Общие сведения об опытно поисковой работе. Организация и проведение опытно-поисковой исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Теоретические вопросы

2. Организация опытно- экспериментальной работы в сфере образования

Практическое задание

Список литературы

Теоретические вопросы

1.Сущностная характеристика опытно - экспериментальной работы

Исходя из ФГОС: дошкольное образование, ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная(партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Новое время диктует педагогам новый подход к организации учебно - воспитательного процесса. Поэтому вопрос об организации опытно - экспериментальной работы в образовательном учреждении становится особенно актуальным.

Опытно-поисковая работа - один из методов исследования, предполагающий внесение изменений в педагогический процесс только с учетом предварительно полученных позитивных результатов. В ходе и по полученным результатам опытно-поисковой работы можно судить, есть ли смысл вводить изменения в педагогический процесс, будет ли достигнута успешность и получена результативность внесения, например: изменений в содержание изучаемого предмета, практику воспитания и т.п.

Результаты опытно-поисковой работы чаще всего оцениваются по качественным критериям и показателям; уровни достижений в данном случае можно классифицировать как низкий, средний, высокий. При этом следует отметить, что допускается формирование экспериментальных и контрольных групп, проводятся соответствующие измерения и их математическая обработка на уровне сравнения полученных результатов, как правило, в процентах (1;123).

В ходе опытно-поисковой работы исследователи получают приближенные результаты, обладающие, тем не менее, достаточно убедительной доказательностью вследствие массового характера результатов исследования(2;23). Каждый из приведённых выше методов предполагает наличие экспериментальных и контрольных групп.

Контрольные группы - это группы испытуемых, в которых ничего не меняется в процессе проведения опытно-поисковой, опытно-экспериментальной работы, а также педагогического эксперимента.

Экспериментальные группы - это группы испытуемых, в которых внедряются новое содержание, новые методы, новые методики, технологии, педагогические условия и др.

Опытно-экспериментальная работа - метод внесения преднамеренных изменений в педагогический процесс, рассчитанный на получение образовательного эффекта, с последующей проверкой. Опытно-экспериментальная работа - это средство проверки гипотезы. Данный метод исследования выступает как разновидность педагогического эксперимента.

В основу опытно-экспериментальной работы положен эксперимент, в котором исследователь не просто провоцирует или создает условия для наблюдения предполагаемых закономерностей, а организует специальный контроль в виде управления переменными, которые оказывают влияние на протекание того или иного процесса.

Различают традиционные и факторные планы проведения опытно-экспериментальной работы. При традиционном планировании меняется только одна независимая переменная; при факторном - несколько. Если изучаемая область является относительно неизвестной и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажной опытно-экспериментальной работе, результаты которой могут помочь уточнить направление дальнейшего исследования.

Теоретической основой опытно-экспериментальной работы являются труды Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, А.Я. Найна, А.М. Новикова, А.В. Усовой.

Функции опытно-экспериментальной работы, по мнению В.В. Краевского, заключаются в получении достоверных знаний, а не в опытном воссоздании самого педагогического процесса. Внесение изменений в педагогический процесс на основе выявленных в опытно-экспериментальной работе тенденций и закономерностей составляет предмет исследования.

В.И. Загвязинский определяет опытно-экспериментальную работу как научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы (2;45).

А.М. Новиков под экспериментальной работой понимает общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в контролируемых и управляемых условиях.

При организации опытно-экспериментальной работы необходимо учитывать такие условия эффективности ее проведения, как:

Анализ состояния проблемы в теории и практике работы образовательного учреждения;

Конкретизация гипотезы на основе изучения состояния проблемы в теории и практике;

Необходимость обмена информацией между субъектом и объектом педагогического процесса.

Планирование опытно-экспериментальной работы должно осуществляться с учетом цели, предмета, гипотезы, задач исследования и основных положений проектно-ориентированного подхода.

В соответствии с этим разрабатывается программа опытно-экспериментальной работы, включающая в качестве основных компонентов педагогическую цель, цель и задачи опытно-экспериментальной работы, гипотезу, критерии, показатели, уровни и средства оценивания ожидаемых результатов.

Проведение опытно-экспериментальной работы предполагает следующую ее организацию:

Разработка программы опытно-экспериментальной работы;

Определение этапов опытно-экспериментальной работы;

Разработка критериально-уровневой шкалы;

Формирование экспериментальных и контрольных групп;

Анализ и обобщение результатов проведенной работы.

В основу проведения опытно-экспериментальной работы должны быть положены принципы:

Объективность;

Адекватность исследовательских подходов и средств, позволяющих получать истинные знания об объекте исследования;

Учет непрерывного изменения, развития исследуемых элементов;

Принцип системности изучения исследуемого процесса, явления, объекта.

Педагогический эксперимент (от лат. experimentum - «проба», «опыт», «испытание») - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы педагогической деятельности.

Под педагогическим экспериментом в современной педагогике понимается метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов и средств обучения и воспитания. Задачей эксперимента является выяснение сравнительной эффективности применяемых в педагогической деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания и т.д.

В.В. Краевский, видит роль эксперимента в выявлении объективно существующих связей педагогических явлений, в установлении тенденций их развития, а не в опытном воссоздании самого педагогического процесса.

Несколько в ином видении у Ю.К. Бабанского рассматривался педагогический эксперимент как своеобразный комплекс методов исследования, который обеспечивает научнообъективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы.

