстро распадается и освобождает йод, который необходим щитовидной железе для синтеза тиреоидных гормонов. Употребление такой соли в количестве 5-6 г в сутки полностью удовлетворяет потребность организма в йоде.

На сегодняшний день проблема йододефицита стоит очень остро. Прежде всего, из-за огромного количества людей, которых она затрагивает, и возможных последствий для человека и общества. В России, например, йододефициту подвержены 98 млн. человек, среди которых более половины - дети, подростки и беременные женщины.

Нехватка йода в рационе приводит к необратимым изменениям нервной системы. Из-за поражения ЦНС у детей в районах с пониженным потреблением йода развивается умственная отсталость - одно из самых тяжелых проявлений йододефицита.

Соль - наша основная приправа, и она необходима человеку, поскольку ее естественное количество в воде и продуктах питания недостаточно для нашего организма.
Не забывайте, что потребности человека в поваренной соли зависят от энергозатрат, климатических условий и др. При усиленной физической нагрузке человек теряет до 20 граммов соли в день, поэтому в условиях умеренного климата потребление соли составляет 10-15 граммов в сутки.

Учтите, что недостаточность или отсутствие соли ухудшает вкусовые свойства пищевых продуктов. Если человек длительное время не получает поваренной соли, это может вызвать головокружение, обмороки, слабость и другие болезненные явления. Не менее вреден и избыток соли.

Следите, чтобы вкус соли был чисто соленым без постороннего привкуса, без запаха. Цвет соли (экстра) - чисто белый. Для остальных сортов допускаются оттенки: сероватый, желтоватый и розоватый. Заметных на глаз загрязнений быть не должно.

Храните соль в сухом месте при относительно высокой влажности. При более низкой влажности она отдает влагу во внешнюю среду, т.е. высыхает, а при более высокой - увлажняется. Соль способна слеживаться, теряет сыпучесть, причем мелкая соль - сильнее, крупная - слабее. Сырая соль слеживается сильнее, чем сухая.

Йодированная соль, содержащая йодистый калий, при наличии влаги, воздуха и света окисляется, выделяя йод, который затем улетучивается. В поваренной соли и в воздухе всегда присутствует влага, которая содействует разложению йодистого калия. По мере хранения йодированной соли содержание йода постепенно снижается. Хранить ее надо в сухом месте в закрытой посуде. После шести месяцев она считается обычной пищевой.

Известные месторождения

* Артёмовское месторождение — самое крупное в Европе. Добыча в шахте ГПО «Артемсоль».
* Баскунчакское месторождение, добыча из озера ОАО «Бассоль». Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога
* Илецкое месторождение, добыча в шахте ОАО «Илецксоль»
* Одесские лиманы (добыча производилась с 1774 по 1931)
* Эльтонское месторождение Эльтон

Интересные факты

* Обычная пищевая соль может служить сильнейшим ядом. С одной стороны, без соли невозможно жить, с другой стороны, доза в 10 раз превышающая обычную, является смертельной. Летальная доза составляет 3000 миллиграмм на 1 килограмм массы тела. Иными словами, для человека весом 80 кг необходимо использовать четверть килограммовой пачки.

* В странах с холодным климатом требуемая организму ежедневная норма значительно ниже, чем в странах с жарким климатом, виной тому различная потливость. Средняя ежедневная норма потребления для взрослого человека: 3-5 граммов соли в холодных странах и до 20 граммов в жарких.

* В магазинах соль состоит до 97 % из NaCl, остальная доля приходится на различные примеси. Чаще всего добавляют йодаты и карбонаты, в последние годы всё чаще добавляют фториды. Для профилактики зубных заболеваний употребляют соль с фторидом. С 50-х годов добавлять фторид в соль стали в Швейцарии, и благодаря положительным результатам в борьбе с кариесом в 80-х годах фторид стали добавлять в соль во Франции и в Германии. До 60 % продаваемой соли в Германии и до 80 % в Швейцарии — это соль с фторидами.

* Систематический приём избыточного по сравнению с физиологической нормой количества соли приводит к увеличению кровяного давления. Чрезмерное потребление соли вызывает болезни сердца и почек.

* В России в XVII веке произошёл Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль.

