Анимационные программы в средствах размещения для молодежи. Примерная летняя анимационная программа для туркомплекса

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

Апажихова Н.В.
г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
[email protected]

Фролова Н.П
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Ламонова О.Ю
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Российская Федерация, студентка 2 курса кафедры социокультурных коммуникаций и актёрского мастерства

Анимационное воздействие на человека во время его отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического, нравственного.

Развлекаясь, молодежь удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных подсистем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.

В настоящее время включение анимационных программ культурно-познавательного, спортивно-оздоровительного, зрелищно-развлекательного, спортивно-развлекательного, приключенческо-игрового характера в содержание досугового пространства повышает их престиж и востребованность в молодежной среде.

Социальная направленность анимационных программ для молодежи выражается в том, что они служат формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Анимационные программы, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха развития культуры человека) по сути своей формируют и развивают личность. Заполняя развлечениями, часть своего свободного времени молодой человек восстанавливает себя и как трудовую единицу.

Так, например, при разработке анимационных программ для молодежи в рамках реализации «Программы развития деятельности студенческих объединений Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина» (направление №2 «Создание условий для организации студенческого досуга, творческих клубов и клубов по интересам») были соблюдены следующие условия:

Дифференцированный подход к выявлению и учету социокультурных потребностей и интересов разных групп молодежи. Так, например шоу-игра «Аниматор», была направлена на студенческую молодежь, и имела свои особенности, которые были направлены на релаксацию и активизацию молодежи.

Включение в анимационные программы популярных в молодежной среде форм досуговой деятельности Культурно-познавательные анимационные программы строятся на приобщении молодых людей к культурно-историческим и духовным ценностям нации, страны, и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, концертов, вечеров поэзии.

Для того чтобы создать анимационную программу, недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо знать и точно понимать возможности каждого выразительного средства, уметь использовать возможности методов художественного монтажа, иллюстрирования, театрализации игры. С помощью этих методов и выразительных различных средств создается программа, т.е. из проекта переходит в реальную конструкцию анимационная программа, в которой решаются социально-педагогические и психологические задачи.

Реализация анимационных программ зависит от профессионального мастерства постановщика и режиссера, определяется умением находить наиболее оптимальные, приемлемые способы воздействия на личность человека, удовлетворения его потребностей и интересов на основе применения универсальных, пригодных для разных организационно-экономических условий методов, представляющих собой определенные закономерности, устойчивые и надежные правила функционирования технологического процесса.

Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера.

Анимационные программы типа «общение по интересам» являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям, темпераментам и т.д. При разработке этих программ ставятся, в частности, следующие цели:

Удовлетворение потребности самовыражения;

Поощрение туристов в развитии своих умений;

Направление развлечений и навыков в созидательное русло;

Изменение имиджа расслабление напряжения;

Избавление от ежедневных проблем и стрессов;

Приобретение дополнительных знаний в области культуры.

Для того чтобы удовлетворить потребности гостей программы анимации должны меняться на протяжении всего сезона по содержанию, интенсивности, времени проведения и по другим параметрам.

Аниматор следит за ходом игры и соблюдением ее правил. При этом необходимо создавать ситуации риска, которые будут вызывать азарт у игроков, а также ситуацию неопределенности – возможности и проигрыша, и выигрыша.

Таким образом, реализация анимационного проекта зависит от профессионального мастерства постановщика и режиссера анимационной программы в сфере туристической деятельности, которое определяется умением находить наиболее оптимальные, приемлемые способы воздействия на личность туриста, удовлетворения его потребностей и интересов на основе применения универсальных, пригодных для разных организационно-экономических условий методов, представляющих собой определенные закономерности, устойчивые и надежные правила функционирования технологического процесса.

Введение

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Молодежь активна, динамична и привыкла к активному отдыху и необходимо разрабатывать такие анимационные программы, которые бы вовлекали молодежь в различные виды социально-культурной активности.
Но проблема в том что, при организации молодежных туров не всегда уделяется должное внимание именно содержанию этих программ. Не проработаны соответствующие методики организации анимационных программ. Это делает туры менее привлекательными, либо побуждает молодежь самостоятельно организовывать свой досуг, не всегда с пользой.
Актуальность данной проблемы обусловила постановку цели данной курсовой работы - выявление технологических особенностей организации анимационных программ для молодежных туров.

В соответствии с целью исследования определяем следующие задачи исследования:

Выявить сущность, специфику и виды туризма в структуре молодежного досуга.
- Охарактеризовать возможности использования анимационных программ в молодежном туризме.

Выявить особенности организации анимационных программ в различных видах молодежного туризма.

Разработать проект анимационной программы тура для молодежи на базе туристического лагеря и определить основные условия ее организации.
Объектом данного курсового проекта стали анимационные программы в молодежном туризме.

Предметом данного исследования является организационно технологическое обеспечение анимационных программ в молодежном туризме.

Глава 1. Теоретическое обоснование роли анимационных технологий в современном молодежном туризме



1.1. Сущность, специфика и виды туризма в структуре молодежного досуга.

Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек более прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы.

В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально- демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.



Определив, кто такая молодежь и выделив ее, как отдельную социально-демографическую группу, рассмотрим досуг молодежи, его особенности и популярные формы.

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающийся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности, молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения, молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.
К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах.

Его можно рассматривать как:

Необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

Источник творческого преобразования индивида в личность;

Форму передачи знаний и социального опыта;

Исходный пункт самосознания личности;

Регулятор поведения людей в обществе;

Самостоятельный вид деятельности;

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:
· в эмоциональном контакте, сопереживании;

· в информации;

· в объединении усилий для совместных действий.

Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая, имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

· по времени (кратковременные, периодические, систематические);

· по характеру (пассивные, активные);

· по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
Обзаведение собственной семьей в значительной степени стабилизирует временный бюджет, сокращает свободное время молодого человека и делает его досуг близким по структуре к досугу взрослого. До появления детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей свободное время резко сокращается, с особенности у женщин. Возрастает тенденция к семейному проведению досуга, в котором усиливается рекреативная функция.

Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.

Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.
Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.
В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Значение данных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, что бы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

В настоящее время новые тенденции в образе жизни молодежи оказывают значительное влияние на выбор форм проведения отдыха. Такие факторы как демографические особенности молодежи, их индивидуальный и групповой интересы, отношение к проведению досуга и свободного времени, изменили характер молодежного спроса и привели к созданию нового вида отдыха молодых людей – молодежного туризма.

Молодежный туризм – это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и потребностей для экспонирования новых возможностей и способов использования в общественной жизни.
Отличительной особенностью молодежного туризма является то, что

молодежь является самой непритязательной социально-демографической группой. Ее в меньшей степени интересует качество продуктов и уровень обслуживания. Для молодежи необязательны высококлассные условия в туристической поездке, ее в большей степени интересует определенный уровень комфорта, умеренные цены и насыщенная культурно-досуговая деятельность, отвечающая их возрастным потребностям.
Как известно потребительский выбор молодежи определяют наклонности и привычки индивида, его вкусы, предпочтения и мотивация. Все эти характерные черты позволяют ответить на вопросы: почему большое количество молодых людей ежегодно отправляются в путешествие.
Говоря о конкретных мотивах участия молодежи в туристической деятельности, следует иметь в виду, что ведущим ее началом является стремление содержательно и интересно провести свободное время.

Обратимся к известной теории мотивации Маслоу, который считает, что разнообразные потребности людей имеют неодинаковую значимость для человека и в совокупности образуют строгую, иерархическую структуру. Туристическое начало присутствует в каждом из слоев этой пирамиды. Суть этой теории заключается в том, что основание пирамиды составляют самые настоятельные, базовые потребности, требующего первоочередного удовлетворения. Они носят биогенный характер и являются средством внутренней биологической напряженности – голода, жажды, дискомфорта. На этой ступени находится и потребность молодежи в отдыхе. Она становится важной мотивацией туризма.

Следующий уровень, по его мнению, образуют социальные потребности. Маслоу называет их – потребности в причастности. Это понятие включает чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Молодежи свойственно стремление к общению и праздникам, взаимному познанию и пониманию, диалогу и обмену мнениями. Туризм способствует удовлетворению потребностей к причастности.

В отдельную категорию выделены потребности молодых людей в уважении: в личных достижениях, компетентности, самоутверждении, признании со стороны окружающих. Их реализация зависит от положения молодого человека в обществе. Молодые люди действуют в соответствии с ценностными представлениями, интересами и поведением, свойственным стабильной социальной группе, к которой принадлежат. Современная молодежь в настоящее время стремится к более высокому общественному статусу, и туризм как фактор причастности к определенному слою – позволяет реализовать это желание в данном случае в отдыхе.

Характер использования досуга в туризме позволят утвердиться молодой личности, что иногда трудно сделать в учебном заведении, на производстве. Сфера туризма предоставляет молодому человеку большую свободу выбора.
Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что молодежный туризм, являясь одной из форм молодежного досуга, имеет большое значение в жизни молодого человека, так как он направлен на восстановление физических и психических сил, удовлетворяет потребности молодого человека в общении, развлечениях, активном и подвижном отдыхе.

1.2. Возможности использования анимационных программ в молодежном туризме

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (anima-воздух, ветер, душа; animatus-одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, вовлечение в активность.

Анимация-это своеобразная услуга, преследующая цель - повышение качества обслуживания, и в то же время - это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, тоже преследующая цель- продвижение туристического продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса.

Гостиничная анимация является одним из эффективных средств привлечения гостей в отель. Она влияет и на позитивную оценку работы отеля в целом. Это своеобразные дополнительные услуги клиенту, цель которых пробудить в них положительные эмоции, почувствовать удовлетворение от отдыха и желание приехать в этот отель еще раз.
Туристская анимация- это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. Основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участи их в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Это разновидность туристической деятельности, осуществляемой в туркомплексе, отели, круизном теплоходе, поезде, которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга.
Туристская анимация - это наиважнейшая часть совокупной деятельности на туристском предприятии, важнейшая часть турпродукта. Конечной целью туристской анимации является удовлетворенность туриста отдыхом - его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции туристской анимации.

Урбанизация создала различные негативные последствия: повышенную плотность городского населения, увеличенные жизненные нагрузки, усталость от множественных случайных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.

Реакцией на эти негативные последствия является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психологическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть в кругу друзей в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого – повышенный спрос на такие туристские услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного туризма, хобби-туры, экологические природоориентированные туры, экскурсионно-развлекательные маршруты, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановительные услуги.

Таким образом, изменение уклада, стиля жизни современного молодого человека, характера ее трудовой и учебной деятельности в связи с индустриализацией и урбанизацией привело к изменению ее потребностей в отдыхе и соответственно к изменению содержания туристского продукта. Теперь помимо размещения и питания он стал включать и другие элементы, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке. В обиходе туристской деятельности и терминологии гостиничного обслуживания возникло понятие «туристская анимация» - вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных потребностей туриста.