По мнению Н.О. Яковлевой, педагогический эксперимент - это комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности выдвинутой гипотезы (5;126)

И.П. Подласый рассматривает педагогический эксперимент как научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях(5;126) .

Для Ю.З. Кушнера рассматриваемый эксперимент представляет активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики (7;34)].

Из приведенных определений педагогического эксперимента можно сделать вывод, что педагогический эксперимент является методом активного, целенаправленного изучения отдельных сторон образовательного процесса. В обозначенных определениях отражаются все основные особенности педагогического эксперимента, выделяемые в научной литературе, а именно:

Создание специальных экспериментальных ситуаций для формирования заданного качества;

Активное воздействие исследователя на протекание изучаемого явления;

Возможность повторения результатов эксперимента в различных условиях;

Апробация полученных экспериментальных данных в массовом

Проведение как опытно-экспериментальной работы, так и педагогического эксперимента должно реализовываться в соответствии с присущими эксперименту признаками: преднамеренным внесением изменений в деятельность экспериментальных групп с учетом цели и выдвинутой гипотезы.

Педагогический эксперимент должен соответствовать некоторым требованиям.

Во-первых, внедряемое в эксперимент средство должно быть ясным и однозначным;

Во-вторых, условия эксперимента должны быть строго фиксированными;

В-третьих, эти условия необходимо планомерно изменять, комбинировать, варьировать.

Педагогический эксперимент проводится как сравнение результатов деятельности экспериментальной и контрольной групп.

Основными требованиями к педагогическому эксперименту являются следующие:

Точное установление цели и задач эксперимента;

Точное описание условий эксперимента;

Определение в связи с целью исследования контингента испытуемых;

Описание гипотезы исследования.

До начала проведения опытно-экспериментальной работы и педагогического эксперимента исследователю необходимо выявить критерии оценки процесса и определить показатели.

Критерии - это качества, свойства, признаки изучаемого объекта, на основе которых можно судить о его состоянии и уровне функционирования.

Показатели - это количественные или качественные характеристики каждого качества, свойства, признака изучаемого объекта, являющегося мерой сформированности того или иного критерия.

Для реализации данной задачи могут служить показатели, составляющие их содержательную основу:

По социально-нравственному - отношение студентов к экономической культуре как к ценности, позитивная личностная эмоциональная реакция и оценка значимости экономических знаний и отношений в обществе, степень сопричастности к ним;

По деятельностно-рефлексивному критерию - готовность к экономической деятельности на собственное благо, общества и государства, способность принимать адекватные решения и давать оценку своим действиям в условиях новой экономики России.

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

2. Организация опытно-экспериментальной работы в сфере образования

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели

Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность

Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы нашего ДОУ. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

· создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

· развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

· развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

· создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Опытно-экспериментальную деятельность в дошкольном учреждении, проводимую с детьми, можно распределить по направлениям:

· живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

· неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

· человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Разработали модель обучения детей организации экспериментирования.

Модель обучения детей организации экспериментирования

Таблица 1

Этапы обучения

Навыки исследовательской деятельности

Мотивация деятельности

Создание развивающей среды;

Проблемные ситуации;

Устойчивый интерес

Интрига и сюрпризные моменты

Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога

Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дета самостоятельно осуществляют решение проблемы

Наводящие вопросы;

Уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;

Предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве

Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов

Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент

Проблемные вопросы;

Пополнение уголка новыми материалами и предметами;

Приемы межличностного общения и сотрудничества

Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия

Работа воспитателя по указанию целей;

Допущение неточности в действиях воспитателя;

Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно

Изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;

Разработка совместно с детьми условных графических обозначений

Структура детского экспериментирования:

Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

Анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

Формулирование выводов.

Исходя из анализа литературных источников структура программы эксперимента включает:

· противоречие,

· проблему,

· объект,

· предмет эксперимента,

· экспериментальную идею,

· замысел,

· цель и задачи эксперимента,

· его этапы

Как уже говорилось, важнейшее требование к любой научной работе - это строгость, четкость, однозначность применяемой терминологии. Поэтому в процессе исследования и особенно на этапе написания отчетных материалов необходимо постоянно следить за тем смыслом, который вкладывается исследователем в тот или иной используемый термин.

Результаты любого научного исследования должны быть описаны, оформлены в виде литературной продукции.

Практическое задание

1.Составление терминологического словаря по теме «Основы организации опытно - экспериментальной работы в сфере образования»

Гипотеза - научно-обоснованное логическое предположение относительно способа реализации идеи и замысла эксперимента. Гипотеза - это предположение, истинность которого не очевидна

Деятельность - определяется как внешняя, свойственная только человеку форма активности, как взаимодействие человека и мира, в котором человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.

Идея эксперимента - общее представление о предполагаемом направлении деятельности учителя в создавшейся ситуации

Исследование - процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности. Объектами педагогических исследований являются педагогические системы, явления, процессы. Объектами психологических исследований являются личность, группа.

Метод исследования - приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система метода исследования определяется исходной концепцией исследователя, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.

Методика - частный вариант метода, не стандартизованный метод исследования.

Методология - учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Мониторинг - постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений.

Наблюдение - метод научного исследования, целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от реальных ситуаций.

Объект - педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться (что исследуется?).

Обследование - это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач.