Щелочные металлы легко реагируют с неметаллами:

2K + I 2 = 2KI

2Na + H 2 = 2NaH

6Li + N 2 = 2Li 3 N (реакция идет уже при комнатной температуре)

2Na + S = Na 2 S

2Na + 2C = Na 2 C 2

В реакциях с кислородом каждый щелочной металл проявляет свою индивидуальность: при горении на воздухе литий образует оксид, натрий – пероксид, калий – надпероксид.

4Li + O 2 = 2Li 2 O

2Na + O 2 = Na 2 O 2

K + O 2 = KO 2

Получение оксида натрия:

10Na + 2NaNO 3 = 6Na 2 O + N 2

2Na + Na 2 O 2 = 2Na 2 O

2Na + 2NaOН = 2Na 2 O + Н 2

Взаимодействие с водой приводит к образованию щелочи и водорода.

2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2

Взаимодействие с кислотами:

2Na + 2HCl = 2NaCl + H 2

8Na + 5H 2 SO 4(конц.) = 4Na 2 SO 4 + H 2 S + 4H 2 O

2Li + 3H 2 SO 4(конц.) = 2LiHSO 4 + SO 2 + 2H 2 O

8Na + 10HNO 3 = 8NaNO 3 + NH 4 NO 3 + 3H 2 O

При взаимодействии с аммиаком образуются амиды и водород:

2Li + 2NH 3 = 2LiNH 2 + H 2

Взаимодействие с органическими соединениями:

Н ─ C ≡ С ─ Н + 2Na → Na ─ C≡C ─ Na + H 2

2CH 3 Cl + 2Na → C 2 H 6 + 2NaCl

2C 6 H 5 OH + 2Na → 2C 6 H 5 ONa + H 2

2СН 3 ОН + 2Na → 2 CH 3 ONa + H 2

2СH 3 COOH + 2Na → 2CH 3 COOONa + H 2

Качественной реакцией на щелочные металлы является окрашивание пламени их катионами. Ион Li + окрашивает пламя в кармино-красный цвет, ион Na + – в желтый, К + – в фиолетовый

    Соединения щелочных металлов

    Оксиды.

Оксиды щелочных металлов типичные основные оксиды. Вступают в реакции с кислотными и амфотерными оксидами, кислотами, водой.

3Na 2 O + P 2 O 5 = 2Na 3 PO 4

Na 2 O + Al 2 O 3 = 2NaAlO 2

Na 2 O + 2HCl = 2NaCl + H 2 O

Na 2 O + 2H + = 2Na + + H 2 O

Na 2 O + H 2 O = 2NaOH

    Пероксиды .

2Na 2 O 2 + CO 2 = 2Na 2 CO 3 + O 2

Na 2 O 2 + CO = Na 2 CO 3

Na 2 O 2 + SO 2 = Na 2 SO 4

2Na 2 O + O 2 = 2Na 2 O 2

Na 2 O + NO + NO 2 = 2NaNO 2

2Na 2 O 2 = 2Na 2 O + O 2

Na 2 O 2 + 2H 2 O (хол.) = 2NaOH + H 2 O 2

2Na 2 O 2 + 2H 2 O (гор.) = 4NaOH + O 2

Na 2 O 2 + 2HCl = 2NaCl + H 2 O 2

2Na 2 O 2 + 2H 2 SO 4 (разб. гор.) = 2Na 2 SO 4 + 2H 2 O + O 2

2Na 2 O 2 + S = Na 2 SO 3 + Na 2 O

5Na 2 O 2 + 8H 2 SO 4 + 2KMnO 4 = 5O 2 + 2MnSO 4 + 8H 2 O + 5Na 2 SO 4 + K 2 SO 4

Na 2 O 2 + 2H 2 SO 4 + 2NaI = I 2 + 2Na 2 SO 4 + 2H 2 O

Na 2 O 2 + 2H 2 SO 4 + 2FeSO 4 = Fe 2 (SO 4) 3 + Na 2 SO 4 + 2H 2 O

3Na 2 O 2 + 2Na 3 = 2Na 2 CrO 4 + 8NaOH + 2H 2 O

    Основания (щелочи).

