Статья посвящена практике применения методик компьютерного моделирования в областях тепло-, водоснабжения и водоотведения. Рассмотрены задачи и методы моделирования централизованных коммунальных систем для выявления и устранения гидравлической разбалансировки, разработки и актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также возможности применения в этой работе геоинформационных систем (ГИС).
Современные информационные технологии в ЖКХ могут решить большинство из существующих проблем в этой сфере.
Практикующие инженеры знают, что основная причина ухудшения качества услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения - неоптимальные режимы работы соответствующих централизованных систем. Результатом могут стать неоправданные потери тепла и воды, перерасход электроэнергии, газа (топлива), а также увеличение количества жалоб потребителей. Чтобы система функционировала в оптимальном режиме, рекомендуется периодически проводить комплекс наладочных мероприятий*. Но иногда, при решении масштабных задач (например, модернизации и развития коммунального хозяйства города), требуется рассматривать техническую систему в более широком контексте, с учетом ее окружения. Необходимо учитывать финансовое состояние и техническое обеспечение предприятий ЖКХ, необходимость подключения к сетям новых потребителей, доступность различных видов топлива, административное регулирование и многое другое. Решению этих задач могут помочь схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
*Отраслевой стандарт. Тепловые сети. Режимная наладка систем централизованного теплоснабжения. ОСТ 36-68-82. 1982.
Под схемой теплоснабжения (поселения или городского округа) понимается «документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (Федеральный закон от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении»). Коротко говоря, в состав схемы теплоснабжения входит подробное описание текущего состояния систем теплоснабжения (поселения или городского округа) и 15-летний план их развития.
Схемы водоснабжения и водоотведения имеют аналогичный смысл: это «совокупность графического… и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и/или водоотведения и направлений их развития» на 10-летнюю перспективу (постановление Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения»).
- Закрыть, нельзя оставить: о переходе с открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) на закрытые
Задачи схем теплоснабжения определяет государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г.». Программа предполагает:
- уменьшение удельного расхода топлива при производстве тепла до 167,2 кг у. т./Гкал;
- сокращение удельного расхода электроэнергии до 12 кВт∙ч/Гкал;
- повышение выработки электричества за счет когенерации до 57 млрд кВт∙ч (5 % общей выработки электроэнергии в России);
- уменьшение потерь тепла в сетях до 10,7 %.
К сведению
Расходы на коммунальные услуги составляют более 10 % в структуре расходов населения. Для беднейших социальных слоев этот показатель достигает 15–17 %.
Источник: gks.ru
Электронные модели систем тепло-, водоснабжения и водоотведения
Требования к схемам для городских округов с населением более 100 тыс. человек установлены постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154. Схема должна включать электронную модель, которая:
- содержит графическую и семантическую информацию об объектах системы теплоснабжения с привязкой к топооснове;
- позволяет производить расчеты теплогидравлических режимов;
- помогает формировать программу оперативных переключений и возможных присоединений потребителей;
- рассчитывает балансы тепловой энергии;
- определяет значения показателей надежности теплоснабжения.
Аналогичные требования определены для электронных моделей водоснабжения и водоотведения (постановление Правительства РФ от 05.09.2013 № 782).
Наш опыт показывает, что моделирование и последующая режимная наладка тепловой сети позволяет достигнуть этих показателей и сэкономить 3–10 % суммарных расходов на теплоснабжение*. В масштабе расходов тепловой сети котельной или ТЭЦ мощностью 100 Гкал/ч экономия может достигать 30 млн руб. в год. Мероприятия же по наладке будут стоить на порядок дешевле, а проводить их можно не чаще одного раза в пять лет.
*В. Л. Говоров, С. Г. Легостин, А. В. Луняков, М. А. Галахов. Современный подход к наладке и модернизации систем централизованного теплоснабжения // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2012. № 3. Часть I;
В.Л. Говоров, С. Г. Легостин, А. В. Луняков, М. А. Галахов. Электронная модель системы теплоснабжения и современный подход к наладке и модернизации тепловых сетей. Электронный ресурс. http://geoinfograd.ru
- Приборы для ограничения водоотведения: законность применения
Для менее крупных (менее 100 тыс. человек) муниципальных образований электронная модель, позволяющая решать задачи моделирования системы теплоснабжения, выполнять гидравлический расчет и наладку тепловых сетей, рассчитывать показатели надежности теплоснабжения, моделировать отключения/переключения участков, сегментов сети и потребителей, в т. ч. при аварийных ситуациях и их ликвидации, также полезна. Особенно актуальна она для городов - как по соображениям экономии тепла и энергоресурсов и уменьшения жалоб потребителей, так и по требованиям Ростехнадзора (приказ Ростехнадзора от 17.07.2013 № 314). В ООО «ГеоИнфоГрад» для создания такой электронной модели используется программно-расчетный комплекс ZuluThermo. Примерный вид расчетной модели показан на рис. 1.
Процесс разработки электронной модели и мероприятий по наладке и регулированию системы централизованного теплоснабжения можно разбить на этапы.
1. Запрос у теплоснабжающей организации исходных данных по системе теплоснабжения, их уточнение.
2. Создание компьютерной модели топологии сети с привязкой к местности (в масштабе) на основе графических материалов, обследования или описания.
3. Анализ и систематизация исходных документов и данных по тепловой сети. Подготовка информации для расчета на ЭВМ. Создание расчетной модели (схемы) тепловых сетей и ввод данных по тепловой сети. Выполнение расчета на ЭВМ и анализ результатов расчета.