Обработка результатов - один из обязательных этапов проведения исследования, следующий за сбором эмпирических данных. Предполагает использование логических приемов (классификация, группировка, сопоставление, выбраковка и т. П.) для качественных показателей и математических приемов и методов (суммирование набранных баллов, подсчет статистических показателей, дисперсии, корреляционного анализов, регрессионного и кластерного анализов и др.), для количественных результатов.

Опрос - метод получения информации об объективных и субъективных фактах со слов респондента (опрашиваемого).

Организация - устойчивая система совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов труда для достижения общих целей.

Предмет - свойства, функции, отношения внутри объекта, фиксация, удержание границ воздействия.

Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений.

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Признаки С.: элементность строения в пределах от двух до бесконечности; взаимодействие элементов, наличие системообразующего фактора; иерархия связей, целостность, единство. Компоненты педагогической С.: педагогические цели, участники педагогического процесса, взаимодействие педагогов и учащихся, педагогические средства, управление педагогическими процессами.

Тестирование - объективная и стандартизованная процедура испытаний, которым подвергается человек, специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Оно состоит из ряда заданий или вопросов, которые предлагается в стандартных условиях и измеряют определенные особенности поведения на основе специальных способов оценки выполнения теста.

Технология - рациональное (стабильное) сочетание нескольких последовательно применяемых операций для получения какого-либо продукта. Т. Может восприниматься как логически-операционально воспроизводимое ядро методики. Признаки Т.: постановка целей, оценивание педагогических систем, обновление планов и программ на альтернативной основе, операционные компоненты, средства и способы организации деятельности, постоянный рост эффективности процесса, потенциально воспроизводимые педагогические результаты.

Целеполагание - способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется программа будущего, предположение о будущем).

Цель - идеальный образ желаемого будущего результата человеческой деятельности; осознанное представление о конечном результате деятельности (не всегда совпадает с результатом). Педагогическая цель - прогнозируемый результат педагогической деятельности (изменения в учащихся). Выделяют различные виды цели: стратегические, тактические, групповые, индивидуальные.

Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; биосоциальное существо, субъект исторической деятельности и познания.

Эксперимент - метод сбора научных фактов в специально созданных условиях. Эксперимент - это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности. Эксперимент - общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях.

эксперимент педагогический образование

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками".

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

· Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста

· Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Вводная часть.

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? (ответы воспитателей)

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Структура детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

На слайде педагогам представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Следующий слайд с правильным ответом:

· Проблемная ситуация.

· Целеполагание.

· Выдвижение гипотез.

· Проверка предположения.

· Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

· Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

В помощь воспитателю:

Примерная структура занятия - экспериментирования

· Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

· Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

· Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

· Уточнение плана исследования.

· Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

· Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

· Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

В помощь воспитателю:

"Планирование работы с детьми по экспериментированию"

Младший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

5. Об эталоне "1 минута".

6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Средний дошкольный возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).

5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.)

Старший дошкольный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);

2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").

1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").

Список литературы

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М., 2010.

2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92

3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохорововй М., 2011

5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

6. Столяренко А.М. Общая педагогика:Учебное пособие для студентов вузов.-М:ЮНИТИ - ДАНА,2006.-479 с.

7. ФГОС: дошкольное образование.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ существующей теории и практики образования, направленной на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив. Исследование особенностей организации опытно-экспериментальной работы. Основные задачи Экспертного совета.

    реферат , добавлен 10.12.2012

    Эффективное формирование универсальных учебных действий учащихся, как одна из самых сложных проблем педагогической науки. Анализ опытно-экспериментальной работы членов школьного методического объединения в условиях введения новых стандартов обучения.

    статья , добавлен 29.10.2013

    Формы и методы организации работы с родителями. Организация опытно-экспериментальной работы по использованию современных технологий педагогического взаимодействия. Пример проведения родительского собрания на тему "Превращение детей в хороших учеников".

    курсовая работа , добавлен 19.04.2015

    Организация исследовательской работы: актуальность темы, постановка задач. Определение логической структуры психолого-педагогического исследования. Первичное представление об исследуемом явлении. Ход опытно-экспериментальной работы, оформление результата.

    методичка , добавлен 04.11.2009

    Анализ литературы по проблеме социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования. Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели. Взаимодействие педагогов и родителей учащихся лицеев.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2013

    Понятие и типы неблагополучной семьи. Теоретические основы социально-педагогического консультирования с неблагополучной семьей. Анализ опытно-экспериментальной работы по реализации программы "Мы вместе" в условиях средней общеобразовательной школы.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2014

    курсовая работа , добавлен 24.03.2009

    Анализ практической деятельности педагогов и детей на учебных занятиях в рамках констатирующего эксперимента. Программа опытно-экспериментальной работы по развитию нравственных качеств школьников в условиях учреждений дополнительного образования.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2013

    Рассмотрение места, роли и теоретических основ проблемного обучения. Анализ опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива по их использованию на уроках литературы в 9-ом классе. Специфические особенности и эффективность его применения.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2011

    Классификация основных форм контроля знаний по биологии. Анализ школьного учебника и раздела "Животные" из тетради на печатной основе по биологии на наличие и достаточность контрольных и проверочных работ. Организация опытно-экспериментальной работы.

К методам педагогического исследования можно отнести опытно-поисковую работу и опытно-экспериментальную работу. Остановимся кратно на характеристике каждого из указанных методов.