2NaOH (избыток) + CO 2 = Na 2 CO 3 + H 2 O

NaOH + CO 2 (избыток) = NaHCO 3

SO 2 + 2NaOH (избыток) = Na 2 SO 3 + H 2 O

SiO 2 + 2NaOH Na 2 SiO 3 + H 2 O

2NaOH + Al 2 O 3 2NaAlO 2 + H 2 O

2NaOH + Al 2 O 3 + 3H 2 O = 2Na

NaOH + Al(OH) 3 = Na

2NaOH + 2Al + 6Н 2 О = 2Na + 3Н 2

2KOH + 2NO 2 + O 2 = 2KNO 3 + H 2 O

KOH + KHCO 3 = K 2 CO 3 + H 2 O

2NaOH + Si + H 2 O = Na 2 SiO 3 + H 2

3KOH + P 4 + 3H 2 O = 3KH 2 PO 2 + PH 3

2KOH (холодный) + Cl 2 = KClO + KCl + H 2 O

6KOH (горячий) + 3Cl 2 = KClO 3 + 5KCl + 3H 2 O

6NaOH + 3S = 2Na 2 S + Na 2 SO 3 + 3H 2 O

2NaNO 3 2NaNO 2 + O 2

NaHCO 3 + HNO 3 = NaNO 3 + CO 2 + H 2 O

NaI → Na + + I –

на катоде: 2Н 2 О + 2e → H 2 + 2OH – 1

на аноде: 2I – – 2e → I 2 1

2Н 2 О + 2I – H 2 + 2OH – + I 2

2H 2 O + 2NaI H 2 + 2NaOH + I 2

2NaCl 2Na + Cl 2

на катоде на аноде

KNO 3 + 4Mg + 6H 2 O = NH 3 + 4Mg(OH) 2 + KOH

4KClO 3 KCl + 3KClO 4

2KClO 3 2KCl + 3O 2

KClO 3 + 6HCl = KCl + 3Cl 2 + 3H 2 O

Na 2 SO 3 + S = Na 2 S 2 O 3

Na 2 S 2 O 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + S↓ + SO 2 + H 2 O

2NaI + Br 2 = 2NaBr + I 2

2NaBr + Cl 2 = 2NaCl + Br 2

I A группа.

1. Над поверхностью налитого в колбу раствора едкого натра пропускали электрические разряды, при этом воздух в колбе окрашивался в бурый цвет, который исчезает через некоторое время. Полученный раствор осторожно выпарили и установили, что твердый остаток представляет собой смесь двух солей. При нагревании этой смеси выделяется газ и остается единственное вещество. Напишите уравнения описанных реакций.

2. Вещество, выделяющееся на катоде при электролизе расплава хлорида натрия, сожгли в кислороде. Полученный продукт поместили в газометр, наполненный углекислым газом. Образовавшееся вещество добавили в раствор хлорида аммония и раствор нагрели. Напишите уравнения описанных реакций.

3) Азотную кислоту нейтрализовали пищевой содой, нейтральный раствор осторожно выпарили и остаток прокалили. Образовавшееся вещество внесли в подкисленный серной кислотой раствор перманганата калия, при этом раствор обесцветился. Азотсодержащий продукт реакции поместили в раствор едкого натра и добавили цинковую пыль, при этом выделился газ с резким запахом. Напишите уравнения описанных реакций.

4) Вещество, полученное на аноде при электролизе раствора иодида натрия с инертными электродами, внесли в реакцию с калием. Продукт реакции нагрели с концентрированной серной кислотой, и выделившийся газ пропустили через горячий раствор хромата калия. Напишите уравнения описанных реакций

5) Вещество, полученное на катоде при электролизе расплава хлорида натрия, сожгли в кислороде. Поученный продукт последовательно обработали сернистым газом и раствором гидроксида бария. Напишите уравнения описанных реакций

6) Белый фосфор растворяется в растворе едкого кали с выделением газа с чесночным запахом, который самовоспламеняется на воздухе. Твердый продукт реакции горения прореагировал с едким натром в таком соотношении, что в образовавшемся веществе белого цвета содержится один атом водорода; при прокаливании последнего вещества образуется пирофосфат натрия. Напишите уравнения описанных реакций

7) Неизвестный металл сожгли в кислороде. Продукт реакции, взаимодействует с углекислым газом, образует два вещества: твердое, которое взаимодействует с раствором соляной кислоты с выделением углекислого газа, и газообразное простое вещество, поддерживающее горение. Напишите уравнения описанных реакций.

