Как снять вентилятор охлаждения с процессора. Как снять кулер с процессора: пошаговая инструкция

В данной статье мы рассмотрим такой процесс как снятие вентилятора радиатора ВАЗ 2110. Для чего же его снимать? Ну тут причин может быть множество — начиная от неполадок самого вентилятора, заканчивая тем, чтобы добраться до радиатора.

Что же потребуется для такого ремонта? Всего лишь ключ «на 10» и крестовая отвертка.

Первым делом подготавливаем автомобиль к съему вентилятора, для этого:

  1. Сливаем частично тосол для того, чтобы можно было открутить верхний патрубок радиатора и с него не полилась охлаждающая жидкость.
  2. Откидываем клеммы от аккумулятора и снимаем его.
  3. Срываем с резиновых клипс корпус воздушного фильтра. Для удобства, чтобы он совсем не мешал откручиваем хомут присоединяющегося к нему патрубка и снизу отсоединяем фальгированную гофру.

4. Отсоединяем клемму питания вентилятора.

6. Теперь верхнего. (В некоторых моделях ВАЗ 2110 идет 2 гайки для крепления вентилятора. В 16-клапанных моделях вверху одна гайка и сбоку).

8. Теперь можно поднять вентилятор вверх.

На этом процесс снятия вентилятора радиатора ВАЗ 2110 окончен.

Для этого вида работ помимо ключа «на 10» и отвертки понадобится ключ «на 13».

  1. Используя ключ «на 10» откручиваем двигатель вентилятора от пластмассового кожуха.

2. Вынимаем клипсу, которая держит жгут проводов.

Вот мы и сняли вентилятор радиатора ВАЗ 2110 с автомобиля и разобрали его.

Кулер - система охлаждения, способствующая правильной работе тех элементов системы, на которые она установлена. В основном их устанавливают на процессоры, микросхемы и блоки питания.

Если вам необходимо заменить один из элементов, то сначала необходимо понять, как снять кулер с процессора.

Правила извлечения кулера

Стоит отметить, что одного алгоритма снятия кулера не существует, все зависит от производителя вентиляционной системы, а также способа его крепления. Но вот общие рекомендации:

  1. Прежде чем снять вентилятор с процессора, необходимо открыть системный блок и снять его боковые части. В таком случае будет удобнее работать над извлечением кулера.
  2. Далее необходимо внимательно осмотреть кулер, так как могут быть разные варианты крепежа. Например, если система содержит оборудование Intel CPU, то для извлечения кулера стоит повернуть четыре штыря по направлению, которое указано на них. В случае, если на процессоре установлен AMD CPU, то следует искать рычаг, нажатие на который позволит извлечь кулер. Те, кто установил нестандартную систему, должны воспользоваться отверткой. Таким образом можно будет снять радиатор с процессора.
  3. После того как крепежи отсоединены, необходимо слегка приподнять кулер и извлечь его из системного блока.

Когда вентилятор будет снят, можно приступить к извлечению процессора. Узнать об этом можно в статье

Приветствую вас друзья на своем сайте, сегодня поговорим про кулер. Можно сказать, что каждый пользователь персонального компьютера знает, что такое кулер и почти каждому пользователю пришлось снять кулер для очистки от пыли или установить новую. Рассмотрим процесс как снять кулер, как установить кулер и процессор.

Кулер-это радиатор предназначены для охлаждения нагреваемые устройство. Она состоит из тонких металлических пластинок и вентилятора.

При нагрузке процессора пластины нагреваются, поток воздуха направляемая вентилятором охлаждает эти пластины за счет чего предотвращает нагрев системы.

Кулеры бывают разные: шумные, бесшумные, слабый, мощный. В основном качество кулера оценивают по уровни шума. Хорошим кулером считают тот кулер у которой уровень шума колеблется в диапазоне 20 децибел, это как слушать человека, говорящий шепотом на расстоянии 1 метр от вас.

Процесс снятие кулера

Данная статья будет полезна особенно новичкам, при чистке кулера от пыли, которая необходима произвести хотя бы один раз в месяц и при замене термопасты.

Перед тем как приступить необходимо полностью отключить процессор от источника питания. У каждого системного блока сбоку есть съемная крышка, откручиваем на задний панели два винтика и снимаем крышку.

Как мы говорили выше кулеры бывают разные не только по мощности и комфорта но и по внешности. Некоторые модели крепится на материнскую плату при помощи одной защелке, а другие сидят на четырех ножках смотрим картинку ниже

В моем случае кулер крепится на одним защелка. Аккуратно снимаем кулер и отсоединяем провода. В частности, при снятии кулера процессор находящиеся под ней прилипает и снимается вместе с кулером.