Опытно-попе кован работа - один из методов исследования, предполагающий внесение изменений в педагогический процесс только с учетом предварительно полученных позитивных результатов. В ходе и по полученным результатам опытно-поисковой работы можно судить, есть ли смысл вводить изменения в педагогический процесс, будет ли достигнута успешность и получена результативность внесения, например: изменений в содержание изучаемого предмета, практику воспитания и т.п.

Результаты опытно-поисковой работы чаще всего оцениваются по качественным критериям и показателям; уровни достижений в данном случае можно классифицировать как низкий, средний, высокий. При этом следует отметить, что допускается формирование экспериментальных и контрольных групп, проводятся соответствующие измерения и их математическая обработка на уровне сравнения полученных результатов, как правило, в процентах.

В ходе опытно-поисковой работы исследователи получают приближенные результаты, обладающие, тем не менее, достаточно убедительной доказательностью вследствие массового характера результатов исследования (А.Я. Найн).

Контрольные группы - это группы испытуемых, в которых ничего не меняется в процессе проведения опытно-поисковой, опытноэкспериментальной работы, а также педагогического эксперимента.

Экспериментальные группы - это группы испытуемых, в которых внедряются новое содержание, новые методы, новые методики, технологии, педагогические условия и др.

О пышно-экспериментальная работа - метод внесения преднамеренных изменений в педагогический процесс, рассчитанный на получение образовательного эффекта, с последующей проверкой. Опытно-экспериментальная работа - эго средство проверки гипотезы. Данный метод исследования выступает как разновидность эксперимента.

В основу опытно-экспериментальной работы положен эксперимент, в котором исследователь не просто провоцирует или создает условия для наблюдения предполагаемых закономерностей, а организует специальный контроль в виде управления переменными, которые оказывают влияние на протекание того или иного процесса.

Различают традиционные и факторные планы проведения опытно-экспериментальной работы. При традиционном планировании меняется только одна независимая переменная; при факторном - несколько. Если изучаемая область является относительно неизвестной и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажной опытно-экспериментальной работе , результаты которой могут помочь уточнить направление дальнейшего исследования.

Теоретической основой опытно-экспериментальной работы могут являться труды М.А. Данилова, В.И. Загвязинского, В.В. Краев- ского, А.А. Кыверялга, А.М. Новикова, Н.О. Яковлевой.

Функции опытно-экспериментальной работы, по мнению В.В. Краевского, заключаются в получении достоверных знаний, а не в опытном воссоздании самого педагогического процесса. Внесение изменений в педагогический процесс на основе выявленных в опытно- экспериментальной работе тенденций и закономерностей составляет предмет исследования .

В.И. Загвязинский определяет опытно-экспериментальную работу как научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы .

А.М. Новиков под экспериментальной работой понимает общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в контролируемых и управляемых условиях .

При организации опытно-экспериментальной работы необходимо учитывать такие условия эффективности ее проведения, как:

  • анализ состояния проблемы в теории и практике работы образовательного учреждения;
  • конкретизация гипотезы на основе изучения состояния проблемы в теории и практике;
  • необходимость обмена информацией между субъектом и объектом педагогического процесса.

Планирование опытно-экспериментальной работы должно осуществляться с учетом цели, предмета, гипотезы, задач исследования и основных положений проектно-ориентированного подхода.

В соответствии с этим разрабатывается программа опытноэкспериментальной работы, включающая в качестве основных компонентов педагогическую цель, цель и задачи опытно-экспериментальной работы, гипотезу, критерии и средства оценивания ожидаемых результатов.

Проведение опытно-экспериментальной работы предполагает следующую ее организацию:

  • разработка программы опытно-экспериментальной работы;
  • определение этапов опытно-экспериментальной работы;
  • разработка критериально-уровневой шкалы;
  • формирование экспериментальных и контрольных групп;
  • анализ и обобщение результатов проведенной работы.

Проведение опытно-экспериментальной работы должно реализовываться в соответствии с присущими эксперименту признаками: преднамеренным внесением изменений в деятельность экспериментальных групп с учетом цели и выдвинутой гипотезы.

В зависимости от логики проведения опытно-экспериментальной работы обосновываются этапы опытно-экспериментальной работы, например: констатирующий, формирующий и обобщающий. На каждом этапе формулируются свои задачи, определяются результаты, которые являлись промежуточными на пути достижения цели опытноэкспериментальной работы. Пример определения функций и задач опытно-экспериментальной работы представлен в табл. 10.

Для каждого этапа опытно-экспериментальной работы определяется и используется совокупность исследовательских методов, которая бы обеспечивала достоверное решение поставленных задач. Совокупность исследовательских методов составляет комплексную методику исследования, позволяющую проверить и уточнить гипотезу.