4. Верификация данных, калибровка модели, определение гидравлических характеристик участков сетей.
5. Теплогидравлические расчеты тепловых сетей:
- гидравлический расчет и разработка гидравлического режима (режимов);
- расчет дроссельных устройств.
6. Разработка мероприятий по наладке системы централизованного теплоснабжения. Оформление в виде отчета.
7. Внедрение разработанных мероприятий (в межотопительный период выполняют, как правило, теплоснабжающая организация и управляющие организации).
8. Замеры параметров работы системы теплоснабжения для регулирования. Корректировка расчетной модели и разработка мероприятий по регулированию тепловых сетей по результатам работы системы теплоснабжения в устойчивом режиме после внедрения мероприятий по наладке тепловых сетей (следующий отопительный период).
В процессе таких работ (либо независимо от них) могут выполняться поставка программного обеспечения (ПО) для работы с электронной моделью и теплогидравлических расчетов, обучение сотрудников заказчика работе с ПО ГИС Zulu, ZuluThermo и электронной моделью.
Для справки
«18. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с обязательствами по срокам устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанных в п. 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (п. 23.1 настоящих Методических рекомендаций)».
Новые технологии в системах отопления и горячего водоснабжения, теплообменное оборудование
Экономический эффект от применения современных информационных технологий в ЖКХ
Оценка экономического эффекта от наладки системы теплоснабжения показывает, что эти мероприятия для разбалансированной системы, как правило, должны окупаться в течение одного отопительного периода после их проведения и давать в дальнейшем экономический эффект, соответствующий устраненной разбалансировке системы. Организационный эффект от наладки состоит в уменьшении числа жалоб и судебных разбирательств с потребителями тепла. В целом эффект от наладки можно оценить как 1–10 % от реализации тепла за счет уменьшения перерасходов газа на выработку тепла и электроэнергии на работу сетевых насосов.
Экономический эффект от использования схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для планирования эксплуатации, модернизации и развития систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения оценить сложнее. Сама схема теплоснабжения прямой выгоды приносит немного - только удовлетворение требованиям закона и постановления правительства. Однако она позволяет выявить факторы неэффективности систем теплоснабжения и возможности улучшения их работы за счет перехода на более дешевое топливо, использования более эффективных котельных или ТЭЦ, уменьшения потерь в сетях, снижения аварийности, устранения перетопа, более эффективного использования ресурсов теплоснабжающей организации и др. Также схема теплоснабжения послужит платформой для обоснования инвестиционных программ теплоснабжающих организаций. Для разработки финансового плана модернизации систем теплоснабжения требуется грамотный системный подход к технической части мероприятий с учетом экономической ситуации в теплоснабжающих организациях, особенностей правового регулирования в сфере ЖКХ, а также новых требований Минэнерго России и Ростехнадзора по отношению к показателям энергоэффективности и аварийности.
Возможно достижение финансового результата порядка 10–20 % затрат на реализацию мероприятий. Во многом эффект достигается за счет перевода наиболее крупных котельных с мазута или дизельного топлива на газ: затраты на выработку тепловой энергии при этом могут снизиться в 2–3 раза. Некоторое время стоимость мазута и дизельного топлива была ниже за счет налоговых преференций для НПЗ, но сейчас выработка 1 Гкал на газе уже в три раза дешевле, чем выработка 1 Гкал на дизельном топливе или мазуте. А в долгосрочном периоде ожидается дальнейшее удорожание жидкого топлива по сравнению с газом. При достаточной газификации местности переход на газовые котельные представляется неизбежным. А значит, в программах модернизации теплоэнергетической отрасли крайне желательно участие Газпрома как одного из главных бенефициаров этой модернизации.
Пример
Оценим экономический эффект от внедрения схемы теплоснабжения с электронной моделью для города с численностью населения 30–50 тыс. человек и с 5–10 котельными (100–150 Гкал/ч).
Стоимость мероприятий по модернизации системы теплоснабжения - около 50 млн руб. в год. Издержки неэффективного планирования ~ 10 %, т. е. 5 млн руб. Подробная схема теплоснабжения с электронной моделью стоит 1–1,2 млн руб. Такая схема позволит существенно снизить издержки неэффективного планирования.
Какие требования предъявляются к договору ресурсоснабжения?
Препятствия для внедрения новейших информационных технологий в сфере ЖКХ
Какие проблемы встречаются при внедрении электронных моделей на ресурсоснабжающих предприятиях? Наш опыт показывает, что в списке частых проблем, как правило, следующие.
1. Низкая рентабельность или убыточность многих теплоснабжающих организаций и водоканалов. Как следствие, отсутствуют свободные средства, в приоритете другие задачи - например, ремонт сетей и источников.
2. Отсутствие достаточно квалифицированного персонала, а также недостаточная автоматизация имеющегося на рынке ПО для решения этих задач менее квалифицированным персоналом.
3. Отсутствие у администраций городов, поселений, районов (ответственных за разработку и актуализацию схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) достаточных средств на качественную разработку схем и понимания требований к схемам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
4. Проблемы межведомственного взаимодействия и стандартизации. Разработчики генпланов не всегда предоставляют данные разработчикам схем теплоснабжения или администрациям, теплоснабжающим организациям. Формат представляемых данных не всегда соответствует требованиям, или отсутствуют сами требования к форматам обмена данными.