Простые формы анимации всегда являлись ограниченной частью туристской деятельности и турпродукта, но массовым, индустриальным явлением туранимация становится в 1970-е годы в результате увеличения потребительского спроса на разнообразные турпродукты и услуги в разных странах, а также в результате отклика турпредприятий на спрос.
В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции туристской анимации:

§ адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

§ компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

§ стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

§ оздоровительную, направленную на восстановление развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

§ информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;

§ образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

§ совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;
§ рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме.
Такое разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, а также и большую разновидность анимационных программ и мероприятий.

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связанно с многообразием

существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности.

Здесь мы будем говорить о туристской рекреационной и гостиничной

анимации для молодежи, поэтому разграничим эти понятия.

Рекреационная анимация - вид досуговой деятельности, направленной на

восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводится как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жителями. Это дает право утверждать, что понятие «рекреационная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация».

Туристская и гостиничная анимации тесно связаны с рекреационной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах, и санаториях, так и в специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, отвлечения их от повседневных забот, в повышении настроения, т.е. в восстановлении жизненных сил и энергии.

Туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как пол, возраст, национальность, а также активность участия туристов.

С точки зрения системного подхода туристская анимация – это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении, развлечении. Все эти потребности присущи молодежи, следовательно, молодежному туризму просто необходимы следующие виды анимации, удовлетворяющие их потребности:
- анимация в движении - удовлетворяет потребность молодого человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;
- анимация через переживание – удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

Культурная анимация – удовлетворят потребность молодежи в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

Творческая анимация – удовлетворяет потребность молодых людей в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество;

Анимация через общение – удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение.

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ.
Анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Анимационные программы на протяжении всего периода пребывания туриста в отеле должны обеспечить ему полную удовлетворенность (ощущение исполнения желания, мечты, достижения цели путешествия).

При организации анимационных программ необходимо учитывать особенности, присущие различным возрастным категориям отдыхающих на туристских объектах. Молодежь - очень активный народ, и главное для них – провести свой отдых максимально весело и интересно. К данному периоду жизни юноши и девушки становятся физически зрелыми, формируются их характеры и мировоззрения. Основными видами деятельности этого периода являются учеба и производительный труд, которые требуют большого напряжения сил. Но энергии в этом возрасте не занимать, поэтому в досуговую программу для молодых людей можно включать: КВНы, вечера и дискотеки, фестивали и шоу, аукционы, ярмарки, спартакиады, олимпиады и диспуты, театральные представления, а также различные игры.

Анимационная деятельность на туристском предприятии должна быть тщательно спланированной, регламентированной и организованной как финансово, так и методически.

Стратегия анимационной деятельности определяется стратегическим видением и миссией туристского гостиничного комплекса. Анимационное гостиничное подразделение должно иметь свои цели (краткосрочные и долгосрочные) и задачи для достижения общей цели гостиничного предприятия – успешного функционирования на рынке сферы обслуживания. Выполнение этих частных целей и задач ведет к общей заинтересованности в результатах работы всего предприятия.

Создание стратегии – глубокий, творческий, азартный процесс. Это особенно касается анимационной деятельности. Здесь трудно дать жесткие рекомендации по планированию и формулировке концепции. Назовем лишь те элементы корпоративной гостиничной философии, которые можно использовать при создании концепции анимационной деятельности конкретного предприятия сферы гостеприимства:

Использование каждой возможности, чтобы пробудить гостей к активной жизни, привести их в восторг, добавить им удовольствия, познакомить друг с другом, чтобы они с первых минут пребывания в отеле почувствовали себя комфортно, обеспечить им приятный, запоминающийся отдых, создать семейную атмосферу радости и дружбы.

Создание расслабляющей обстановки.

Территориальное рассредоточение анимационных программ (гости не должны испытывать помех от развлечений других).

Наличие эксклюзивной анимации, предварительное анонсирование и приглашение гостей.

Соблюдение высокого единого стандарта: каждый гость обслуживается одинаково.
- создание условий для неограниченной свободы проведения отпуска с наименьшим количеством правил.

Использования во всем единого дизайна и униформы.

В гостиничной анимационной концепции должны быть сформулированы основные требования к построению программ. В качестве базовых требований можно определить следующие:

1. Программами должны быть охвачены все способы досуга.
2. Реализация программы должна превзойти ожидания гостей.
3. Программы должны обеспечить расслабляющую, приятную обстановку.
4. Ежегодно программы должны изменяться для удовлетворения растущего желания и ожидания гостей, особенно завсегдатаев.

5. Для достижения адаптивности необходимо обеспечить баланс между стандартизацией (общими элементами) программы и ее неповторимостью (эксклюзивными элементами).

6. Программа каждого дня должна содержать сюрприз, интригу, предлагать одновременно 3-4 мероприятия и соответствовать различным желаниям и интересам.
7. Программа должна быть ненавязчивой, а завлекательной.

Немаловажное значение в концепции анимации занимает следование единому стандартному фирменному стилю. Фирменный стиль должен присутствовать во всех сферах деятельности туристского комплекса и в том числе в анимационных услугах.