Таблица 10

Функции и задачи этапов опытно-экспериментальной работы

Задачи этапа

опытно-экспериментальной работы

констатирующий

Диагностическая

  • выявление состояния проблемы экономического образования в педагогической практике:
  • разработка критериев и показателей экономической образованности студентов;
  • определение исходного уровня экономической образованности студентов

Постановочная

прогностическая

  • определение цели, задач опытно-экспериментальной работы;
  • определение ключевых позиций, основной идеи опытно-экспериментальной работы;
  • прогнозирование результатов исследования

Организационная

  • планирование организации опытно-экспериментальной работы;
  • организация экспериментальной проверки отдельных вопросов

Окончание табл. 10

II этап: формирующий

Преобразующая

  • апробация и экспериментальная оценка ключевых положений исследования (апробация основных компонентов технологии реализации дополнительного экономического образования);
  • реализация дидактической модели при внедрении технологии дополнительного экономического образования;
  • осуществление преподавательской деятельности в учреждениях В ПО, учебных центрах предприятий, обмен опытом;
  • определение соответствия полученных экспериментальных результатов основным теоретическим положениям исследования и проведение коррекции технологии реализации модели дополнительного экономического образования

Диагностическая

  • учет и фиксация изменений в процессе дополнительного экономического образования;
  • определение динамики экономической образованности студентов

III этап:

обобщающий

Аналитическая

  • обработка полученных данных путем теоретического анализа и методов математической статистики;
  • обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования;
  • уточнение теоретико-экспериментальных выводов исследования

Внедренческая

  • внедрение результатов исследования в практику работы учреждений ВПО и СПО;
  • популяризация идей дополнительного экономического образования посредством освещения накопленного положительного опыта в образовательных учреждениях

Рассмотрим пример. Перечислим основные методы опытноэкспериментальной работы на каждом из этапов, обозначенных в табл. 10:

  • констатирующий - наблюдение, опрос (анкетирование, интервьюирование, тестирование), педагогический мониторинг;
  • формирующий - опрос, наблюдение, изучение результатов образовательной деятельности студентов, метод оценивания: создание диагностических ситуаций, метод экспертной оценки;
  • обобщающий - оценивание, статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемой гипотезы, обсуждение итогов проведенной работы и др.

Теоретические и эмпирические методы обеспечивают проведение опытно-экспериментальной работы, ее анализ и обсуждение полученных результатов.

Результаты констатирующего этапа могут быть представлены следующим образом: «Анализ полученных в ходе первого этапа опытноэкспериментальной работы данных показал, что на разных стадиях обучения у студентов доминируют разные мотивы учебной деятельности. Это наглядно показывает составленная на основе данных исследования таблица, раскрывающая иерархию мотивов обучения студентов на каждом курсе (табл. 11).

Таблица II

Иерархия мотивов студентов вуза очной формы обучения

Методика

Представленность мотивов по курсам, %

Основные мотивы учебной деятельности в вузе

приобретения

профессиональных

Мотив творческого достижения и саморазвития

Познавательные

Социальные мотивы

Каузальные мотивы

Изучение мотивации обучения в вузе

Приобретение знаний

Овладение профессией

Получение диплома

Исследователями использовались методики: групповой вариант методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (составители А.А. Реан и В.А. Якунин), «Основные мотивы учебной деятельности в вузе» (модифицированный тест Ю.М. Орлова), «Изучение мотивации обучения в вузе» (тест Т.И. Ильина)».

В основу проведения опытно-экспериментальной работы должны быть положены принципы:

  • объективность;
  • адекватность исследовательских подходов и средств, позволяющих получать истинные знания об объекте исследования;
  • учет непрерывного изменения, развития исследуемых элементов;
  • принцип системности изучения исследуемого процесса, явления, объекта.

До начала проведения опытно-экспериментальной работы исследователь должен выявить критерии оценки процесса и определить показатели.

Критерии - это качества, свойства, признаки изучаемого объекта, на основе которых можно судить о его состоянии и уровне функционирования.

Например, критериями могут выступать учебная мотивация, активность, самостоятельность, самоуправление, качество знаний, степень сформированности самообразовательных умений и пр.

Показатели - это количественные или качественные характеристики каждого качества, свойства, признака изучаемого объекта, являющегося мерой сформированности того или иного критерия.

Приведем пример. В процессе организации опытно-экспериментальной работы были определены уровни экономической образованности будущих специалистов.

Для реализации данной задачи были выделены показатели, составляющие их содержательную основу:

  • по содержательному критерию - полнота представлений об основных экономических понятиях, их личностная осмысленность;
  • по социально-нравственному - отношение студентов к экономической культуре как к ценности, позитивная личностная эмоциональная реакция и оценка значимости экономических знаний и отношений в обществе, степень сопричастности к ним;
  • по деятельностно-рефлексивному критерию - готовность к экономической деятельности на собственное благо, общества и государства. способность принимать адекватные решения и давать оценку своим действиям в условиях формирующейся новой экономики России (табл. 12).

На основании совокупности критериев и их показателей были выявлены уровни экономической образованности будущих специалистов. Придерживаясь трехуровневой шкалы, принятой в большинстве стран мира - минимальный (minimal), общий (general), и продвинутый (advanced) уровни, в работе выделены высокий, средний и низкий уровни экономической образованности будущих педагогов.

Таблица 12

Критерии и показатели оценки уровня экономической образованности студентов

Критерий

Показатель

Метод оценивания

Полнота представлений об основных экономических понятиях, их личностная осмысленность

Наблюдение, индивидуальные беседы, опрос, анкетирование: методы ролевот взаимодействия, изучение результатов образовател ьной деятел ьности

Социальнонравственный

Отношение студентов к экономической культуре как к ценности, позитивная личностная эмоциональная реакция и оценка значимости экономических знаний и отношений в обществе, степень сопричастности к ним

Наблюдение, анализ устных ответов, участие в дискуссиях, деловых играх, решениях экономических задач и ситуаций, защита проектов; экспертная оценка

Деятельностно-

рефлексивный

Готовность к экономической деятельности, способность принимать адекватные решения и давать оценку своим действиям в условиях формирующейся новой экономики России

Наблюдение, опрос, самооценка, анализ участия в деловых играх, дискуссиях, ситуативных семинарах, экспертная оценка, анкетирование

Критерии оценки качества знаний должны соответствовать предъявляемым требованиям (табл. 13).