Для решения проблемы низкой рентабельности или убыточности теплоснабжающих организаций и водоканалов необходимо разработать разумные методики и системы расчета себестоимости производства и реализации услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения и соответствующих тарифов с учетом необходимых расходов на эксплуатацию, модернизацию и развитие систем. Также следует расширять практику и объем муниципальных облигаций для финансирования проектов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, включать эти работы в инвестпрограммы, часть работ делегировать застройщикам.
Отсутствие достаточно квалифицированного персонала на предприятиях теплоснабжения отмечалось многими участниками отраслевой научно-практической конференции «Теплоснабжение-2016: приоритеты стратегического развития», прошедшей 7-8 сентября в Москве. Однако этой проблеме не уделено достаточного внимания в проекте Стратегии развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года*. Полезно развивать дистанционное (через интернет) очно-заочное обучение, повышать функциональность используемого в отрасли ПО для уменьшения потребности в квалифицированном персонале. Например, на курсах в ООО «ГеоИнфоГрад» можно научиться применять программы ГИС Zulu, ZuluThermo, ZuluHydro, ZuluDrain при создании электронных расчетных моделей систем тепло-, водоснабжения, водоотведения, наладке тепловых сетей, для гидравлических расчетов и оптимизации гидравлических режимов сетей водоснабжения и водоотведения.
*www.energosovet.ru
На современном рынке представлено ПО, автоматизирующее многие процессы учета, представления, расчетов и моделирования систем теплоснабжения. Однако осталось немало задач, которые все еще ждут автоматизации.
Моделирование в теплоснабжении используется также для решения задач:
- автоматизации и диспетчеризации работы котельных и сетей;
- контроля за расходом топлива и потребляемого тепла;
- мониторинга состояния систем теплоснабжения;
- поддержки принятия решений о развитии систем теплоснабжения;
- оценки экономической эффективности мероприятий и экономического регулирования в сфере теплоснабжения.
Последние три задачи приходится решать в рамках процесса разработки или актуализации схемы теплоснабжения.
Существующие программные решения обеспечивают большую часть потребностей предприятия, осуществляющего наладку и гидравлические расчеты тепловых сетей. В частности, в состав используемого нами отечественного программного комплекса ZuluThermo входят следующие компоненты:
- геоинформационная система;
- модуль для решения коммутационных задач;
- модуль поверочного теплогидравлического расчета тепловой сети (расчет режимов);
- модуль наладочного теплогидравлического расчета тепловой сети (наладка) согласно ОСТ 36-68-82;
- модуль для конструкторского расчета;
- ПО для построения пьезометрических графиков (рис. 1);
- модуль расчета нормативных тепловых потерь в тепловых сетях;
- модуль расчета надежности системы теплоснабжения.
Набор возможностей данной ГИС (с модулями) практически полностью удовлетворяет требованиям к электронной модели схемы теплоснабжения согласно постановлению Правительства РФ от 22.02.2012 № 154. Однако на практике остается ряд недостаточно автоматизированных задач.
Первая - сбор и обработка исходных данных с последующей загрузкой результатов в базу данных тепловой сети. Для более быстрой и качественной разработки или актуализации схемы теплоснабжения в ходе проведения работ в ООО «ГеоИнфоГрад» была выполнена частичная автоматизация данного процесса. Автоматические расчеты производятся в Microsoft Excel, что позволяет инженерам теплосетевого предприятия заносить запрашиваемые исходные данные в привычном формате. Результаты расчетов можно экспортировать как в семантическую базу данных ZuluThermo для дальнейшей работы, так и непосредственно в отчеты о схеме теплоснабжения.
Определение гидравлических характеристик системы по стандартной методике ОРГРЭС (РД 34.20.519–97*) может быть осложнено необходимостью отключения потребителей на время проведения испытаний. В соответствии с методикой требуется выделить циркуляционное кольцо из участков магистралей подающей и обратной линий от источника тепла и врезаемой перемычки в конце кольца. В нем создаются специальные режимы, связанные с повышенными расходами воды. Поскольку это не всегда возможно, «ГеоИнфоГрад» разработал свою методику, аналогичную методике ВТИ (РД 153–34.1–20.526–00**). Она позволяет определять гидравлические характеристики трубопроводов водяных тепловых сетей в условиях эксплуатации на основе данных замеров в контрольных точках сети, в т. ч. с помощью ультразвуковых расходомеров с накладными датчиками.
*РД 34.20.519–97 «Методические указания по испытанию водяных тепловых сетей на гидравлические потери». Утверждены департаментом науки и техники РАО «ЕЭС России» 25 апреля 1997 г.
**РД 153–34.1–20.526–00 «Методические указания по испытанию водяных тепловых сетей на гидравлические потери без нарушения режимов эксплуатации». Утверждены департаментом стратегии развития и научно-технической политики РАО «ЕЭС России» 4 мая 2000 г.
- ГИС ЖКХ: пошаговая инструкция по регистрации и добавлению информации
Задачи для автоматизации моделирования систем
1. Автоматизация поиска и устранения ошибок в исходных данных
Заказчик может предоставить неполные, противоречивые или устаревшие данные о параметрах системы. Прямолинейное использование таких данных неизбежно приводит к ошибкам в модели. Часть простых ошибок - незаполненные исходные данные, заведомо нереальные данные - находит программа ZuluThermo. Однако многие менее очевидные ошибки еще остаются и требуют анализа получаемых результатов расчетов. Нами разработана методика локализации и классификации ошибок, которая применяется ведущими специалистами при разработке моделей для наладочных мероприятий.