Технология создания и реализации анимационных программ для молодежи, как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем. Рассмотрим каждую из них:

Организационная – организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;

Инструкторско-методическая – создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;

Режиссерская – распределение ролей, составление планов репетиций, постановка спектакля, шоу;

Техническая – подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т.д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.
Успех анимационной программы во многом зависит от правильно организованной рекламной кампании. Реклама, как известно, это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Это инструмент, с помощью которого потребителю дается информация о содержании, особенностях, привлекательности конкретной программы с целью заинтересовать его, побудить приобрести рекламируемых товар и стать участником анимационной программы.
В гостиничных комплексах на видных местах вывешиваются стенды с информацией о развлечениях, где должны быть указаны анимационные мероприятия, время их проведения и другие необходимые сообщения. Анимационную программу дня необходимо сообщать утром по гостиничному радио. В некоторых отелях, чтобы дополнительно привлечь внимание гостей к анимационным программам, по территории комплекса расхаживает клоун в разноцветном костюме и приглашает гостей на мероприятие. Важно, чтобы манера поведения клоуна была дружелюбной, а информирование велось в развлекательной форме, передающей атмосферу анимационной деятельности в гостинице.
Важное место в анимационной программе занимает игра. Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. С помощью игры познается мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление.

Главное назначение игры – развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т.д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их определяет главная цель – развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.
К основным функциям игры относятся:

Коммуникативная – обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты;

Деятельностная – выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром;

Компенсаторная – восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

Воспитательная – организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;

Педагогическая, дидактическая – развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
- прогнозирующая – предсказывающая, экспериментирующая;

Моделирующая – связывающая действительность с нереальным;
- развлекательная – создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;

Релаксационная – снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;

Психотехническая – перестраивающая психику игрока для усвоения больших объемов информации;

Развивающая – корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления.

Игра занимает важнейшее место в жизни туристов. В практике туристских предприятий используют игры ролевые, дидактические, народные, подвижные, игры с пением, географические, литературные, интеллектуальные игры, познавательные, шуточные, музыкальные, спортивные, сюжетные, и массовые.
Игра как уникальное пространство обладает огромным творческим потенциалом, который необходимо использовать в целях туристской анимационной деятельности. Игра может быть использована для того, чтобы научить туристов:

Жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения;

Быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с коллективом;

Осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов;

Существует много различных функций игры. Все они тесно взаимосвязаны и их объединяют главные цели – развлечение плюс развитие основных физических и нравственных качеств, заложенных в человеке.

В повседневной жизни мы рассматриваем игру как развлечение и отдых, способ хорошо провести время. Разработано и придумано множество различных тестов, игр, конкурсов, соревнований и викторин, которые имеют разную направленность. Эти виды развлечений могут быть юмористические, интеллектуальные, научные, экспериментальные, психологические, педагогические и др. Поэтому необходимо организовывать анкетирование среди молодых людей с целью выявления их пожеланий и интересов, чтобы все действия, направленные на молодежь, вызывали духовный подъем, положительные эмоции, жизненный тонус и отвлекали подрастающее поколение от пагубных привычек: наркомании, курения, пристрастия к алкоголю и т.д.

Роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой мысли – интеллектуальной, физической, эстетической, этической, духовной. Игра учить соотносить свою позицию с позицией другого ее участника и доставляет радость творчества, победы. Она становится мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что туристская анимация - это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном времяпровождении, развлечении.

Организация анимационных программ в различных видах молодежного туризма

Для того чтобы создать анимационную программу, недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения.

Необходимо знать и точно понимать возможности каждого выразительного средства, уметь использовать возможности методов художественного монтажа, иллюстрирования, театрализации игры. С помощью этих методов и выразительных различных средств создается, т.е. из проекта переходит в реальную конструкцию анимационная программа, в которой решаются социально-педагогические и психологические задачи.

Применение тех или иных методов невозможно без освоения сценарно-режиссерской технологии анимационной деятельности, которая составляет основу зрелищных мероприятий и включает принципы драматургии (массового действа, которое создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы) и режиссуры массовых анимационных программ.
Практическое применение методик создания сценария подчиняется определенным принципам, закономерностям и способам, т.е. имеет свою драматургию, так как если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала создается идейно-насыщенный спектакль, то в анимационной программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического или исторического материала, реальных героев или исторических персонажей.

Создание сценария программы и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью (причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим), носить характер «зримого сценария», т. е. быть не просто литературно описательным, а предвидеть все эпизоды, узловые моменты действия и то, как они будут происходить.

Сценарий анимационного мероприятия специфичен. Его специфика заключается в том, что это не просто художественное произведение, а развернутый план действий, включающий разнообразнейшие элементы, каждый из которых имеет свое содержание и структуру.

Важным этапом работы над сценарием является композиционное решение, т. е. построение, расположение компонентов, составляющих действие, установление между ними смысловой и хронологической зависимости, порядок

их включения в действие.

Кроме общего композиционного решения в сценарии разрабатываются и композиции каждого из входящих в него элементов – конкурсов, игр, концертов, представлений, аукционов. Так как каждая форма массовой анимационной деятельности является действием организованным, то оно строится на основе общих драматургических принципов.

Анимационные программы, которые разрабатываются в контексте определенных видов молодежного туризма, имеют свои особенности. Они направлены на релаксацию и активизацию туристов.

Спортивные анимационные программы предназначены для туристов увлекающихся тем или иным видом спорта и приехавших в спортивно-туристский комплекс для занятий спортом по определенной системе тренировок в сочетании с отдыхом.

Спортивно оздоровительные программы отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей спорта и активного отдыха, для которых туркомплекс – это единственное место и возможность восстановления сил и здоровья через активные физические нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха.

Спортивно-развлекательные программы ориентированны на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечение туристов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания.
Спортивно-познавательные программы строятся на приобщении туристов к духовно-нравственным ценностям в процессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии).

Экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел).

Культурно-познавательные анимационные программы туркомплекса строятся на приобщении туриста к культурно-историческим и духовным ценностям нации, страны, местного населения и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, концертов, вечеров поэзии. Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интеллектуального развития.