Отделяем процессор от кулера аккуратно без резких движений. Следите за тем чтобы ножки на процессоре ни в коем случае не деформировались, противном случае компьютер не включится.

А сейчас необходимо очистить кулер от пыли. Для этого нам понадобится кисточка или сжатый воздух. Еще нужно проверить термопасту на кулере, если она совсем сухая, то необходимо ее сменить на новый во избежание перегрева системы.

Процесс установки кулера

Первую очередь нужно установить процессор. Здесь нужно быть внимательным и очень осторожным. У процесса и у гнезда процессора есть маркировки чтобы правильно поставить процессор на место. Смотрим на картинку

Поднимаем ручник под 90 градусов, вставим процессор и опускаем ручник на прежнее положение.

Не в коем случае не давите на процессор, в противном случаи, вы деформируете микро-ножку на процессоре. Если по какой-то причине вы деформировали ножку, не нужно паниковать мы постараемся поправить его на прежнее место. Берем процессор и смотрим на тот ряд ножек где мы произвели деформации, и постараемся сделать так, что ножка не выпиралось из ряда остальных ножек. Такой процесс производим и с другой стороны. Если вы не поняли в чем речь пишите комментариях.

Всё теперь процессор мы поставили на место. А сейчас необходимо поставить кулер фиксируя процессор центре у кулера.

Если вы все сделали правильно кулер садится плавно. При установке кулера ни в коем случае не давите иначе процессор получает повреждения.

Последний конечный штрих подключаем провода к вентилятору на прежней разъем.

Вот и все друзья, теперь у вас в руках есть грамотная инструкция как снять кулер, как установить кулер и процессор.

Если у вас что-то не получается или возникли какие-то вопросы, пишите в комментариях. Надеюсь информация была полезной до новых встреч пока!

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым .

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора» .

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.


Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

При поломке бытового вентилятора, как настольного, так и напольного, не спешите сразу везти его в ремонт, а тем более выбрасывать. Скорее всего, возникла простая неполадка, и ремонт вентилятора вы сможете произвести самостоятельно.

Бытовой вентилятор не отличается сложностью конструкции, и принцип его устройства можно увидеть на рисунке ниже.

Если внимательно посмотреть на рисунок, то становится понятно, что выйти из строя в аппарате могут электродвигатель, редуктор, кривошип, переключатель скорости вращения и пропеллер, создающий поток воздуха.

Главное отличие настольного кулера от напольного – это высокая стойка в напольном варианте. В остальном конструкции идентичны.

Итак, основные неисправности, которые вы можете наблюдать у приобретенного вами кулера:

  • агрегат не включается, сетевая лампочка не горит;
  • аппарат не работает, но лампочка горит;
  • лопасти кулера плохо вращаются;
  • агрегат не поворачивается в стороны;
  • кулер издает гудение и не вращается.

Агрегат не включается

В этой ситуации может быть 2 варианта: лампочка, означающая готовность агрегата к работе, может загораться или нет. В зависимости от этого, алгоритм диагностики поломки будет отличаться.

Лампочка не горит

Если после включения аппарата в розетку не загорается лампочка, расположенная на его корпусе, и он не запускается, то, первым делом, необходимо проверить, есть ли напряжение в розетке . Делается это просто: возьмите любой электроприбор и включите в эту розетку. Если прибор заработал, значит, нужно искать неисправность в электрической вилке и шнуре.

Для проверки вилки, раскрутите ее и проверьте надежность подсоединения проводов к клеммам. Чтобы проверить кабель, необходимо отсоединить его от контактной колодки аппарата и “прозвонить” тестером. При обнаружении обрыва в жилах кабеля, его следует заменить.

Лампочка горит

Причина такого поведения агрегата, когда горит индикаторная лампочка, но при этом не работает вентилятор, и не слышно никаких звуков, может быть вызвана поломкой блока с кнопками . Для проверки кнопок потребуется разобрать кнопочный блок, находящийся на стойке напольного вентилятора или подставке у настольного аппарата. Но, перед тем, как разобрать аппарат, убедитесь, что он выключен из розетки.

Работа кнопок очень проста: есть положение “вкл” и “выкл”. Необходимо с помощью тестера проверить “выход” и “вход” на каждой клавише.

При обнаружении неисправной кнопки, отремонтировать ее не получится. Поэтому переключатель следует заменить или сделать соединение напрямую. Такой подход к решению проблемы поможет запустить агрегат в работу, если вы находитесь далеко от магазина, например, на даче.