Классификация ошибок позволяет опознать источник их возникновения по результатам гидравлического расчета. Мы различаем следующие основные виды ошибок в модели сети:
- ошибочные диаметры труб;
- неправильная топология сети;
- неправильные значения нагрузки на стороне потребителя;
- неверные параметры источника (давление в обратке, располагаемый напор);
- неверный температурный график.
Для индикации ошибки строится пьезографик, и его поведение на различных участках сети позволяет с большой степенью уверенности указать на один из описанных видов ошибок. Методика уже успешно применяется и нашими партнерами.
2. Калибровка компьютерной модели системы
Как правило, на предприятиях отсутствуют исходные данные для гидравлического (поверочного) и наладочного расчетов: шероховатости и зарастания, сопротивления участков сетей, сопротивления внутридомовых систем отопления, теплообменников, диаметры установленных шайб и сопел элеваторов. Зачастую невозможно провести гидравлические испытания для определения гидравлических характеристик. Причины: невозможно измерить непосредственно физически, или это слишком затратно финансово - экономика предприятия не позволяет; отсутствуют квалифицированные сотрудники, способные в соответствии с существующими методиками выполнить гидравлические испытания и по их результатам рассчитать эти параметры; отсутствуют свободные средства, знания для привлечения квалифицированных сотрудников, организаций.
Расчеты в ZuluThermo не дают возможности вычислить требуемые параметры непосредственно, но позволяют за несколько итераций подобрать эти значения на «критических» участках сети и затем распространить на аналогичные участки.
Пример последовательности действий:
1) запрос параметров (давления, расходы, температуры) по контрольным точкам: источникам, ЦТП, проблемным и концевым потребителям;
2) верификация «ошибок» - обследование (как вариант - выборочное) с фотографированием сетей, колодцев, камер, тепловых пунктов; снятие показаний измерительных приборов, приборов учета; замеры с помощью переносных измерительных приборов (пирометра, ультразвукового расходомера);
3) оценка неизвестного падения давления (гидравлического сопротивления) на внутридомовых системах отопления потребителей. Используется так называемая формула Легостина. В ее основу легло эмпирическое правило, применяемое опытным теплотехником С. Г. Легостиным. В формализованном виде это правило выглядит следующим образом:
-∆H = 0,4 0,6Q,
где ∆H - падение давления на внутридомовой системе отопления, м вод. ст.;
Данная формула используется в качестве первого приближения для вычисления (подбора) этого неизвестного «неизмеримого» параметра;
4) подбор эквивалентных шероховатостей - решение обратной задачи поверочного гидравлического расчета.
В первом приближении принимаем:
На выбор «критических» участков, число необходимых итераций, точность полученного результата существенно влияют квалификация и интуиция исполнителя. От этого будут зависеть точность, адекватность полученной модели системы теплоснабжения, а значит, качество разработанных на ее основе мероприятий по наладке системы теплоснабжения и, соответственно, количество потребителей, требующих регулирования в следующий отопительный период, объем и стоимость этих работ.
Автоматизация (программирование) таких процедур позволит снизить требования к квалификации персонала, сроки и стоимость работ по наладке и регулированию систем теплоснабжения, повысить точность, качество результата. Основные (технические) результаты предлагаемого решения:
- автоматизированное определение контрольных точек - мест замеров параметров системы для калибровки модели;
- автоматизированное определение эквивалентных шероховатостей участков сетей и гидравлических сопротивлений внутридомовых систем по данным замеров в контрольных точках без нарушения режимов эксплуатации системы теплоснабжения.
3. Подключение нового потребителя
Есть: работающая система (системы) теплоснабжения и план строительства здания (зданий) - потребителя (потребителей) тепла. Задачи: выявить оптимальную точку (точки) подключения потребителя (потребителей) к тепловым сетям; определить необходимые мероприятия по реконструкции (строительству элементов) системы теплоснабжения (сетей, источников, ЦТП, насосных станций), наладке системы для подключения новых потребителей без ущерба для старых (без потери качества, безопасности и надежности теплоснабжения) с учетом оптимизации стоимости этих мероприятий и продолжительного экономического эффекта от подключения.
- Неучтенные расходы и потери воды: методика определения и борьбы
4. Автоматизация разработки, актуализации и верификации электронных моделей и схем теплоснабжения
Для схемы теплоснабжения недостаточно только бумажного документа. Это должна быть компьютерная система, позволяющая на основе исходных данных рассчитывать вычисляемые значения параметров системы теплоснабжения и автоматизированно формировать «бумажную» схему теплоснабжения как отчетный документ. При актуализации - все автоматически пересчитывать.
В «ГеоИнфоГраде» разработана Система автоматизации схемы теплоснабжения городского округа Фрязино, дополняющая электронную модель на основе программно-расчетного комплекса ZuluThermo. Она позволяет анализировать существующее состояние системы теплоснабжения городского округа и моделировать ее развитие в соответствии с планом развития города и постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154.
Среди основных результатов применения модели - перспективные балансы тепловой мощности, теплоносителя и топлива, расходов и доходов от реализации тепла, а также финансовые результаты деятельности теплоснабжающей организации с учетом затрат на строительство и реконструкцию источников тепла и тепловых сетей, прогноз себестоимости вырабатываемой и отпускаемой тепловой энергии. Такое решение можно рассматривать как прототип требуемой автоматизированной системы «Схема теплоснабжения».