8) Через избыток раствора едкого кали пропустили бурый газ в присутствии большого избытка воздуха. В образовавшийся раствор добавили магниевую стружку и нагрели, выделившимся газом нейтрализовали азотную кислоту. Полученный раствор осторожно выпарили, твердый продукт реакции прокалили. Напишите уравнения описанных реакций.

9) При термическом разложении соли А в присутствии диоксида марганца образовались бинарная соль Б и газ, поддерживающий горение и входящий в состав воздуха; при нагревании этой соли без катализатора образуются соль Б и соль высшей кислородсодержащей кислоты. При взаимодействии соли А с соляной кислотой выделяется желто-зеленый газ (простое вещество) и образуется соль Б. Соль Б окрашивает пламя в фиолетовый цвет, при ее взаимодействии с раствором нитрата серебра выпадает осадок белого цвета. Напишите уравнения описанных реакций.

10) К нагретой концентрированной серной кислотой добавили медную стружку и выделившийся газ пропустили через раствор едкого натра (избыток). Продукт реакции выделили, растворили в воде и нагрели с серой, которая в результате проведения реакции растворилась. В полученный раствор добавили разбавленную серную кислоту. Напишите уравнения описанных реакций.

11) Поваренную соль обработали концентрированной серной кислотой. Полученную соль обработали гидроксидом натрия. Полученный продукт прокалили с избытком угля. Выделившийся при этом газ прореагировал в присутствии катализатора с хлором. Напишите уравнения описанных реакций.

12) Натрий прореагировал с водородом. Продукт реакции растворили в воде, при этом образовался газ, реагирующий с хлором, а полученный раствор при нагревании прореагировал с хлором с образованием смеси двух солей. Напишите уравнения описанных реакций.

13) Натрий сожгли в избытке кислорода, полученное кристаллическое вещество поместили в стеклянную трубку и пропустили через неё углекислый газ. Газ, выходящий из трубки, собрали и сожгли в его атмосфере фосфор. Полученное вещество нейтрализовали избытком раствора гидроксида натрия. Напишите уравнения описанных реакций.

14) К раствору, полученному в результате взаимодействия пероксида натрия с водой при нагревании, добавили раствор соляной кислоты до окончания реакции. Раствор образовавшейся соли подвергли электролизу с инертными электродами. Газ, образовавшийся в результате электролиза на аноде, пропустили через суспензию гидроксида кальция. Напишите уравнения описанных реакций.

15) Через раствор гидроксида натрия пропустили сернистый газ до образования средней соли. К полученному раствору прилили водный раствор перманганата калия. Образовавшийся осадок отделили и подействовали на него соляной кислотой. Выделившийся газ пропустили через холодный раствор гидроксида калия. Напишите уравнения описанных реакций.

16) Смесь оксида кремния (IV) и металлического магния прокалили. Полученное в результате реакции простое вещество обработали концентрированным раствором гидроксида натрия. Выделившийся газ пропустили над нагретым натрием. Образовавшееся вещество поместили в воду. Напишите уравнения описанных реакций.

17) Продукт взаимодействия лития с азотом обработали водой. Полученный газ пропустили через раствор серной кислоты до прекращения химических реакций. Полученный раствор обработали раствором хлорида бария. Раствор профильтровали, а фильтрат смешали с раствором нитрата натрия и нагрели. Напишите уравнения описанных реакций.

18) Натрий нагрели в атмосфере водорода. При добавлении к полученному веществу воды наблюдали выделение газа и образование прозрачного раствора. Через этот раствор пропустили бурый газ, который был получен в результате взаимодействия меди с концентрированным раствором азотной кислоты. Напишите уравнения описанных реакций.