Приключенческо-игровые анимационные программы строятся на прикосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, посещение пещер, пиратской вылазке, вечере народных преданий и легенд, ночном походе, тематическом пикнике). Эти программы имеют спрос независимо от пола, национальности, образования отдыхающих.

Любительские (творческо-трудовые) анимационные программы строятся на привлечении туристов к творчеству, состязанию в изготовлении местных поделок, что вызывает у них интерес к национальным особенностям местного населения. После участия в такой программе гость отмечает, что научился общению на местном национальном языке, познакомился с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т.д. Формы проведения этих программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природных материалов, конкурс любительской фотографии, выставка песочной скульптуры, фестиваль авторских стихов и песен.

Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера.

Анимационные программы типа «общение по интересам» являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям, темпераментам и т.д. При разработке этих программ ставятся, в частности, следующие цели:

Удовлетворение потребности самовыражения;

Поощрение туристов в развитии своих умений;

Направление развлечений и навыков в созидательное русло;

Изменение имиджа расслабление напряжения;

Избавление от ежедневных проблем и стрессов;

Приобретение дополнительных знаний в области культуры.

Для того чтобы удовлетворить потребности гостей программы анимации должны меняться на протяжении всего сезона по содержанию, интенсивности, времени проведения и по другим параметрам.

Работу по подготовке и проведению той или иной анимационной программы для молодежи можно разделить на несколько этапов.
Первый этап – подготовительный, включающий:

Анализ предлагаемых анимационных программ;

Определение целей и задач;

Выбор места и времени проведения программы;

Проектирование анимационной программы с учетом возрастных, этнических и прочих особенностей потребителей данной услуги;

Создание или подбор сценариев анимационных мероприятий, включенных в программу;

Составление сметы расходов на проведение программы;

Подбор творческих коллективов и распределение обязанностей внутри анимационных команд;

Техническую подготовку (подбор материальных пособий, закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, реквизита и т.д.).

Установку звуковой и световой аппаратуры, других технических средств, оформление сцены, изготовление фонограмм и пр.;

Проведение репетиций, обучение правилам игр и пр.;

Второй этап – начальный, в течение которого:

А) туристы, гости отеля информируются о наличии и содержании анимационной программы для различных групп и категорий туристов;
Б) с гостями устанавливается контакт, производится запись на различные анимационные программы и сбор заявок.

Третий этап – содержательный, этап проведения анимационной программы. Это ответственная работа для всех участников: необходимо соединить усилия всех задействованных аниматоров и решить поставленные задачи.

Четвертый этап – заключительный, в ходе которого происходит подведение итогов:
- награждение участников и прощание с гостями;

Анализ проведенной программы;

Анкетирование потребителей с последующим анализом;

Работа над усовершенствованием программы.

Особое значение в организации анимационных программ в молодежном туризме занимает методика подготовки и проведения различных игр.

Методика организации игры заключается в следующем:

§ определяется художественное решение игры;

§ проводится предварительная работа с аудиторией;

§ выделяются ведущие (лидеры) и участники игры из числа туристов;

§ определяется система награждений победителей;

§ объясняются правила игры.

Аниматор следит за ходом игры и соблюдением ее правил. При этом необходимо создавать ситуации риска, которые будут вызывать азарт у игроков, а также ситуацию неопределенности – возможности и проигрыша, и выигрыша.
Важно создать такие условия для молодых туристов, при которых они могли бы сами организовывать отдельные элементы игры. Например, дать возможность им самим выбрать место проведения игры. Это может быть специальное помещение на турбазе. Возможно, туристам захочется провести развлекательное мероприятие в баре, саду, дискотеке, пляже, у костра, бассейна и т.п. Предложение отдыхающим самостоятельно выбрать художественное решение игры поможет налаживанию контактов и сближению туристов в группе. После того как игра будет подобрана и составлена, необходимо создать дополнительную, запасную программу на случай непредвиденных обстоятельств. После проведения игры аниматор должен сделать анализ игровой программы, который позволит дать объективную оценку условиям ее проведения, выявить все положительные, отрицательные моменты, а также недостатки, что в дальнейшем даст возможность не делать подобных ошибок.
Игра в анимационных программах туристских маршрутов – это важная их часть, от которой в значительной мере зависят приятные или неприятные воспоминания о развлекательной стороне путешествия, поэтому так важно, чтобы анимационная программа была тщательно продумана и разработана.
Таким образом, реализация анимационного проекта зависит от профессионального мастерства постановщика и режиссера анимационной программы в сфере туристической деятельности, которое определяется умением находить наиболее оптимальные, приемлемые способы воздействия на личность туриста, удовлетворения его потребностей и интересов на основе применения универсальных, пригодных для разных организационно-экономических условий методов, представляющих собой определенные закономерности, устойчивые и надежные правила функционирования технологического процесса.

Список использованной литературы:

1. Вершковский Э.В. Режиссура массовых представлений. – М.: Просвещение
2. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа

3. Гальперина Т. И. Актерское мастерство в деятельности менеджера туристской анимации. - М.: РИБ «Турист», 2004.

4. Гаранин Н. И., Булыгина И. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. – М.: Советский спорт, 2004.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997.

6. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995

7. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М., 1998.

8. Курило Л. В. Теория и практика туристской анимации в 2 т: Т.1. Теоретические основы туристской анимации. - М.: Советский спорт, 2006.

9. Новаторов Р. Б. Культурно – досуговая деятельность. Словарь-справочник. Омск: АГИК, 1992.

10. Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. - М.: Мир деловой книги, 1997.

11. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес. – М., 1998

Спортивная анимационная программа «Дух леса». Сценарий

Автор: Носова Анна Викторовна, преподаватель ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» .
Описание материала : Сценарий досуговой программы, задания. Данный материал будет полезен для классных руководителей, организаторов досуга студентов, организаторов походов выходного дня.
Цель – активизация культурно-досуговой деятельности студентов
Задачи :
Воспитание взаимоуважения, работы в группе, ответственности за общее дело.
Приобщение к культуре, национальным традициям.
Приобщение к здоровому образу жизни.
Оборудование : веревка, карта местности, ключи, банки с обозначенными цифрами, реквизит для сооружения рогатки (можно взять готовые), кодовый замок, компас, алфавит с порядковой нумерацией, Q-коды с заданиями, водяные пистолеты, пластмассовые колбы, пластмассовый шарик, зашифрованный алфавит, контейнеры для размещения подсказок на бумажных носителях.
Ход мероприятия :
Наша земля Коми большая и вся лесами скрыта. Леса глухие, тёмные, стеной стоят. А зверя да птицы в лесах – тьма-тьмущая, не сосчитать. С давних пор жил в тех местах Пера–богатырь – защитник родины, хозяин тайги.
Главным соперником Перы был злой лесной дух, леший - Ворса. Люди из-за него блуждали по лесу, не могли дорогу до дому найти. Скотина пропадала в его лесах. Иногда бывало младенцев менял на полено или своего уродливого ребенка.
Со всеми его злодеяниями народу помогал бороться Пера, но на этот раз Ворса зашел далеко. И вот как-то вызвали они друг друга на состязание, кто выиграет, тот и будет хозяйничать в лесу. Но Ворса схитрил, и ночью украл у Перы мешочек с землей, что ему дала наудачу мать, сама Парма.
Запутал все следы Ворса, запер мешочек в сундук железный, а ключ спрятал среди других похожих, и разбросал их по разным местам, да и еще испытания разные придумал, чтобы ключ заветный никто не нашел.
Вот и обратился Пера к Вам, жителям Коми, за помощью. Вам предстоит пройти сложный путь, проявить смекалку, силу и командный дух! Преодолеть все испытания, найти ключи и вытащить мешочек из сундука. Только вот много людей вызвались помочь Пере, кто быстрее достигнет цели, того он и отблагодарит!
Ваш путь начинается!
3 команды по 7 человек . Каждой команде присваивается определенный цвет. На старте участникам выдается карта с соответствующим цветовой гамме маршрутом. Маршрут можно построить с помощью сервиса Яндекс.карты. Задача команды, следуя по маршруту пройти все контрольные пункты (10), выполнить задание, в результате которого получают «ключ». Всего участники должны принести на место бивуака 8 «ключей». При определении призовых мест учитывается нахождение всех контрольных пунктов и количество выполненных заданий, время прохождения от старта до финиша.
В заключении дня участники будут награждены кубками, дипломами и значками. Всех ожидают посиделки с песнями у костра, ужин.
Задания
1 КП: Дерево с ключами
Между двумя деревьями натянута веревка, по середине которой висит «ключ». Задача участников с помощью подручных средств, соорудить приспособление для того чтобы достать «ключ», открыть емкость с кодом.
2 КП: Сундук Ворсы
На ветке дерева висит канат, завязанный в различных местах. Чтобы добыть ключ, участнику потребуется полностью освободить канат от всех узлов. После этого ключ и емкость с кодом окажутся на свободе.
3 КП: Стрелок
Задача команды: сбить выстрелами из рогатки (необходимо соорудить самому) все банки с цифрами, написанными на их донышках, сложить код от замка и достать контейнер с кодом КП.
4 КП: Тропа Ворсы.
Задача команды: пройти по натянутой на высоте от 1 до 4 метров стропе, держась только за лианы, свисающие откуда-то сверху. У основания каждой лианы находятся цифры, сложив которые получится код, с помощью которого участники откроют замок, держащий веревку (цепь), освободят контейнер с кодом КП и реквизитом для прохождения следующего задания.
5 КП: Сторона света
Задача участников правильно определить противоположные стороны. Сопоставить первую букву обозначения с порядковым номером в алфавите, сложив полученные цифры, команда получит число шагов до места, где спрятан вспомогательный реквизит для выполнения задания на следующем КП. (вспомогательный реквизит - алфавит с порядковой нумерацией).
А) Если встать лицом к северу, сзади будет__________________________, слева - __________________, справа - ___________________________.
Б) Если встать лицом к югу, то сзади будет______________________, слева - __________________, справа - ___________________________.
В) Если встать лицом к западу, сзади будет__________________________, слева - _________________, справа - ____________________________.
Г) Если встать лицом к востоку, сзади будет_________________________, слева - _________________, справа - ____________________________.
Ответ: Если встать лицом к северу сзади будет юг, слева запад, справа восток.
Если встать лицом к югу сзади будет север, слева восток, справа запад.
Если встать лицом к западу сзади будет восток, слева юг, справа север
Если встать лицом к востоку сзади будет запад, слева север, справа юг.
А) Ю (32) + З (9) + В (3)= 44 * 4 = 176 – шагов до места расположения вспомогательного реквизита.
6 КП: Математика Ворсы
Интеллектуальное задание, которое по силам только дружной команде: необходимо решить логическую задачу, но прежде всего расшифровать Q-код с заданием, составить код КП, отметить на карте.
5555 = 0
9313 = 1
8193 = 2
8096 = ?
Ответ: 3. Количество букв «Е» в названии цифр.
5555=0
9313=1 (дЕвять)
8193= 2 (восЕмь, дЕвять)
7 КП: Шифр Ворсы
Задача участников установить, по какому принципу выстроена данная последовательность. Составить слова, означающие кодовые цифры, отметить на карте КП и следовать дальше.
3 6 16 14 19 28
10 18 20
6 19 20 26 28
17 20 28 33
Ответ: все цифры следуют друг за другом в соответствии с алфавитным порядком их названий (шесть, три, шестнадцать, и т.д.). Сопоставив цифры и буквы, находящиеся под ними в алфавите, составьте слово и откройте замок.
(Восемь) 3 6 16 14 19 28
(Три) 10 18 20
(Шесть) 6 19 20 26 28
(Пять) 17 20 28 33
8 КП: Рогатки
На контрольном пункте стоит большая колба, на дне лежит шарик, внутри которого находится информация о ключе. Задача участников с помощью водяных пистолетов наполнить колбу и поднять шар на поверхность. В шаре находится код КП, а также подсказка, где находится вспомогательный реквизит, для преодоления следующего КП.
9 КП: Азбука Морзе
Участникам необходимо с помощью подсказки, расшифровать место нахождения контейнера с кодом КП и памятками для прохождения следующего задания, следует отметить контрольный пункт на карте и двигаться дальше.