Таблица 13

Требования к критериям оценки качества знаний

Эффективные критерии и правильное их использование стимулируют совершенствование и интенсификацию педагогического процесса.

В педагогических исследованиях методы применяются обычно в совокупности. Только при этом условии поставленная задача будет решена правильно, будут выявлены научные закономерности того или иного педагогического процесса.

Рассмотренные в данной главе методы часто называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

Успешность проведения педагогического эксперимента, опытноэкспериментальной работы определяется выполнением комплекса организационно-педагогических условий.

К числу организационно-педагогических условий следует отнести следующие:

  • 1. Планирование (определение этапов эксперимента или опытноэкспериментальной работы и сроков их проведения; формулирование задач для каждого этапа и содержание исследования на выделенном этапе; уточнение методики проведения эксперимента или опытноэкспериментальной работы на каждом этапе; выявление критериев эффективности изменений, вносимых в учебный или воспитательный процесс для каждого из обозначенных этапов).
  • 2. Определение экспериментальных и контрольных групп (классов), примерно одинаковых по уровню подготовки.
  • 3. Подбор преподавателей, обладающих примерно одинаковым уровнем профессионально-методической подготовки .

Все прочие условия должны быть одинаковы для экспериментальных и контрольных групп.

Полученные результаты должны быть обработаны с помощью качественных и количественных методов обработки экспериментальных данных. В настоящее время становится очевидным, что на уровне одних качественных описаний вряд ли возможно вывести закономерности воспитания и обучения. Требуется математическая обработка полученных результатов. Надежность, валидность и корреляции определяются с помощью методов математической статистики (А.Я. Найн). И только совокупность качественных и количественных методов обработки экспериментальных данных могут с определенной степенью точности приблизить исследователя к истинному результату.

Инга Невмовенко
Опытно-поисковая работа по проблеме логического мышления

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО» п. г. т. УРЕНГОЙ, ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Уренгой, 2 мкр-н д. 12- Б,

тел/ факс : (34934) 9-12-06, 9-32-72.

Опытно-поисковая работа

воспитателя Невмовенко Инги Константиновны

по проблеме развития начал логического мышления у старших дошкольников средствами занимательной математики

В процессе познания и развития мыслительной деятельности ребенок усваивает мыслительные операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Они являются основными компонентами мышления . Каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими операциями.

Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом, и в зависимости от степени сформированности каждой из них мыслительная деятельность в целом осуществляется с разной степенью результативности.

Основу мышления составляют мыслительные действия. По выполняемым функциям любое действие может быть разделено на три части : ориентировочную, исполнительную, контрольную.

Для выполнения любого действия необходима одновременная реализация всех его частей, и без этого действие не может быть выполнено.

Способы осуществления мыслительных операций являются важным показателем уровня развития мышления .

Поэтому целью опытно -поискового исследования явилось определение уровня развития начал логического мышления и разработка и апробация методики развития начал логического мышления у старших дошкольников, посредством задач и упражнений занимательной математики.

Задачи :

1. Выявить уровень развития начал логического мышления у детей подготовительной к школе группы.

2. Разработать и апробировать методику развития начал логического мышления старших дошкольников, посредством логических задач и упражнений занимательной математики.

3. Выявить динамику повышения уровня развития начал .

Экспериментальной исследование проводилось на базе дошкольного отделения МБДОУ «ДС КВ «Солнышко» ». В эксперименте приняли участие 10 детей подготовительной к школе группы, 4 педагога и 10 родителей.

Диагностика уровня сформированности начал логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Цель констатирующего эксперимента : выявление уровня развития начал логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня развития начал логического мышления нами использовались :

Методика Р. С. Немова;

Методика Н. А. Бернштейна;

Методика «Четвертый лишний» .

Диагностика по методике Р. С. Немова включила в себя одно задание «Что здесь лишнее» , диагностика Н. А. Бернштейна включила задание «Последовательность событий» , методика «Четвертый лишний» включила одно задание.

Качественный анализ содержания методик осуществлялся по следующим критериям.

Критерии анализа содержания диагностирующих методик :

Высокий уровень : составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Дети правильно решают задачу за время менее 1 до 1, 5 минуты, называют лишние предметы на всех картинках и правильно объясняют, почему они являются лишними. Могут найти последовательность событий и составлять логический рассказ . Высокий уровень- 22-19 балла.

Средний уровень : составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Дети решают задачу за время от 1,5 до 2, 5 минуты. Допускают незначительные ошибки в названии лишних предметов.

Могут найти последовательность событий, но не могут составить хорошего рассказа, или могут, но с помощью наводящих вопросов. Средний уровень –16-12 балла.

Низкий уровень : составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать неадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в развитии их мыслительных операций.

Дети решают задачу более чем за 3 минуты или не справляются с заданием. Не могут найти последовательность событий и составить рассказ. Количественные показатели уровня развития мыслительных операций : Низкий уровень – меньше 12 баллов.

В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные.