19) Гидрокарбонат натрия прокалили. Полученную соль растворили в воде и смешали с раствором алюминия, в результате образовался осадок и выделился бесцветный газ. Осадок обработали избытком раствора азотной кислоты, а газ пропустили через раствор силиката калия. Напишите уравнения описанных реакций.

20) Натрий сплавили с серой. Образовавшееся соединение обработали соляной кислотой, выделившийся газ нацело прореагировал с оксидом серы (IV). Образовавшееся вещество обработали концентрированной азотной кислотой. Напишите уравнения описанных реакций.

21) Натрий сожгли в избытке кислорода. Образовавшееся вещество обработали водой. Полученную смесь прокипятили, после чего в горячий раствор добавили хлор. Напишите уравнения описанных реакций.

22) Калий нагрели в атмосфере азота. Полученное вещество обработали избытком соляной кислоты, после чего к образовавшейся смеси солей добавили суспензию гидроксида кальция и нагрели. Полученный газ пропустили рад раскаленным оксидом меди (II).Напишите уравнения описанных реакций.

23) Калий сожгли в атмосфере хлора, образовавшуюся соль обработали избытком водного раствора нитрата серебра. Выпавший осадок отфильтровали, фильтрат выпарили т осторожно нагрели. Образовавшуюся соль обработали водным раствором брома. Напишите уравнения описанных реакций.

24) Литий прореагировал с водородом. Продукт реакции растворили в воде, при этом образовался газ, реагирующий с бромом, а полученный раствор при нагревании прореагировал с хлором с образованием смеси двух солей. Напишите уравнения описанных реакций.

25) Натрий сожгли на воздухе. Образовавшееся при этом твердое вещество поглощает углекислый газ с выделением кислорода и соли. Последнюю соль растворили в соляной кислоте, а к полученному при этом раствору добавили раствор нитрата серебра. При этом выпал белый осадок. Напишите уравнения описанных реакций.

26) Кислород подвергли воздействию электроразряда в озонаторе. Полученный газ пропустили через водный раствор йодида калия, при этом выделился новый газ без цвета и запаха, поддерживающий горение и дыхание. В атмосфере последнего газа сожгли натрий, а полученное при этом твердое вещество прореагировало с углекислым газом. Напишите уравнения описанных реакций.

I A группа.

1. N 2 + O 2 2NO

2NO + O 2 = 2NO 2

2NO 2 + 2NaOH = NaNO 3 + NaNO 2 + H 2 O

2NaNO 3 2NaNO 2 + O 2

2. 2NaCl 2Na + Cl 2

на катоде на аноде

2Na + O 2 = Na 2 O 2

2Na 2 O 2 + 2CO 2 = 2Na 2 CO 3 + O 2

Na 2 CO 3 + 2NH 4 Cl = 2NaCl + CO 2 + 2NH 3 + Н 2 О

3. NaHCO 3 + HNO 3 = NaNO 3 + CO 2 + H 2 O

2NaNO 3 2NaNO 2 + O 2

5NaNO 2 + 2KMnO 4 + 3H 2 SO 4 = 5NaNO 3 + 2MnSO 4 + K 2 SO 4 + 3H 2 O

NaNO 3 + 4Zn + 7NaOH + 6H 2 O = 4Na 2 + NH 3

4. 2H 2 O + 2NaI H 2 + 2NaOH + I 2

2K + I 2 = 2KI

8KI + 5H 2 SO 4(конц.) = 4K 2 SO 4 + H 2 S + 4I 2 + 4H 2 O

3H 2 S + 2K 2 CrO 4 + 2H 2 O = 2Cr(OH) 3 ↓ + 3S↓ + 4KOH

5. 2NaCl 2Na + Cl 2

на катоде на аноде

2Na + O 2 = Na 2 O 2

Na 2 O 2 + SO 2 = Na 2 SO 4

Na 2 SO 4 + Ba(OH) 2 = BaSO 4 ↓ + 2NaOH

6. P 4 + 3KOH + 3H 2 O = 3KH 2 PO 2 + PH 3

2PH 3 + 4O 2 = P 2 O 5 + 3H 2 O

P 2 O 5 + 4NaOH = 2Na 2 HPO 4 + H 2 O

2Na 2 HPO 4 Na 4 P 2 O 7 + H 2 O

Поделиться