Слова:

10 КП: Азимут
На последнем контрольном пункте участникам необходимо, отметить КП на карте, затем, определить азимут, направление и расстояние от точки 10 КП до точки финиша, с помощью карты, компаса. Записать полученные результаты на бумагу, поместить ее в контейнер на контрольном пункте и следовать на финиш.

Анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект. Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ.

При организации анимационных программ необходимо учитывать особенности, присущие различным возрастным категориям. Молодежь - очень активный народ, и главное для них – провести свой отдых максимально весело и интересно. К данному периоду жизни юноши и девушки становятся физически зрелыми, формируются их характеры и мировоззрения. Основными видами деятельности этого периода являются учеба и производительный труд, которые требуют большого напряжения сил. Но энергии в этом возрасте не занимать, поэтому в досуговую программу для молодых людей можно включать: КВНы, вечера и дискотеки, фестивали и шоу, аукционы, ярмарки, спартакиады, олимпиады и диспуты, театральные представления, а также различные игры.

Анимационная деятельность в сфере досуга должна быть тщательно спланированной, регламентированной и организованной как финансово, так и методически.

Под технологией создания анимационных программ понимается комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений). Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты.

Технология создания и реализации анимационных программ для молодежи, как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем. Рассмотрим каждую из них:

Организационная – организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов.

Инструкторско-методическая – создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта.

Режиссёрская – распределение ролей, составление планов репетиций, постановка спектакля, шоу.

Техническая – подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т.д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.

Технологический процесс создания анимационных программ

включает следующие элементы:

Объект деятельности - обслуживаемые туристы, население (группы и отдельные личности);

Субъект деятельности – руководитель, специалист анимационной службы;

Собственно анимационная деятельность со всеми ее компонентами – процесс взаимодействия субъекта на объект.

Все элементы функционирования технологического процесса находятся в единстве взаимодействий и образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности, люди, участники программы. Все предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Поэтому специалистам-аниматорам надо знать эти потребности, изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы молодежи. Без знания людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата и на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию.

Успех анимационной программы во многом зависит от правильно организованной рекламной кампании. Реклама, как известно, это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Это инструмент, с помощью которого потребителю дается информация о содержании, особенностях, привлекательности конкретной программы с целью заинтересовать его, побудить приобрести рекламируемых товар и стать участником анимационной программы.

Анимация рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.

Функции анимационных программ – организация и руководство культурными, оздоровительными и спортивными мероприятиями, их дальнейшее распространение среди туристов.

В период формирования анимационной программы ее организаторам следует ответить на вопросы:

1. Для кого делается программа, где определяется:

· возраст и пол будущих зрителей;

· социальное положение и профессиональную занятость;

2. Что заложено в основу анимационной программы (главная идея и цели ее достижения);

3. Как построить анимационное событие.

Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как можно больше участников.

Создание проекта анимационной программы предполагает изначально определить ее цели, задачи, содержание, замысел реализации. Проект - это заранее разработанная модель поступательных действий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения намеченных мероприятий по организации, созданию и реализации той или иной программы.

Методика организации этого процесса зависит от нескольких факторов:

Первый фактор - социальная значимость и масштабы проводимого мероприятия.

Оно может проводиться как общенародный государственный или религиозный праздник, как юбилей, посвященный какому - либо историческому событию; как фестиваль городов-побратимов и др.

Второй фактор - конкретное место проведения (парк, улица, площадь, стадион, усадьба, старинный кремль, архитектурный ансамбль, берег реки).

Третий фактор - содержание мероприятия (художественно-историческое, спортивно - техническое, эстрадно - танцевальное и др.).

Учет перечисленных факторов – это, в первую очередь, учет потенциальной численности участников анимационной программы, на что необходимо обращать внимание при ее организации. Существуют пределы допустимого количества людей в определенной окружающей среде. Масштабы и конкретные условия, в которых протекает зрелищная анимационная деятельность, представляют собой некую специфическую среду. Если количество людей в данном пространстве превышает оптимальный уровень, а в критические моменты - вообще допустимый, человек перестает воспринимать происходящее. Его восприятие будет сосредоточено только на большом количестве людей, и он будет стремиться покинуть эту среду.