Неисправные переключатели скорости также могут являться причиной, почему не включается вентилятор. Чтобы проверить регулятор, потребуется поставить его в максимальное положение и проверить “вход” и “выход” с помощью того же тестера.

Лопасти кулера плохо вращаются

В случае, когда вентилятор не тянет и плохо гонит воздух, потребуется разобрать корпус, в котором находится мотор. Иногда тот факт, что не крутится пропеллер, может сигнализировать о недостаточности смазки в подшипнике скольжения, установленного в электродвигателе.

Разборка вентилятора происходит следующим образом.


Вентилятор не поворачивается в стороны

Как починить напольный вентилятор, если он перестал крутиться (поворачиваться) по сторонам? Все дело в кривошипе , крепежные винты которого могут ослабиться или выкрутиться. Чтобы узнать это, потребуется разбирать корпус мотора. Если при работе агрегата повороты корпуса происходят с задержкой или полной остановкой, то следует проверить шестеренки в редукторе на предмет зацепления. Также необходимо проверить сам переключатель редуктора, а именно – перемещение его вверх и вниз.

Разберите редуктор и извлеките главную шестеренку. Вал также придется вытягивать. Нанесите смазку на все подвижные элементы и соберите редуктор. Если шестерни сильно износились, они требуют замены, хотя найти аналоги сломавшихся деталей для вентилятора довольно сложно. В таком случае, придется собрать агрегат без редуктора и пользоваться кулером в обычном режиме, когда воздушные массы будут двигаться в одном направлении.

Кулер издает гудение и не вращается

Случаи, когда не крутится вентилятор, и при этом мотор гудит, встречаются довольно часто. Причин, вызывающих данную поломку, может быть несколько:

  • отсутствие смазки на подшипниках (что делать, говорилось выше);
  • выход из строя конденсатора;
  • неисправность электродвигателя.

Выход из строя конденсатора

Ремонт напольного вентилятора в данном случае сводится к проверке емкости конденсатора с помощью тестера. Чтобы добраться к радиодетали, потребуется разобрать корпус мотора. Подробное описание, как разобрать корпус, было приведено выше. После снятия кожуха вы увидите конденсатор, закрепленный на двигателе.


У представленного прибора емкость конденсатора равняется 0,85 микрофарад. По этой причине, на приборе необходимо выставить значение в пределах от 2 микрофарад до 200 нанофарад, как показано на рисунке ниже.

В данном случае, после подключения конденсатора к прибору видно, что его емкость равняется 0,841 микрофарад. Если учесть погрешность ± 5%, то емкость радиодетали находится в пределах нормы, и она не является причиной того, что кулер перестал работать.

Неисправность двигателя

При ремонте вентилятора своими руками, в поисках поломки также необходимо “прозвонить” электродвигатель. Если он неисправен, то аппарат включаться не станет и будет издавать гудение. Необходимо измерить сопротивление на двух обмотках статора , предварительно отсоединив провода, идущие к ним, как показано на следующем рисунке.

Как видно, сопротивление также находится в пределах нормы, поскольку его значение равняется 1215 Ом (1,2 кОм). В противном случае, аппарат загудит, но не включится. В такой ситуации потребуется перемотка двигателя в специальной мастерской.

Аппарат сильно шумит

Поскольку пропеллер агрегата, главная задача которого — создавать поток воздуха, делается из пластика (не всегда качественного), то велика вероятность деформации последнего. Обычно это происходит, если агрегат оставить на долгое время под прямыми солнечными лучами, или возле источника высокой температуры. При деформации нарушается равновесие между лопастями, что и вызывает сильную вибрацию и шум при нормальном потоке воздуха.

Также вибрация вала может появляться из-за разболтавшейся от длительной эксплуатации втулки подшипника скольжения.

Нередко при падении аппарата, когда лопасти крутятся, деформируется защитная решетка . При ударе о нее вращающегося пропеллера, одна из лопастей может сломаться.

Подводя итог, можно сказать, что в разных моделях вентиляторов основные узлы и управляющие элементы могут выглядеть по-другому. Но принципы диагностики и устранения неисправностей от этого не меняются.

Самые надежные вентиляторы 2018 года

Настольный вентилятор Mystery MSF-2428


Напольный вентилятор Stadler Form Q Fan Q‐011/Q-012/Q-014

Напольный вентилятор Electrolux EFF-1000i

Напольный вентилятор Stadler Form Charly Fan Stand C‐015

Напольный вентилятор Polaris PSF 40T
Поделиться