Таблица 1 Количественные показатели результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п Фамилия, имя ребенка Задание 1 Задание 2 Задание 3 Общее кол-во баллов

1 Ивина М 5 2 5 12

2 Ивина С 2 2 4 8

3 Никулин З. 6 2 5 13

4 Устарбекова Г 8 3 8 19

5 Медведева З 2 1 2 5

6 Атюскина А 3 1 4 8

7 Панасов С. 5 2 6 13

8 Курдзюк Р 6 3 8 17

9 Темников А 5 2 6 13

10 Шарипов К 3 1 4 8

Средний балл по группе 11,6

Как видно из таблицы средний балл в группе составил 11,6 балла.

Анализируя качественные результаты, можно увидеть следующее.

Таблица 2

Качественные результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п Фамилия, имя ребенка Общее кол-во баллов Уровень сформированности

1 Ивина М 12 С

2 Ивина С 8 Н

3 Никулин З. 13 С

4 Устарбекова Г 19 В

5 Медведева З 5 Н

6 Атюскина А 8 Н

7 Панасов С. 13 С

8 Курдзюк Р 17 С

9 Темников А 13 С

10 Шарипов К 8 Н

Качественный анализ результатов констатирующего этапа исследования показал следующее.

Методика №1 «Что здесь лишнее?»

В ходе проведения данной методики удалось выявить, что из 10 человек группы – 5 выполнили задание правильно (1 - высокий и 5- средний уровень, т. е. способны к анализу и обобщению, 4 человек показали низкий уровень.

Результаты диагностики по первой методике в группе показали следующие уровни развития анализа и обобщения.

Диаграмма 1

Результаты методики «Что здесь лишнее?»

Методика №2 «Последовательность событий»

В ходе проведения данной методики выяснилось, что из 10 человек группы – 7 детей выполнили задание правильно (1 –высокий уровень и 6 -средний уровень, т. е. дети обладают такими операциями мышления , как обобщение, выяснение причин, выявления сходства и различий в объектах. 3 человека показали низкий уровень развития данных операций мышления .

Из результатов данной методики, мы можем судить об уровне развития таких мыслительных операций как обобщение, анализ и синтез у детей.

Диаграмма 2

Результаты методики «Последовательность событий»

Методика № 3 «Четвертый лишний»

В ходе проведения данной методики было выявлено, что из 10 человек в группе – 6 детей справились с заданием (1 – на высоком и 5 - среднем уровнях;) 4 детей показали низкий уровень способностей детей к обобщению и классификации.

Результаты диагностики по третьей методики говорят о том, что большинство детей в группе обладают такими мыслительными операциями как обобщение и классификация. Дети легко выделяли лишние слова. У детей с низким уровнем способность к обобщению и классификации развита слабо.

Распределение детей по уровням способностей к обобщению, классификации по результатам четвертой методики произошло следующим образом.

Диаграмма 3

Распределение детей по уровням способностей к обобщению, классификации по результатам методики «Четвертый лишний»

Сопоставительный анализ полученных данных результатов всех диагностирующих методик показал, у дошкольников исходный уровень развития начал логического мышления недостаточно высокий. Наиболее сформированными у детей обеих групп оказались операции анализа и обобщения, наименее сформированы - операции сравнения и классификации.

По результатам всей диагностической части исследования мы построили сравнительную диаграмму уровней развития начал логического мышления у дошкольников .

Гистограмма 1

Сравнительные результаты уровней развития начал логического мышления у дошкольников

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

После того, как была проведена работа с дошкольниками и получены определенные результаты, для нас было значимым выяснить отношением педагогов и родителей к изучаемой нами проблеме . С этой целью, нами было проведено анкетирование и педагогов ДОУ, и родителей.

Анкетирование педагогов предполагало 6 вопросов. При ответе на первый вопрос анкеты, все педагоги ДОУ (100%) отметили, что считают развитие начал логического мышления у детей старшего дошкольного возраста значимым направлением работы . Причем аргументируя свои ответы, педагоги говорили о том, что данную работу необходимо начинать именно в дошкольном возрасте, чтобы дети при поступлении в школу испытывали меньше затруднений и были более подготовлены в школьной программе.

В качестве методов и приемов, используемых педагогами ДОУ в работе по развитию начал логического мышления были отмечены показ , пример, а также работа на занятиях в рамках плана работы группы . Необходимо отметить, что ни один из педагогов не отметил возможности игры для развития начал логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Хотя, как показали ответы на третий вопрос анкеты, в групповой комнате присутствует материал в уголке математики, который могут использовать дошкольники для игр. Вероятно, это связано с тем, что дошкольники проявляют интерес к данному материалу ситуативно, время от времени. Причем количество дошкольников в уголке математики обычно не превышает двух-трех человек.

Некоторым недостатком существующей системы работы педагогов ДОУ в рамках развития начал логического мышления дошкольников можно отметить отсутствие взаимодействия с семьей в данном конкретном аспекте. Усилия педагогов ДОУ, лишенные поддержки со стороны семьи, не смогут привести к какому-либо значимому результату. В связи с этим мы учтем данный факт в рамках нашей формирующей работы .

Последний вопрос анкеты должен был помочь нам выявить те трудности, с которыми сталкиваются педагоги ДОУ при работе в интересующем нас направлении. Ответы педагогов можно классифицировать следующим образом :

Отсутствие научно-методической литературы по развитию логического мышления у дошкольников в методическом кабинете ДОУ;

Недостаточное количество временных ресурсов на работу в данном направлении во вне учебное время.