Разработанная Система автоматизации схемы теплоснабжения включает подсистемы:
- модуль данных о климате, используемом топливе, требованиях ГОСТ и ОСТ и др.;
- данные генплана;
- данные о действующих и перспективных зонах теплоснабжения;
- топливные балансы;
- балансы мощности и теплоносителя;
- калькуляции материальных и финансовых затрат по зонам теплоснабжения;
- обоснование инвестиций в развитие систем теплоснабжения.
Если внесены данные в первые три модуля, то на их основе производятся все остальные необходимые расчеты. Данные представляются в виде, готовом как для вставки в отчет, так и для использования в создании электронной модели.
Образец применения Системы автоматизации схемы теплоснабжения - актуализация схемы теплоснабжения городского округа Фрязино до 2029 г. В частности, для схемы теплоснабжения, наладки тепловых сетей и моделирования аварийных режимов была создана электронная модель системы теплоснабжения в ZuluThermо: www.geoinfograd.ru/f/shema-fr.
Основные возможности Системы автоматизации схем теплоснабжения и существенные отличия ее от электронной модели системы теплоснабжения, соответствующей требованиям постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, представлены на рис. 2.
В дальнейшем в системе следует реализовать следующие функции:
- автоматическое определение необходимого списка исходных данных;
- автоматизированная выдача запроса на предоставление исходных данных;
- автоматизированное составление форм (таблиц) для заполнения исходными данными;
- автоматическая проверка внесения необходимых данных;
- автоматизированная обработка исходных данных и автоматизированный расчет промежуточных данных, необходимых для составления схемы теплоснабжения;
- автоматизированное заполнение форм (таблиц), характеризующих схему теплоснабжения (в соответствии с методическими указаниями по составлению схем теплоснабжения);
- автоматизированное составление отчетного документа по схеме теплоснабжения;
- автоматическая проверка документа на соответствие требованиям постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154;
- автоматизированное внесение изменений в схему теплоснабжения, в т. ч. для ежегодной актуализации.
Полезными будут и дополнительные функции:
- автоматическая выдача инструкций по реализации (выполнению) схемы теплоснабжения;
- автоматизированное составление бизнес-планов для привлечения инвестиций.
Система автоматизации должна быть совместима с Microsoft Word, Microsoft Excel, ГИС Zulu, ZuluThermo и сохранять функционал при составлении схемы теплоснабжения для любого типа поселений - городских округов и городских поселений, сельских поселений.
Выводы
Для автоматизации многих задач (процессов) учета, моделирования, наладки и планирования развития систем централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения сегодня разработано специальное программное обеспечение. И организации, и предприятия коммунального комплекса его уже применяют. Однако многие задачи (процессы) в этой области все еще не автоматизированы (не запрограммированы) или недостаточно автоматизированы. Для их автоматизации нужно подтвердить потребность в этом предприятий отрасли, установить приоритеты, уточнить требования, разработать стандарты для соответствующих автоматизированных систем (ПО).
Автоматизация (программирование) таких процедур и применение современных информационных технологий в сфере ЖКХ позволят снизить требования к квалификации персонала или количество необходимых специалистов, уменьшить сроки и стоимость работ по наладке и регулированию систем теплоснабжения, оптимизации гидравлических режимов работы систем централизованного водоснабжения и водоотведения, разработке и актуализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также повысить точность, качество результата.
Жилищно-коммунальное хозяйство -- комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. ЖКХ включает:
- · Водопровод -- устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды
- · Канализация -- отведение сточных вод
- · Капитальный ремонт зданий
- · Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания)
- · Теплоснабжение -- обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис.
- · Сбор, вывоз и утилизация мусора
- · Содержание придомовых территорий (благоустройство)
- · Электроснабжение.
Эта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с органами местного самоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу.
Для решения любой из существующих проблем жилищно-коммунальной сферы требуется применение информационных технологий. Cовременные информационные технологии позволяют вести учет потребления тепло-, водо- и энергоресурсов, организовать контроль за состоянием объектов, обеспечить взаимодействие между поставщиками и потребителями ресурсов. Качественная и достоверная информация является ценнейшим ресурсом, востребованным всеми участниками рынка. Органам власти применение ИКТ в сфере ЖКХ позволяет оперативно контролировать ситуацию, что необходимо для бюджетирования и учета текущих платежей, планирования и контроля работ, разработки нормативно-правовой базы; инвесторам ИКТ помогут рассчитать необходимые инвестиции и возможную отдачу от них.
Рядовым гражданам, конечным потребителям услуг ЖКХ, внедрение информационных технологий позволит вести контроль над потребляемыми ресурсами и оптимизировать их расходование.
Немаловажно и то, что переход к широкому использованию информационных технологий в ЖКХ, приводящий к облегчению процедур оплаты и переходу к выплатам за потребленные, а не отпущенные, ресурсы оказывает и значительный социальный эффект. Даже простое информирование участников рынка о самой реформе ЖКХ и экономии средств на текущих платежах благодаря применению новых технологий учёта потребления может положительно влияет на отношение участников рынка к реформе ЖКХ.
На сегодняшний день информационные системы ЖКХ уже внедрены и успешно работают в ряде регионов. Так в 2007 г. был проведен конкурс Минпромэнерго на разработку технического регламента требований к программно-аппаратному комплексу учета энергоресурсов в ЖКХ. Подобные технологии постепенно появляются в российских городах -- не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, Свердловской области, Ханты-мансийском автономном округе, Сургуте, Перми и др.
В Нижнем Новгороде на базе уже реализованных решений введена единая система оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства. Платежные трансакции осуществляются в режиме реального времени -- эти технологии подобны тем, что применяют операторы сотовой связи. Кроме того, здесь вводится система предоплаты, которая позволит оплатить квартплату перед отпуском.