Такая ситуация возникает в тех случаях, когда мероприятие проводится в открытой среде улицы, площади, парка и концентрируется в одном локальном месте. С изменением окружающей среды изменяется и поведение человека, его переживания, реакция, восприятие. Формирование оптимального количества участников анимационных программ в естественной среде является необходимым условием эффективности их проведения. Основным инструментом формирования массовой аудитории, позволяющим привлечь участников массовых зрелищных анимационных мероприятий, является реклама. Психологически обоснованная реклама представляет собой действенный канал передачи нужной информации нужному лицу.

Сообщая человеку о предстоящем мероприятии, необходимо учитывать особенности, вкусы, привычки, ценностные ориентиры той категории людей, на которых оно рассчитано, видеть тот адресат, к которому обращаешься.

Поэтому далеко не всегда реклама должна быть броской, эффектной во что бы то ни стало. Она может быть краткой, деловитой, шутливой, то есть разной в зависимости от адресата. На основе отбора возникает замысел программы, ее креативная разработка. Самый хороший замысел так и останется только замыслом, пока он не будет заключен в литературную форму.

Таким образом, следующим этапом является написание литературного сценария программы. В сценарии при создании художественно-анимационной программы необходимо добиваться слияния социальной, философской, исторической, жизненной и эстетической концепций.

После написания сценария наступает творческий этап выработки режиссерского решения программы, в основе которого лежит режиссерский план, где изложены основные компоненты представления, последовательность номеров в эпизодах и последовательность самих эпизодов в программе. Затем разрабатывается пространственная сценография с учетом местных условий и природно-архитектурного ландшафта, т.е. придуманные эпизоды сценария должны быть «вписаны» в естественный ландшафт, где будет происходить действие.

Далее составляется репетиционный план, где указываются сроки подготовки, определяются исполнители, музыкальный материал, оформление, запись фонограммы, репетиции. После проведения репетиций, для реализации программы составляется монтажный лист – графическое изложение режиссерского плана. В нем точно расписываются все компоненты каждого номера, все средства его обеспечения, содержатся задания всем службам. Режиссер анимационной программы должен разработать алгоритм создания проекта программы.

Подготовка анимационной программы включает следующие этапы:

Первый этап - этап творческого проектирования. Он начинается с подготовительной организационно - методической работы и включает в себя:

Определение формы будущей анимационной программы с ориентацией на определенную аудиторию, специфику режиссуры;

Точный выбор места проведения анимационной программы, исходя из предварительной сценарной заявки;

Создание полного сценария анимационной программы;

Составление сметы расходов на проведение анимационной программы;

Поиск актеров и творческих коллективов на местах проведения программ.

Второй этап - репетиционно-постановочный. Этап включает в себя:

Проведение организационных мероприятий на месте проведения анимационной программы;

Изготовление необходимых декораций, костюмов, реквизита;

Аренда звуковой и световой аппаратуры, других технических средств, изготовление или аренда сцены;

Изготовление фонограммы анимационной программы в студии;

Аренда транспорта для перевозки технических средств, артистов;

Проведение репетиций с коллективами и солистами сначала в закрытом помещении, а затем несколько репетиций непосредственно на месте проведения анимационной программы;

Третий этап - творческий результат. Этап включает в себя:

Проведение художественно - исторической программы в естественном ландшафте в назначенное время;

Видео и фотосъемка анимационной программы.

Четвертый этап - подведение итогов. В ходе данного этапа происходит:

Неформальное обсуждение работы оргкомитета и анимационной команды;

Выплата гонораров артистам и режиссерско - постановочной группе;

Изготовление видеофильма и фотоальбома об анимационной программе.

Таким образом, технология создания анимационной программы предполагает поэтапное решение. Поскольку каждая анимационная программа имеет свою тематику, цель и задачи, то очень важно, чтобы применяемые методы обеспечивали реализацию содержания программы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические аспекты анимационных услуг, предоставляемых предприятием сферы сервиса. Гостиничные анимационные услуги и программы. Резюме ЗАО "Пасифик". Финансовая стоимость и рентабельность предложенной анимационной программы "Школа волшебников".

    дипломная работа , добавлен 26.06.2012

    Значение, особенности гостиничной анимации. Гостиничные программы и анимационные услуги. Зрелищно-развлекательные программы. Организация работы развлекательной службы гостиничного предприятия. Технология создания и реализации. Разработка правил поведения.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Теоретические аспекты перспектив развития анимации в туризме. Исследования подготовки, технологии разработки анимационного обслуживания для детей. Разработка детской анимационной программы обслуживания на территории отеля "Планерное" в Химкинском района.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2010

    Типология, виды и функции анимации в формировании санаторно-курортных услуг. Анализ показателей деятельности санаториев Приморского края. Разработка перечня услуг комплекса "Седанка". Анимационные программы для смешанных взрослых групп и для детей.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2012

    Анимационное обслуживание в отелях. Создание определенного климата в гостинице. Анимационные программы в индустрии гостеприимства. Спортивно-оздоровительное направление. Культурно-досуговые мероприятия. Анимации в России. Консьерж тот же аниматор.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2007

    Расположение, вместимость и сервис отеля Esperides Sofras. Ознакомление с тематическими развлекательными программами для детей 6-12 лет. Разработка анимационной программы для пассивных туристов на 10 дней пребывания в санаторно-курортном заведении.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2014

    Понятие анимационной программы. Особенности, присущие различным возрастным категориям отдыхающих на туристских объектах. Технология создания и задачи анимационной программы. Особенности тематических мероприятий. Разработка композиции будущего сценария.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Специфика и значимость игры в туристской анимационной деятельности для детей. Разработка игровой анимационной программы для детей на основе анализа региональной анимационной деятельности в туристской сфере и потребностей клиентов в анимационных услугах.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2014

Поделиться