Таким образом, анкетирование педагогов позволило выявить существующие сложности в работе педагогов в развитии начал логического мышления у дошкольников . Однако, все выявленные минусы мы постараемся учесть и нейтрализовать в рамках нашей формирующей работы .

Значимым субъектом воспитательно-образовательного процесса являются родители дошкольников. В связи с этим, мы посчитали необходимым в процессе анкетирования узнать каким образом они относятся к изучаемой нами проблеме . Анкета для родителей состояла из 4 вопросов.

По результатам анкетирования мы можем выделить следующие моменты :

Абсолютно все родители считают развитие начал логического мышления у дошкольников , несомненно, важным направлением деятельности, наряду с физическим развитием, духовно-нравственным воспитанием детей. Однако, не смотря на это, в домашних условиях только 3 родителей из 20 обращают целенаправленное внимание на развитие мышления ребенка . Все это позволяет говорить о том, что, скорее всего, родители не знают, как выстроить работу по развитию начал логического мышления .

Не имея четкого представления о том, каким образом можно работать над развитие начал логического мышления дома , родители зачастую не обращают внимание и на наличие соответствующего дидактического материала. Следовательно, необходима определенная разъяснительная работа в этом направлении .

Абсолютно все родители отметили, что им необходима дополнительная информация в рамках нашей проблемы исследования , что позволяет нам включить работу с родителями дошкольников в перечень ключевых направлений формирующей работы .

Таким образом, анализируя данные констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод о недостаточной обращенности педагогов к развитию начал логического мышления у детей : наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, педагоги не обращают свое внимание на развитие начал логического мышления вне занятий , способы и средства их применения, что поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы специально-организованной деятельности, направленной не только на развитие начал логического мышления на специально-организованных занятиях, но и в повседневной деятельности дошкольников. Важным направлением в работе над развитием начал логического мышления у дошкольников должна стать работа с родителями , которая позволит объединить усилия, что, возможно, положительно скажется на результате.

Страница 1

В практическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии была проведена опытно – поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии на базе МОУ СОШ № 156, города Екатеринбурга, Свердловской области, преподавателем технологии Фроловой А.А., классным руководителем Суховой Л.Н., администрация школы, 7 класс.

Основной целью опытно – поисковой работы является: проведение практического исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии.

Задачи опытно – поисковой работы:

1. Определить уровень самостоятельной работы учащихся на уроках технологии.

2. Повысить уровень самостоятельной работы учащихся на уроках технологии с помощью реализации рабочей программы и методических рекомендаций педагогам.

3. Произвести сравнительный анализ констатирующего и итогового этапов опытно – поисковой работы и обобщить результаты.

Структура опытно – поисковой работы включает констатирующий этап, формирующий этап, итоговый этап.

Субъекты педагогического эксперимента: учащиеся, учителя, администрация школы.

Специфика проведения опытно – поисковой работы: для проведения опытно – поисковой работы был выбран 7 «в» класс, по окончанию опытно – поисковой работы были подведены итоги.

Констатирующий этап опытно – поисковой работы.

Цель констатирующего этапа опытно – поисковой работы:

Определить исходный уровень самостоятельной работы учащихся на уроках технологии.

Задачи констатирующего этапа опытно – поисковой работы:

1. Составить диагностический инструментарий для исследования уровня самостоятельной работы учащихся на уроках технологии.

2. Провести первичное диагностическое исследование уровня самостоятельной работы учащихся на уроках технологии.

3. Проанализировать результаты констатирующего этапа опытно – поисковой работы.

В ходе констатирующего этапа для исследования первичного уровня самостоятельной работы учащихся на уроках технологии был создан диагностический инструментарий:

Составлены вопросы предполагающие ответы «да» - «нет», после проведения диагностики подчитываются ответы – «да», и ответы – «нет», и переводятся в % соотношение.

Будут использоваться разнообразные диагностические методы: наблюдение, опрос.

Метод наблюдения - практический метод исследования – переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Основное преимущество метода наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях.

Наблюдение во время самостоятельной работы учащихся включает: выборочное наблюдение за отдельными учащимися, за преподавателем, обеспечение деловой атмосферы.

Для исследования была составлена карта наблюдения за учащимися, определяющая уровень самостоятельности учащихся (карту наблюдения смотреть в приложении Г).

Опрос - практический метод исследования - для изучения и оценки свойств и проявлений личности (группы). Представляет собой стандартизированный опросник, состоящий из набора предложений, вопросы сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них получить информационную характеристику личности (группы). Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью статистических процедур в стандартизированные балы, изображаемые в виде графика (диаграммы).

Информация о ообразовании:

Анализ кружковой работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Колокольчик"
При определении результатов проведенного диагностирования нами были использованы различные методы спортивно-тренировочного комплекса, которые способствуют развитию и выявлению уровня тренированности скоростно-силовых способностей у детей дошкольного возраста, руководствуясь тем положением, что цель...

Физиологические основы речевой деятельности человека
Речь основана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербальную систему, благодаря которой реализуется суть речевого процесса. Именно работа этой системы до настоящего времени представляет наиме...

Социально-культурные технологии в организации досуга детей в оздоровительных лагерях
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей младшего школьного возраста, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, техническог...

Поделиться