В Свердловской области оптимизированы процедуры сбора платежей в преддверии отопительного сезона. Проблема с задержкой платежей решена с помощью Комплексного расчетного центра (КРЦ), доступного на территории 36 городов Среднего Урала и обслуживающего 490 тысяч абонентов. В Екатеринбурге комплексный расчетный центр также обеспечивает прозрачность и оперативность поступающих платежей, а средства за коммунальные услуги пересылаются на счета их поставщиков.
География внедрений достаточно обширна, однако, "первопроходцами автоматизации" оказались, как правило, крупные города и, в основном, регионы-доноры.
Введение
1. Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой
1.1 Понятие ЖКХ
1.2 Задачи информационных систем ЖКХ
2. Единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ)
3. Деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве
Заключение
Список
литературы и источников
Введение
Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера ЖКХ. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере.
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса - важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ее граждан.
Однако, эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами. Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние. Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.
Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое звено реформы ЖКХ.
Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.
В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурных преобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массив информации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и, что особенно значимо, для обеспечения принципа оптимальности контроля над деятельностью субъектов ЖКХ, который в соответствии с новым Жилищным кодексом (ЖК РФ) становится ключевым элементом управления и требует полной информации, получаемой из различных источников.
Целью этой работы является исследование таких вопросов, как информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а так же деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве.
Задачи – изучение информационных технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а именно понятия ЖКХ, задач информационных систем ЖКХ; единых расчетно-кассовых центров, а так же деятельности Единых информационно-расчетных центров в Москве.
1. Информационные
технологии управления жилищно-коммунальной сферой
1.1 Понятие ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов. ЖКХ включает:
· Водопровод - устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды
· Канализация - отведение сточных вод
· Капитальный ремонт зданий
· Текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания)
· Теплоснабжение - обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис.
Эта отрасль, без которой практически невозможна
жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования
эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с
органами местного самоуправления и населением с целью реформирования
жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую
базу .
1.2 Задачи информационных систем ЖКХ
Задачи, на решение которых направлено использование
информационных систем в сфере ЖКХ, приведены на рис. 1.
Рис. 1. Задачи информационных систем ЖКХ
ИС ЖКХ обеспечивают повышение оперативности поступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов с целью быстрого реагирования на проблемные ситуации.
Обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории - это учет потребления энергоносителей и воды, контроль технических параметров отопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, вентиляции, работы лифтового оборудования, контроль технологической дисциплины, передача информации в разрезе домов, микрорайонов, кварталов с целью расчета тарифов, принятия решений по капитальному ремонту и др.
Дистанционное управление объектами ЖКХ предполагает управление давлением и напряжением в сетях, включение-выключение освещения в подъездах и внутридворовых территориях, контроль доступа в технические помещения.
Последствия изменения тарифов, станок на услуги ЖКХ можно прогнозировать посредством моделирования ситуаций.
Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги включает:
· ведение учета зданий, квартир;
· управление лицевыми счетами;
· ведение поквартального учета коммунальных услуг и нормативов потребления;
· начисление субсидий и учет льгот (в совокупности и по каждому жильцу, вписанному в лицевой счет) с возможностью изменения их перечня пользователем;
· группировка зданий с целью изменения нормативов и других параметров для большого числа квартир, оперативное выполнение расчетов в процессе таких изменений;
· ведение учета доходов каждой семьи и начисление субсидий в соответствии с этими данными;
· расчет суммы льгот (с возможностью ее перерасчета в случае изменения законодательства) для каждого жильца;
· ведение истории начислений (перерасчет по предыдущим периодам в соответствии с существовавшими тогда нормативами).
Повышение качества работы с населением достигается сокращением очередей при получении справок, выписок, автоматизацией формирования и печати отчетов.
Экономия бюджетных средств достигается за счет сокращения
трудозатрат на выполнение операций и численности персонала .
2. Единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ)
В настоящее время автоматизация ЖКХ движется в направлении организации единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). Основное назначение ЕРКЦ - расчет стоимости коммунальных услуг, автоматизация оплаты коммунальных услуг населением в условиях действия договорных отношений между производителями услуг ЖКХ.
Основными целями создания ЕРКЦ являются:
· формирование бездотационной системы ЖКХ на базе финансового анализа, контроля и учета имеющихся ресурсов;
· учет потоков платежей за коммунальные услуги и управление документооборотом;
· контроль собираемости платежей;
· создание базы данных городского хозяйства, включающей всю информацию о состоянии жилищного фонда, о населении, квотах, субсидиях, оказанных услугах.
Важнейшими направлениями деятельности ЕРКЦ являются:
· оперативное централизованное обслуживание жителей МО по оплате жилищно-коммунальных услуг;
· подготовка и доставка населению платежных документов;
· предоставление льгот и субсидий;
· внесение корректировок в расчеты при изменении тарифов, льгот и субсидий;
· учет граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг;
· централизованная информационно-аналитическая поддержка административных округов.
Централизация абонентского обслуживания населения на базе ЕРКЦ позволила получить ряд преимуществ:
· улучшение контроля правильности изменения тарифов и начисления платы за ЖКУ, исключение разночтений документов и ошибок их толкования;
· использование на территории города единой счет-квитанции, вручаемой каждому плательщику лично;
· повышение оперативности обновления информационной базы;
· повышение качества предоставления льгот за счет интеграции информационной базы с базой данных службы социальной защиты населения;
· повышение качества информационного обслуживания населения за счет организации «горячей линии» по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг .
3. Деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 476-ПП "О создании Единых информационно-расчетных центров" органами исполнительной власти, входящими в Комплекс городского хозяйства Правительства Москвы, префектурами административных округов, управами районов города совместно с ресурсоснабжающими организациями, ОАО "Банк Москвы" в короткий срок созданы и функционируют во всех районах города единые информационно-расчетные центры.
За период с ноября 2002 года по настоящее время выполнен значительный объем работы по решению организационно-распорядительных вопросов, связанных с обеспечением работы единых информационно-расчетных центров, что позволило объединить все основные виды жилищных (эксплуатационных), коммунальных и иных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКУ) в едином платежном документе, организовать их централизованную доставку населению, обеспечить сбор большинства видов платежей за ЖКУ через единый платежный документ на транзитные счета и их дальнейшее распределение непосредственно поставщикам услуг, минуя посредников, повысить степень прозрачности расчетов за ЖКУ, создать предпосылки для обслуживания населения по принципу "одного окна".
В этой связи особое внимание уделялось координации действий всех участников процесса функционирования единых информационно-расчетных центров, созданию условий доступности для москвичей информации о проводимых операциях по начислению платежей за предоставленные им жилищно-коммунальные и прочие услуги, об установленных ставках и тарифах, льготах и субсидиях, организации консультаций по всему спектру вопросов и проблем в этой области.
Наиболее успешно решались вопросы создания и организации работы единых информационно-расчетных центров префектурами Центрального, Северо-Восточного, Восточного, Южного и некоторых других административных округов города. Определенный положительный опыт по созданию системы начисления платежей за ЖКУ и начисления субсидий по принципу "одного окна" создан в городе Зеленограде.
В ряде районов города, например: Жулебино, Люблино, Кунцево, Лианозово, Алтуфьево, Чертаново Северное, Бескудниково, Ломоносовский, Теплый Стан, Северное Измайлово, Вешняки, Арбат, Тимирязевский, Бирюлево Восточное, благодаря усилиям префектур, районных управ, дирекций единого заказчика успешно работают единые информационно-расчетные центры, имеющие хорошую материально-техническую базу и квалифицированный персонал.
Позитивную роль в процессе становления системы ЕИРЦ, повышения уровня ее функционирования играет ОАО "Банк Москвы", выполняющий функции финансового оператора и обеспечивший создание эффективной системы учета денежных потоков в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Организация ЕИРЦ, налаживание их деятельности сопровождались широкой информационно-разъяснительной работой как непосредственно через единые информационно-расчетные центры, так и через городские, окружные и районные средства массовой информации.
В результате, если в ноябре 2002 года количество москвичей, оплачивающих жилищно-коммунальные и прочие услуги по единым платежным документам, не превышало 20%, то в настоящий период в целом по городу этот показатель составил более 95%.
Вместе с тем существующая система единых информационно-расчетных центров требует дальнейшей доработки.
В настоящее время деятельность ЕИРЦ не охватывает все категории плательщиков за ЖКУ, что мешает созданию оптимальной социально-экономической модели начислений, сбора и распределения платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Требуют решения вопросы более рациональной организации управления и функционирования ЕИРЦ в первую очередь за счет унификации и оптимизации процессов, связанных с начислением платежей, создания единого информационного пространства, охватывающего всех участников системы расчетов, в рамках целевой городской программы Электронная Москва.
Необходимы дальнейшее материально-техническое и кадровое укрепление ряда
ЕИРЦ, создание общегородской системы подготовки и переподготовки сотрудников
центров всех уровней .
Заключение
Итак, мы рассмотрели информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой и деятельность Единых информационно расчетных центров в Москве.
Жилищно-коммунальное хозяйство - это сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов.
Для успешной работы ЖКХ необходимо внедрение информационных технологий, что позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.
К задачам информационных систем ЖКХ можно отнести следующие:
Повышение оперативности диспетчеризации;
Обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории;
Дистанционное управление объектами ЖКХ;
Моделирование ситуаций;
Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги;
Повышение качества работы с населением;
Информационное обслуживание органов муниципального управления;
Обмен информацией между органами муниципального управления;
Экономия бюджетных средств.
Следует отметить, что для реализации информатизации жилищно-коммунальной сферы в административных округах г. Москвы создаются Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) с отделениями в районах г. Москвы.
На ЕИРЦ возлагается формирование и организация доставки жителям единого платежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных и прочих услуг и ресурсов, с учетом действующих льгот и субсидий, а в дальнейшем - адресных субсидий, организация приема населения, позволяющего жителям получать информацию о всех предоставленных жилищно-коммунальных и прочих услугах, начислениях и оплате за них (единое окно) и оформление запрашиваемых населением документов, справок, выписок и т.д., а также формирование пакета документов для предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Утверждается форма и правила заполнения Единого платежного документа в
целях обеспечения необходимых критериев функционирования ЕИРЦ.
Список литературы и источников
1. Постановление правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 617-ПП О работе Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию их деятельности
2. Жадько П. А. Информационное обеспечение оценки состояния и организации контроля в структуре ЖКХ региона. - Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Москва, 2009.
3. Саак А.Э.,
Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для
вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с. - (Серия "Учебник для вузов")
#"#_ftnref2" name="_ftn2" title=""> #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">
Саак А.Э., Пахомов Е.В.,
Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.:
Питер, 2005. - 320 с. - (Серия "Учебник для вузов")
Постановление
правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 617-ПП О работе Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) и мерах по совершенствованию
их деятельности
Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.
В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли:
1. Жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство
2. Водоснабжение и водоотведение;
3. Коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);
4. Городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);
5. Информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения);
6. Внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;
7. Санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);
8. Зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);
9. Бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.);
Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связаны с региональной экономикой. Городское хозяйство можно рассматривать как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения. В городское хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, обслуживающий население города (территории), бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и некоторые другие отрасли.
К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства можно отнести:
· сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;
· особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;
· сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;
· отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг);
· многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности;
· сочетание крупного (производство энергии, Водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;
· рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления;
· особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
· необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения;
· многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации). Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.
ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. Отрасли ЖКХ можно классифицировать таким образом:
· санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);
· внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);
· коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети,
коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);
· коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);
· внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);
· подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).
В состав городского хозяйства входят также городские (муниципальные) и районные (местные) органы управления, финансово-кредитные учреждения, органы по поддержке и охране общественного порядка, учреждения науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство при этом представляет не простой набор перечисленных сфер, а интегрированную "сосудистую систему", связывающую воедино все элементы обслуживания города (территории).
К числу специфических особенностей ЖКХ следует отнести также его многоотраслевой характер; преимущественно местный характер обслуживания; тесную связь с промышленностью; взаимосвязь отраслей и предприятий, обслуживающую особенности процессов воспроизводства.
Ведущей отраслью городского хозяйства, наиболее сложной и разветвленной
является ЖКХ.
Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя соответствующие потребности населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и производственной структуры региона. ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность.
Несмотря на многоотраслевую структуру ЖКХ представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры территории.
По экспертным оценкам ЖКХ охватывает в среднем от 50 до 70% основных фондов, находящихся в муниципальной собственности и служит, таким образом, материальной основой функционирования местных органов исполнительной власти и важнейшей сферой их социальной ответственности. Недостаток средств на содержание и ремонт объектов ЖКХ из-за нерационального механизма их формирования и использования, частых и неоправданных реорганизаций структуры управления ЖКХ привели к резкому снижению надежности функционирования объектов ЖКХ. На 38% увеличилась их аварийность.
Дефицит финансирования ЖКХ усугубляется отсутствием должного нормативно - правового обеспечения функционирования этой отрасли сферы услуг.
В связи с общим снижением уровня жизни населения и ростом тарифов значительно уменьшился спрос на многие платные виды услуг (ремонт и эксплуатация жилищного фонда, бытовые услуги и др.), сужается круг их потребителей. В результате резко увеличился разрыв в объемах и качестве коммунальных услуг, оказываемых в странах с развитой рыночной экономикой. Это обуславливает социальную напряженность в обществе, особенно в зимний период. Анализ уровня обеспеченности населения услугами ЖКХ на основе данных источников показывает, что разрыв между необходимым и практическим уровнем потребления услуг ЖКХ в 90-х гг. непрерывно возрастает: средний уровень обеспеченности населения общей жилой площадью, в расчете на одного жителя, в 1,5-2 раза ниже рационального норматива и в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, причем 9,8 млн. семей (включая одиночек) проживает в общежитиях и коммунальных квартирах. Лишь в некоторых других городах обеспеченность жильем благодаря новому жилищному строительству увеличилась.
В среднем на одного человека приходится 17,7 кв. общей жилой площади, при этом у трети семей (включая одиночек) - менее 9 кв. м. жилой площади. Свыше 5 млн. чел. проживает в аварийных и ветхих домах.
Уровень благоустройства жилищного фонда остается низким, значительная его часть не соответствует нормативам не только по объему, но и по качественным характеристикам. В городах и поселках городского типа каждая пятая квартира не оборудована централизованным водоснабжением, канализацией, центральным отоплением. В них проживает, на сегодняшний день, более 40 млн. человек.
Кризис ЖКХ как отрасли сферы услуг обусловлен совокупностью причин: слабой технической базой отрасли; недостатком мощностей; отсутствием необходимых средств на развитие и текущее содержание и др. Их глубинной основой является неэффективный и несоответствующий социально ориентированной экономике механизм установления тарифов и сбора оплаты за коммунальные услуги, системы платежей и контроля за использованием ресурсов на развитие ЖКХ.
С 1990 г. темпы роста жилищного строительства неуклонно сокращались из-за роста цен на строительные материалы и оборудование при сокращении их производства, увеличения транспортных расходов, а также резкого сокращения централизованного финансирования жилищного строительства.
ЖКХ относится к числу наиболее монополизированных отраслей народного хозяйства. Монополизм в системе ЖКХ не позволяет потребителям защищать свои права, снижает ответственность организаций за предоставление жилищно-коммунальных услуг и их качество, ведет к формированию монопольных цен.
Анализ развития системы информационной поддержки жилищно-коммунальной отрасли позволяет структурировать данные, используемые в целях оказания поддержки предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и представляющие для них интерес.
Наибольшим спросом пользуются следующие виды информационных ресурсов:
1. Нормативно-правовые документы;
2. Методические разработки;
3. Информация, связанная с муниципальным заказом;
4. Инвестиционные проекты, системы поддержки;
5. Тарифы, цены, финансовые схемы;
6. Региональные мониторинги хода реформы управления и энергоресурсосбережения;
7. Материалы, оборудование, машины, технологии;
8. Деловая пресса;
9. Социально-экономическая информация.